Статьи

Культура и Православие

«Русь Православная»

Есть в нашем городе краевая специальная библиотека для незрячих. Её недаром называют ещё Центром социокультурной реабилитации инвалидов по зрению. Там не только читают книги. Там занимаются музыкой, пишут стихи, читают доклады на разные темы, устраивают литературно-музыкальные праздники, много времени уделяют ребятишкам. Есть даже радиочас для слепых и своя типография. Там работают интересные, увлечённые, добрые и профессиональные люди. Директор этой библиотеки — Павел Юрьевич Пермяков. Обстановка спокойная, доброжелательная. Я уже много рассказывала о ней. Сегодня расскажу об одном из направлений работы — «Культура и Православие».

Наша духовная культура, история, литература, искусство — неотделимы друг от друга. И библиотека — то самое место, центр, где всё связано. Мы дружим с Трёхсвятительским храмом, раньше часто были встречи с настоятелем протоиереем Владимиром Гашковым, матушкой Ириной, ребятишками из воскресной школы. В 2012 г. Советом ветеранов Свердловского района и Трёхсвятительским храмом был запущен проект «Русь Православная». Вела его Людмила Дмитриевна Гордова, музыкант, бывший работник администрации. Человек увлечённый, эрудированный. Когда у неё случилось горе, она «приползла» в храм. Отец Владимир сделал всё, чтобы душа рабы Божией Людмилы вновь возвратилась к жизни. Она уверовала, стала активной прихожанкой. Человек устроен так: узнав что-то важное, интересное, он должен поделиться с другими, вот она и стала делиться. Пошла по библиотекам района (им. Тургенева, Каверина) с короткими духовно-просветительскими лекциями. «Очень хотела, чтобы люди делились с другими радостью быть в христианстве». Попросила батюшек Владимира Гашкова и Максима Воронцова, чтобы благословили и участвовали во встречах: читали проповеди, отвечали на вопросы. Цель занятий: привести человека в храм, чтобы он постоял перед иконами Божией Матери и Спасителя, ответил печальному взгляду Богородицы, поклонился Животворящему Кресту Господню. И помнил, что жизнь наша с Богом и в Боге, в исполнении заповедей Его. А чтобы, не дай Бог, слушатели не устали от лекций, а то не придут в следующий раз — стала приглашать хоры для разнообразия. Сначала это был клиросный хор из храма Трёх Святителей, приходила Мария Гашкова со своими дивными песнями. Потом подключились ветеранские хоры, а их много в районе: «Берёзка», «Истоки», «Калина красная»… Они поют о Родине, о красоте сибирской земли, о любви ко всему, что есть на свете. После выступления слушали проповеди и задавали много вопросов, касающихся поведения в храме, причастия, даже — «Почему у Богородицы глаза грустные?». На одном из таких занятий показали фильм «Земной путь Богородицы». Сценарий Людмила Дмитриевна написала на одном дыхании, слова шли из сердца. Встреча получилась тёплая, искренняя. Все вместе вспомнили наиболее известные иконы Богородицы, слушали молитву. Отец Владимир: «Почему печальны глаза Богородицы? Очень тяжело хоронить детей. Божия Матерь знала, что ждёт Её Сына. Её терзали сомнения, горе, печаль и боль». Он подвёл итог: нам нужно поселить в сердце любовь, быть добрее, милосерднее.

Часть коллекции Пасхальных яиц

Вот другое занятие. В зале тишина, лишь рояль поёт о чём-то светлом, чистом и печальном. Рахманинов, «Элегия». Только что прозвучало слово об этом великом русском композиторе. Занятие посвящено 700-летию со дня рождения Святого Сергия Радонежского «Тихий свет души». Отец Владимир во вступительном слове рассказал о роли святого в становлении русского государства, в духовном росте русского народа. «Святые люди — это отблеск славы Христовой. Преподобный Сергий так просиял, что и поныне помогает нам, просвещает нас. Он не только молился; помогал делами, добром». Студенты духовной академии и даже академики и сейчас подходят к раке святого Сергия попросить о помощи. На большом экране показали слайды о житии святого. Матушка Ирина комментировала их. Регенты хоров Трёхсвятительского и Благовещенского храмов Мария Гашкова и Татьяна Шапошникова пели духовные песни: «Свечечка», «Песня о русском духе». А на абонементе была устроена богатая выставка книг: альбом Нестерова, «Сергий Радонежский» из серии ЖЗЛ, «Святой отрок» Чарской, фотографии Троице-Сергиевой Лавры; литература по Брайлю, «говорящие» книги и альбомы о русских монастырях, в которых фотографии можно «увидеть» руками; детские книги, в том числе журнал «Божий мир». Кстати, выставки эти постоянно меняются, многие из них посвящены Православным праздникам: Богородичным, Рождеству Христову, Пасхе, Троице. Я помню духовно-патриотические концерты в ДК «Свердловский» «Русь Православная». Выступление главы района и батюшки, поют ветераны, танцуют дети, лучшим вручают грамоты. Слушатели много ездили по храмам Красноярска, часто отец Владимир принимал их у себя в храме, чтобы не только отвечать на вопросы, но и показать, как устроен храм, иконы, где ставить свечу и как при этом молиться. В то время «Русь православная» уже «прописалась» в спецбиблиотеке.

Евангельские чтения

Постепенно и плавно эти занятия перешли в «Евангельские чтения». Мы почувствовали, что очень мало знаем о Православии, что нужно учиться. Но, если на встречах в гостиной «Русь Православная» зал был полон, то потом случилась пандемия, и сейчас на Евангельские чтения приходят человек 10 (правда, раз от раза слушателей становится всё больше). Сначала их вёл иерей Феодор Косолапов. Читали стих из Евангелия по очереди, а потом разбирали буквально каждое слово. Очень трудно, но продвигались вперёд. Сейчас занимается отец Василий Вершинский. Когда я спросила, нужны ли такие занятия в библиотеке, он ответил: «Безусловно. Везде, где требуется слово Божие, тем более в библиотеке. Библия — книга книг, а где же, как ни здесь нужны Евангельские чтения». Он рассказал, что приходит туда, куда приглашают: в школы, техникумы; что постоянные занятия по изучению Писания идут в Трёхсвятительском храме, в Центре подготовки церковных специалистов. Мы узнали, что такое Ветхий Завет, Новый Завет, чем они отличаются друг от друга. Разбирали Заповеди блаженства: нищие духом, кроткие, милостивые, чистые сердцем. Причём отец Василий объясняет всё с житейскими примерами, случаями из жизни. После занятия можно задать вопросы.

Евангельские чтения, ведёт отец Василий Вершинский

Попросили батюшку провести молебен о мире. Да, на Литургиях сейчас молят о мире, но не все старенькие могут выстоять службу, не все часто бывают в храме. Очень хотелось соборно помолиться о несчастных людях Донбасса, о стране нашей, о победе над фашизмом. Мы ведь военные и послевоенные дети, и хорошо знаем, что это такое. Отец Василий пригласил в храм, молебен состоялся при большом стечении народа. Были читатели библиотеки, клиентов соцпомощи привёз микроавтобус, были жители близлежащих домов, члены кружка «Евангельских чтений» и Совета ветеранов. Приглашение на молебен передавали по цепочке. Потом прихожане сказали: «Мир нужен. Этот молебен точно дойдёт до Бога. Люди чувствуют то, что и я чувствую». «Пришла, потому что наши солдаты воюют. Помолиться за них, чтобы не было смертей, чтобы скорее прекратились военные действия, и они вернулись домой». «Я пришла тоже помолиться за всех, кто сейчас спасает наш мир». В храме тихо. Люди стоят полукругом за спиной батюшки, чутко впитывают сердцем каждое его слово. В руках зажжённые свечи, все усердно молятся. Из проповеди отца Василия: «Мы с вами пришли помолиться о мире во всём мире. Это огромное дело. Это для нас очень важно, мы переживаем, и наши переживания переливаются в потребность молиться, чтобы противостояние закончилось как можно быстрее, с минимальными потерями. Но и этой молитвы недостаточно. Наша надежда на Бога в первую очередь. Всё происходит по промыслу Божию. „Храм — это Небо на Земле“ — говорил Василий Великий. Храм — это место на земле, где мы чувствуем присутствие Бога. Нужно молиться не только здесь, в церкви. Зажгите свечу, молитесь дома. Молитва должна быть сильной». Некоторые были в храме впервые. Они открыли для себя новый мир и приняли его, увидев вокруг знакомые лица, услышав простые и понятные слова батюшки.

Дар бесценный

В тифлоэкспозиционном зале библиотеки хранятся за стеклом маленькие рельефные иконки, вырезанные на дереве, размером с ладошку. Они читаются трудно. Дирекция библиотеки давно вынашивала идею заказать такую икону большого размера. Обратились в Епархиальное управление, написали, в чём особенность восприятия мира слепыми людьми, перечислили, какую из икон хотели бы иметь: Христа Вседержителя, Божией Матери с «грошиками», святой Матроны Московской, святителя Луки (Войно-Ясенецкого). Рельефные иконы делают в мастерской в Санкт-Петербурге. И вот в один прекрасный день директора библиотеки П. Ю. Пермякова пригласили в Архиерейский дом, и сам владыка Пантелеимон передал в дар библиотеке все четыре перечисленные иконы, уже освящённые. Нашей радости, нашей благодарности нет предела! Их установили наклонно, слепым так удобно «читать» (собственно, так иконы и стоят в церкви на аналое), в тифлоэкспозиционном зале в открытых витринах. По бокам — текст по Брайлю и плоскопечатный, рассказывающий об истории иконы, где она находится, чей образ изображен. Например, у иконы Божией Матери написано, что прославилась она в 1888 г., где и как, почему её называют с «грошиками», что сейчас она находится в Санкт-Петербурге в храме Святой Живоначальной Троицы. Божия Матерь «Всех скорбящих Радость»: «Помози ми, яко немощну, окорми мя, яко странна. Обиду мою веси, разреши ту, яко волиши». И всем помогает, исцеляет, утешает. Потому и считают её чудотворной.

Как воспринимают тотально слепые эти иконы? Я попросила одну из них «посмотреть». Она 3 года назад была в Москве, в Покровском монастыре, у мощей святой Матроны: «Как будто на свидание сейчас пришла, так тепло на душе. Знаменательно, что, не зная, подошла к ней первой. Узнала руки. В одной чётки, другая ладонью повёрнута к нам». Легкоузнаваемый платок, волосы, закрытые глаза. Эта икона «читается» легче всего, все детали крупные. На иконе Божией Матери на ощупь узнаваема голова и хитон, грошики, головки и крылья ангелов. Нужны ли иконы в библиотеке? Несомненно.

И ещё один проект реализовали здесь. Открытки «Енисейск Православный». Перед этим был опыт издания комплекта открыток с храмами Красноярска. Благодаря особой технологии на лист рельефообразующей бумаги наносится графический рисунок, затем он пропускается через специальный нагревающий аппарат и линии рисунка вспучиваются, образуя рельеф, который можно потрогать пальцами. Рисунок упрощённый, вид храма спереди, монохромный. Второй комплект сделан в цвете. Интересно, что красят вручную акриловыми красками в несколько слоев. Краски не оставляют следов на пальцах и не стираются при ощупывании. Выглядит издание, как типографское. Третий комплект, улучшенный, подарочного формата. Открытки большие, красочные, стоят. Более интересные, раскрываются. Внутри — храм в цвете, перспективе, текст плоскопечатный и по Брайлю. Такое издание не стыдно и на конкурс послать. Исполнитель этих открыток — художник библиотеки Любовь Геннадьевна Коноплева.

Лекция «Русь Православная»

Радость

Почти каждый год устраивают выставки Пасхальных яиц из коллекции народных промыслов и экскурсии по ним. Это деревянные расписные яйца из разных мест России. Семёново, Воскресенск, Полховский Майдан… Материалы, кроме дерева, от хрусталя и фарфора до бумаги. Есть и «живые», в скорлупе. Вот и нынче такая коллекция разместилась в большом стеклянном шкафу на абонементе, красивая, познавательная; и по ней уже водят экскурсии. Рассказ о том, где и как начинались такие промыслы, о Нижегородской ярмарке и Макарьевском монастыре. Естественно о Пасхе; почему яйцо? Разноцветные яички с цветами, птицами, храмами, ангелами, радуют глаз и вызывают положительные эмоции у людей. Вот яйцо из Воскресенска: сугробы, среди них ели и храмы, цвета — голубой и розовый, купола и кресты золотые. А это — Хохлома, вид росписи — «травка». Тонкие травы, листочки окружают гроздья красной смородины, золотой трилистник. Этот вид росписи наиболее трудоемкий. Яйцо неоднократно ставят в жаркую печь, обмазывают глиной и олифой, посыпают алюминиевым порошком, прежде чем окрашивать и покрывать лаком. Есть даже яйцо киевской росписи XIX века. А по семёновской росписи можно определить, как менялась технология её с 20-х годов прошлого века и до наших дней. Для меня рассматривать эту коллекцию — большое удовольствие.

Так «читают» иконы

И, наконец, паломничество, вернее, рассказы о нём, православные познавательные беседы. «Зачем нужно паломничество?», «Путевые заметки о храмах Енисейска», «Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) и места в Красноярском крае, связанные с его пребыванием», «Монастыри Красноярского края». И, если честно, это материал на целую статью. Эти беседы веду я. На первой рассказывала о том, как вести себя в паломничестве, зачем оно нужно. Кратко — о моём любимом храме Покрова на Нерли, о его архитектуре, особенностях строительства; более подробно — о храме Параскевы Пятницы в селе Барабаново. Беседа длится час. Много ли успеешь? А на экране — слайды монастырей, церквей, о которых упоминается. О Енисейске я пишу почти каждый год, но люди-то там не были! Поэтому подробнейшим образом рассказала о городе, его храмах, 400-летии. Очень хочется, чтобы слушатели узнали, захотели поехать туда, восхитились, полюбили этот старинный город. Архиепископ и хирург Лука дважды был в ссылке в нашем крае. И, кроме Красноярска, нужно рассказать о Туруханске, Плахино, опять-таки о Енисейске. Тем более хочется рассказать, что, кроме Плахино, все эти места я видела своими глазами, читала, слышала. Ну, а монастыри — это мужской Свято-Троицкий в Туруханске, Успенский в Красноярске; женский Вознесенский в Кочергино, Благовещенский в Красноярске. В них тоже была. А про Енисейские уже рассказала. Но эта встреча ещё впереди. Поездки у нас виртуальные, а бабушки говорят, будто видели всё своими глазами (тем более, на экране показывают слайды по время рассказа), и загорелись желанием поехать по храмам и монастырям края. А начинать можно с нашего города.

Вот такая интересная православная жизнь в нашей библиотеке. Приходите. «Мало мероприятий, которые могли бы доступно и грамотно дать знания о Православии на Руси», — говорит Людмила Дмитриевна Гордова. Направление «Культура и Православие» в какой-то мере восполняет этот пробел.

Наталия ЕРЫШЕВА

Фотографии предоставлены Красноярской краевой специальной библиотекой.