Сайт kerpc.ru знакомит читателей с предстоящими праздниками Православной Церкви. 6–12 июня в 2022 году — седьмая седмица (неделя) по Пасхе.
7 июня (25 мая по ст. ст.). Третье обретение честной главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
После усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, его тело было погребено учениками в самарийском городе Севастии, а честная глава сокрыта Иродиадой в бесчестном месте. Благочестивая Иоанна, жена царского домоправителя Хузы (Лк. 8, 3), тайно взяла святую главу, положила её в сосуд и погребла на горе Елеонской — в одном из поместий Ирода.
Через много лет поместье это перешло во владение благочестивому вельможе Иннокентию, который стал строить там церковь. Когда копали ров для фундамента, был обретён сосуд с честной главой Иоанна Крестителя. Иннокентий узнал о величии святыни по бывшим от неё благодатным знамениям. Так произошло Первое обретение главы. Иннокентий хранил её с величайшим благоговением, но перед своей смертью, боясь, как бы святыня не была поругана неверными, он снова скрыл её в том самом месте, где обрел.
Второе обретение честной главы произошло в дни равноапостольного царя Константина Великого (+337, память 21 мая/3 июня), когда христианская вера стала процветать. Двум инокам, пришедшим в Иерусалим на поклонение святым местам, дважды явился сам святой Предтеча и открыл место нахождения своей честной главы. Иноки отрыли святыню и, положив её в мешок из верблюжьей шерсти, пошли к себе домой.
По дороге они встретили незнакомого горшечника и дали ему нести драгоценную ношу. Не зная, что он несёт, горшечник спокойно продолжал путь, но ему явился сам святой Предтеча и велел бежать от нерадивых и ленивых иноков вместе с тем, что было у него в руках. Горшечник скрылся от иноков и дома с почестью хранил честную главу. Перед смертью он запечатал её в водоносный сосуд и передал сестре.
С тех пор честная глава была преемственно хранима благоговейными христианами, пока её обладателем не стал священник Евстафий, заражённый арианской ересью. Он совратил множество недужных, исцелившихся от святой главы, приписывая благодать еретичеству. Когда его кощунство открылось, он был вынужден бежать. Закопав святыню в пещере, близ Емессы, еретик рассчитывал впоследствии вернуться и снова овладеть ею для распространения лжеучения. Но Бог не допустил этого. В пещере поселились благочестивые иноки, а потом на этом месте возник монастырь. В 452 г. архимандриту этой обители Маркеллу святой Иоанн Креститель в видении указал место сокрытия своей главы.
Третье обретение честной главы Иоанна Крестителя было около 850 года. Во время волнений в Константинополе в связи со ссылкой святителя Иоанна Златоуста (память 13/26 ноября) глава святого Иоанна была унесена в город Емесу. Оттуда во время набегов сарацин она была перенесена (около 810–820 гг.) в Команы и там, в период иконоборческих гонений, была скрыта в земле. Когда иконопочитание было восстановлено, Патриарху Игнатию (847–857) во время ночной молитвы было указано в видении место, где скрыта глава святого Иоанна Предтечи. Первосвятитель сообщил об этом императору, который послал посольство в Команы, и там глава была в третий раз обретена, в указанном Патриархом месте, около 850 года. Позже глава вновь была перенесена в Константинополь и здесь 25 мая положена в придворной церкви, часть святой главы находится на Афоне.
Сейчас честная глава Предтечи хранится в студийском Предтеченском монастыре.
11 июня (29 мая по ст. ст.). Собор святых Красноярской митрополии и прославление святителя Луки (Войно-Ясенецкого)
Собор святых Красноярской митрополии — соборное празднование памяти святых и подвижников благочестия, в земле Красноярской просиявших. Днём празднования Собора святых Красноярской митрополии установлено 11 июня (29 мая по церковному календарю). Собор учреждён по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в преддверии 155-летия Красноярской (Енисейской) епархии в 2015 году.
С ходатайством об установлении Собора Красноярских святых к Предстоятелю Русской Православной Церкви обратился митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон. Этому обращению предшествовало заседание Архиерейского совета митрополии, в который входили управляющие Красноярской, Канской, Енисейской и Норильской епархиями.
По благословению Святейшего Патриарха Кирилла, в состав Собора святых Красноярской митрополии в настоящее время включены, в соответствии с определениями Священного Синода от 26 июля 2010 г. и 23 октября 2014 г., шестнадцать почитаемых на Приенисейской земле и канонизированных в установленном порядке подвижников, основным местом подвига, либо погребения которых являются входящие в митрополию епархии.
История Православия на Енисее насчитывает более чем 400 лет, здесь прославились благочестивыми деяниями, приняли мученический и исповеднический подвиг за Христа многие почитаемые Церковью святые. В составе Собора святых Красноярской митрополии — первый сибирский святой, мученик Василий Мангазейский (†1600), мощи которого пребывают в Свято-Троицком монастыре Туруханска, и праведный старец Даниил Ачинский (†1843), подвизавшийся в селе Зерцалы под Ачинском и принявший кончину в Енисейске.
В состав Собора включены и святители, возглавлявшие Красноярскую епархию и принявшие на этой земле страдания за веру в годы антирелигиозных гонений XX века. Безусловно, один из наиболее известных и почитаемых святых Красноярской митрополии — священноисповедник Лука, архиепископ Симферопольский (†1961), дважды в ХХ в. отбывавший ссылку на территории края (в 1923–1926 и в 1940–1943 гг.), а с декабря 1942 до января 1944 гг. бывший архиепископом Красноярским и Енисейским и возрождавший церковную жизнь на Енисее в годы войны. Подробнее с историей жизненного пути святителя и выдающегося хирурга можно ознакомиться по ссылке. С историей Православия на Енисее в ХХ в. связано житие священномученика Амфилохия (Скворцова, †1937), в 1925–1926 гг. бывшего епископом Красноярским и Енисейским и принявшего мученическую кончину за веру в 1937 г. в лагерях под Мариинском.
На берегах Енисея подвижнически служили погибшие за веру во Христа во время Гражданской войны и в последующие годы пастыри, прославленные в 2000-м и последующие годы как новомученики Церкви Русской. В составе Собора святых Красноярской митрополии — священномученики: протоиерей Евфимий Горячев (†1937); иереи Александр Поливанов (†1919); Амос Иванов (†1919); Владимир Фокин (†1919); Димитрий Неровецкий (†1919); Михаил Вологодский († 1920); Михаил Каргополов (†1919); Порфирий Фелонин (†1919); Стефан Семенченко (†1919); Трофим Кузнецов (†1919). В состав Собора включены миряне — подвижники веры, в атеистические времена принявшие мученическую кончину в северных лагерях Красноярского края: мученики Пётр Игнатов (†1941) и Стефан Наливайко (†1945).
12 июня (30 мая по ст.ст.). День Святой Троицы. Пятидесятница
День Святой Троицы празднуется на пятидесятый день после Пасхи, поэтому этот праздник ещё называется Пятидесятницей.
После Воскресения Господня Его ученики непрестанно жили ощущением праздника. На протяжении ещё сорока дней Он являлся им по одному и собранным вместе. На глазах учеников Господь поднялся над землёй, как бы удостоверяя их, что в последний день мира Он придёт на землю так же, как отошёл к Богу-Отцу. Прощаясь с ними до времени, Он обещал послать им Утешителя — Святого Духа, исходящего от Бога-Отца. Ученики не знали, что это означает, но верили, что всё будет по слову Господню.
Как огонь в очаге, поддерживали они в душах благодатное состояние того дня, каждый день собираясь в одном доме на горе Сионе в Иерусалиме. В уединённой горнице они молились, читали Святое Писание. Так сбывалось и ещё одно из древних пророчеств: «От Сиона изыдет закон и слово Господне из Иерусалима». Так возник первый христианский храм. Возле того дома находился и дом любимого ученика Христа — апостола Иоанна Богослова, в нём, по завещанию Господа, пребывала и Его Мать — Дева Мария. Вокруг Неё собирались ученики, Она была утешением для всех верующих.
В десятый день по Вознесении Господа Иисуса Христа, в день иудейского праздника первой жатвы, когда ученики и с ними Дева Мария находились в Сионской горнице, в третий час дня в воздухе послышался сильный шум, как во время бури. В воздухе появились яркие трепещущие языки огня. Это был огонь не вещественный — он был одной природы с благодатным огнем, который ежегодно сходит в Иерусалиме на Пасху, он светил, не обжигая. Носясь над головами апостолов, языки огня опустились на них и опочили. Тут же, вместе с внешним явлением произошло и внутреннее, совершившееся в душах: «исполнишася вси Духа Свята» — и Богоматерь, и апостолы ощутили в тот миг необыкновенную силу, действующую в них. Просто и непосредственно им был дан свыше новый благодатный дар глагола — они заговорили на языках, которых не знали прежде. Это было дарование, необходимое для проповеди Евангелия по всему миру.
Омытые, щедро одаренные Единым Духом, чувствуя, что это — только часть полученных ими духовных подарков от Господа, они держали друг друга за руки, образуя новую сияющую светлую Церковь, где незримо присутствует Сам Бог, отражаясь и действуя в душах. Возлюбленные дети Господни, соединённые с Ним Святым Духом, они вышли из стен Сионской горницы, чтобы бесстрашно проповедовать Христово учение о любви.
В память об этом событии праздник Пятидесятницы называется ещё днём сошествия Святого Духа, а также днём Святой Троицы: в явлении Святого Духа, исшедшего от Бога-Отца по обещанию Бога-Сына, раскрылось таинство единства Святой Троицы. Название же Пятидесятницы день этот получил не только в память древнего праздника, но и потому, что это событие пришлось на пятидесятый день после христианской Пасхи. Как Пасха Христова заменила собой древний иудейский праздник, так и Пятидесятница положила основание Церкви Христовой как союзу в Духе на земле.