Статьи

Православная неделя с 11 по 17 апреля: День памяти Преподобной Марии Египетской, воскрешение Лазаря и Вербное Воскресение

Сайт kerpc.ru знакомит читателей с наступающими праздниками Православной Церкви. 11–17 апреля — шестая седмица Великого поста (седмица ваий).

11 апреля (29 марта по ст. ст.). День памяти священномученика Марка, епископ Арефусийский, Кирилла диакона и иных многих

Священномученик Марк, епископ Арефусийский, пострадал за веру во Христа при императоре Юлиане Отступнике (361–363). По указанию равноапостольного императора Константина Великого (память 21 мая) он разрушил идольское капище. Когда вступивший на престол Юлиан начал преследовать христиан и возрождать язычество, враги решили отомстить святому Марку. Старый епископ сначала удалился от преследования, но, узнав, что язычники в поисках его предают истязаниям многих людей, он добровольно предал себя на мучения. Среди поношений и издевательств святой старец был проведён через весь город и предан на истязания. Ему рвали волосы, терзали тело, волочили по дороге, погружали в болото, подвешивали связанного и резали ножами. Требуя от святого епископа выкуп за разрушенное капище, гонители изобретали всё новые и новые муки, сжимали старцу в тисках ноги, крепкими льняными нитями обрезали уши и, наконец, намазав тело святого мученика мёдом и жиром, в жаркий полдень подвесили его в корзине в добычу пчёлам. Но святей старец словно не замечал боли, и это ещё больше раздражало мучителей. Жители города Арефусии, видя несокрушимую твёрдость святителя, отпустили его на свободу. Позже многие из них под влиянием его бесед обратились ко Христу. О страданиях святого Марка повествует святитель Григорий Богослов (память 25 января) в Первом слове на Юлиана.

Блаженный Феодорит рассказывает о святом мученике диаконе Кирилле, который в царствование равноапостольного Константина Великого уничтожил много идолов в городе Илиополе. За это он был убит при Юлиане Отступнике. Язычники рассекли его тело и, как дикие звери, кусали его, за что Господь покарал мучителей слепотой, язвами и другими страшными болезнями.

В это же время в палестинских городах Аскалоне и Газе язычники замучили многих христиан — священников, а также жён и дев, посвятивших себя Богу. Мучители рассекали их тела, обсыпали ячменем и бросали на растерзание свиньям. За страшные мучения святые мученики получили победные венцы в Царствии Небесном, а мучители праведное воздаяние — вечную муку в аду.

12 апреля (30 марта по ст. ст.). День памяти святителя Софрония, епископа Иркутского и всея Сибири чудотворца

Святитель Софроний, епископ Иркутский и всея Сибири чудотворец, известный под фамилией Кристалевский, родился в Малороссии, в Черниговском полку в 1704 году.

Получив духовное образование, Стефан поступил в Красногорский Преображенский монастырь (позднее переименован в Покровский, а с 1789 года преобразован в женский монастырь). 23 апреля 1730 года он принял постриг с именем Софроний, в честь святителя Софрония, Патриарха Иерусалимского (память 11 марта).

В ночь после пострижения в монашество инок Софроний услышал в Покровском храме Голос: «Когда будешь епископом, построй храм во имя Всех святых», — предуказавший его будущее служение. Через два года, в 1732 году, его вызвали в Киев, где в Софийском соборе его хиротонисали в сан иеродиакона, а потом — иеромонаха. О последующем периоде жизни святителя Софрония в его формуляре говорится следующее: «После посвящения в оном Золотоношском монастыре казначеем был два года, а потом взят по указу Переяславской епархии Преосвященного Арсения Берлова в дом его архиерейский, в котором был экономом 8 лет по взятие в Александро-Невский монастырь, от которого во оные годы в 1735 году послан был в Санкт-Петербург за делами его архиерейскими, за которыми в ходатайстве пребыл два года».

В 1747 году скончался Иркутский епископ Иннокентий II (Нерунович). Шесть лет самая большая по территории Иркутская епархия оставалась без духовного окормления.

Наконец, императрица Елизавета Петровна (1741–1761) указом от 23 февраля 1753 года рекомендовала Святейшему Синоду благочестивого наместника Александро-Невского монастыря Софрония, как «лицо, не только достойное епископского сана, но и вполне могущее оправдать желание и надежды государыни и Синода — подъять бремя епископского служения на далёкой окраине и удовлетворить нужды паствы в суровой стране, среди дикой природы и произвола людского».

18 апреля 1753 года, в Неделю о Фоме, в Большом Успенском соборе иеромонах Софроний был посвящён во епископа Иркутского и Нерчинского.

Призванный на апостольское служение в этом крае, святитель Софроний сознавал, что, кроме просвещения верующих христиан, ему придётся приводить к вере идолопоклонников, которых в Сибири было очень много.

Приводить язычников к Христовой Церкви было трудно, так как порой даже в храмах некому было служить, а заниматься миссионерской деятельностью и подавно. Зная, как архиерейское богослужение благотворно действует на инородцев, святитель не только сам служил благоговейно, но этого же требовал и от всех клириков.

Святитель Софроний заботился об устройстве быта малых народов и способствовал развитию в местном населении оседлости и культуры, предлагал им для поселения монастырские земли и всячески старался изолировать от влияния язычества. К святителю постоянно приходили и приезжали из далеких мест за благословением многочисленные посетители.

13 апреля (31 марта по ст. ст.). День памяти священномученика Ипатия, епископа Гангрского

Священномученик Ипатий, епископ Гангрский, был епископом города Гангры в Пафлагонии (Малая Азия). В 325 году он принимал участие в I Вселенском Соборе в Никее, на котором была предана анафеме ересь Ария.

Когда в 326 году святитель Ипатий возвращался из Константинополя в Гангры, в пустынном месте на него напали последователи раскольников Новата и Фелициссима. Еретики изранили его мечами и кольями и сбросили с высокого берега в болото. Подобно первомученику архидиакону Стефану, святитель Ипатий молился за убивавших его. Одна женщина-арианка ударила святителя камнем по голове, и он скончался. Убийцы скрыли тело мученика в пещере, где его обнаружил крестьянин, хранивший там солому. Опознав тело епископа, он поспешил сообщить об этом в город, и жители Гангр с честью погребли мощи своего любимого архипастыря.

После смерти мощи святителя Ипатия прославились многочисленными чудотворениями, в особенности изгнанием бесов и исцелением болезней.

С давних пор священномученик Ипатий особо чтился в Русской земле. Так, в 1330 году в Костроме был построен Ипатьевский монастырь, на месте явления Божией Матери с Предвечным Младенцем и предстоящими святыми — апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием, епископом Гангрским. Этот монастырь впоследствии занимал значительное место в духовной и общественной жизни нашего народа, особенно в годы Смутного времени. Древнейшие списки жития священномученика Ипатия были широко распространены в русской письменности, и один из них вошел в состав Четиих Миней митрополита Макария (1542–1564). В этом житии сохранилась запись о явлении Спасителя святителю Ипатию накануне мученической кончины. Почитаемому святому составлялись молитвы, похвальные слова и поучения в день его памяти. Благоговейное почитание святителя Ипатия выразилось и в литургическом творчестве русских авторов. В XIX веке была написана новая служба священномученику Ипатию, отличающаяся от службы, написанной преподобным Иосифом Студитом, содержащейся в мартовской Минее.

14 апреля (1 апреля по ст. ст.). День памяти преподобной Марии Египетской

Преподобная Мария, прозванная Египетской, жила в середине V и в начале VI столетия. Её молодость не предвещала ничего хорошего. Марии исполнилось лишь двенадцать лет, когда она ушла из своего дома в городе Александрии. Будучи свободной от родительского надзора, молодой и неопытной, Мария увлеклась порочной жизнью. Некому было остановить её на пути к погибели, а соблазнителей и соблазнов было немало. Так 17 лет Мария жила в грехах, пока милостивый Господь не обратил её к покаянию.

Случилось это так. По стечению обстоятельств Мария присоединилась к группе паломников, направлявшихся в Святую Землю. Плывя с паломниками на корабле, Мария не переставала соблазнять людей и грешить. Попав в Иерусалим, она присоединилась к паломникам, направлявшимся в храм Воскресения Христова.

Люди широкой толпой входили в храм, а Мария у входа была остановлена невидимой рукой и никакими усилиями не могла войти в него. Тут поняла она, что Господь не допускает её войти в святое место за её нечистоту.

Охваченная ужасом и чувством глубокого покаяния, она стала молить Бога простить грехи, обещая в корне исправить свою жизнь. Увидев у входа в храм икону Божией матери, Мария стала просить Богоматерь заступиться за неё перед Богом. После этого она сразу почувствовала в душе просветление и беспрепятственно вошла в храм. Пролив обильные слёзы у гроба Господня, она вышла из храма совершенно другим человеком.

Мария исполнила своё обещание изменить свою жизнь. Из Иерусалима она удалилась в суровую и безлюдную Иорданскую пустыню и там почти полстолетия провела в полном уединении, в посте и молитве. Так суровыми подвигами Мария Египетская совершенно искоренила в себе все греховные пожелания и соделала сердце своё чистым храмом Духа Святого.

Старец Зосима, живший в Иорданском монастыре святого Иоанна Предтечи, промыслом Божиим удостоился встретиться в пустыне с преподобной Марией, когда та уже была глубокой старицей. Он был поражен её святостью и даром прозорливости. Однажды он увидел её во время молитвы как бы возвысившейся над землей, а другой раз — идущей через реку Иордан, как по суше.

Расставаясь с Зосимой, преподобная Мария попросила его через год опять прийти в пустыню, чтобы причастить её. Старец в назначенное время вернулся и причастил преподобную Марию святых Тайн. Потом придя в пустыню ещё через год в надежде видеть святую, он уже не застал её в живых. Старец похоронил останки святой Марии там в пустыне, в чем ему помог лев, который своими когтями вырыл яму для погребения тела праведницы. Это было приблизительно в 521 году.

Так из великой грешницы преподобная Мария стала, с Божией помощью, величайшей святой и оставила такой яркий пример покаяния.

15 апреля (2 апреля по ст. ст.). День памяти преподобного Тита чудотворца

Преподобный Тит чудотворец с юных лет посвятил себя иноческой жизни. Подвизался он в IX веке в Студийском монастыре близ Константинополя. Постническими подвигами, чистотой жизни и кротким нравом преподобный Тит заслужил общую любовь братии и по их просьбе был рукоположен во пресвитера. Горячая вера побудила преподобного мужественно отстаивать православное почитание икон во время иконоборческих гонений. За добродетельную жизнь он удостоился от Бога дара чудотворения. Святой отошел ко Господу в глубокой старости.

16 апреля (3 апреля по ст. ст.). Лазарева суббота

В субботу 6-ой седмицы Великого поста Русская Церковь отмечает Лазареву субботу, предваряющую Вход Господа в Иерусалим (Вербное Воскресение).

Святой Лазарь был братом Марфы и Марии, жил с сестрами неподалеку от Иерусалима, в селении Вифания. Христос часто посещал их дом, а Лазаря называл своим другом.

Лазарь скончался за четыре дня до прихода Иисуса в Вифанию. Подойдя к усыпальнице праведника, Христос велел «отнять» камень от пещеры. Спаситель воззвал: «Лазарь! Иди вон». Умерший воскрес и вышел из погребальной пещеры. Весть о чуде быстро разнеслась по Иудее. И когда на следующий день Христос въехал в Иерусалим на молодом осленке, множество людей встречало Его как царя.

Именно после чуда воскресения Лазаря первосвященники приняли решение убить Иисуса. А святой Лазарь прожил ещё 30 лет — он был епископом на Кипре и проповедовал христианство.

17 апреля (4 апреля по ст. ст.). Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресение)

Предшествующее Пасхе воскресение называют Вербным. В этот день Церковь вспоминает важнейшее Евангельское событие — приход Спасителя в Иерусалим менее чем за неделю до предстоящего распятия.

За день до этого Он воскресил Лазаря в селении по другую сторону Елеонской горы от Иерусалима. Слух о чуде быстро распространился в округе, и в городе заговорили о том, что это знак — древние пророчества исполнились, и Мессия, спаситель израильского народа, уже здесь.

Иисус не стал опровергать эти слухи, а, напротив, сев на осла, въехал в город через Золотые ворота, входить в которые простым людям не дозволялось даже пешком, потому что с самого начала они предназначались для одного единственного Гостя. Подобный шаг был равносилен провозглашению себя Мессией. Жители города восприняли это именно так и стелили под ноги Иисусу пальмовые ветви (в воспоминание об этом событии в России в храмы в этот день принято приходить с ветками вербы).

Но, войдя в знаменитый Иерусалимский храм — центр ветхозаветной религии, Иисус, вопреки народным ожиданиям, вовсе не провозгласил священной войны против римлян и не повёл толпу на штурм стоящей рядом крепости римского гарнизона. Он изгнал из Храма торговцев, обвинил собравшихся в попрании веры и ушёл прочь из города.

Иисус больше не появится в Храме. На протяжении нескольких дней он учит возле Иерусалима, регулярно споря с фарисеями — признанными религиозными вождями Иудеи. И в то же время крепнет народное разочарование в Нём. Те, кто стлал пальмы под ноги Спасителя, всё менее довольны Им.

В эти дни Иисус предрекает Иерусалиму горькую судьбу. Пророчеству предстоит исполниться уже через несколько десятков лет: в 72 году н. э. город и Храм будут стерты с лица земли римлянами, а иудеев изгонят с их родной земли.

Церковь напоминает нам об этом торжественном Входе в Иерусалим в последнее воскресение Великого поста и воспевает:

«На престоле на небеса, на жребяти на земли носимый, Христе Боже, Ангелов хваление и детей воспевание приял еси, зовущих Ти: благословен еси, грядый Адама воззвати» (Кондак, глас 6-й).

За утреней присутствующим раздают зеленеющие ветви со свечами в память о том, как встречали Господа с пальмовыми ветвями в руках.