Статьи

Православная неделя с 28 марта по 3 апреля 2021 года: Дни памяти святых Григория Паламы, Патрикия и Серафима Вырицкого

Сайт kerpc.ru знакомит читателей с наступающими праздниками Православной Церкви. 28 марта — 3 апреля 2022 года — четвёртая седмица Великого поста.

28 (15 по ст. ст.) марта. День памяти святителя Григория Паламы

Святитель Григорий Палама, архиепископ Солунский, родился в 1296 году в Малой Азии. Во время турецкого нашествия семья бежала в Константинополь и нашла приют при дворе Андроника II Палеолога (1282–1328). Отец святого Григория стал крупным сановником при императоре, но вскоре умер, и сам Андроник принял участие в воспитании и образовании осиротевшего мальчика. Обладая прекрасными способностями и большим прилежанием, Григорий без труда освоил все предметы, составлявшие полный курс средневекового высшего образования. Император хотел, чтобы юноша посвятил себя государственной деятельности, но Григорий, едва достигнув 20 лет, удалился на Святую Гору Афон в 1316 году (по другим сведениям, в 1318) и поступил послушником в монастырь Ватопед, где под руководством старца, преподобного Никодима Ватопедского, принял постриг и начал путь подвижничества. Через год ему явился в видении святой евангелист Иоанн Богослов и обещал своё духовное покровительство.

После преставления старца Никодима инок Григорий проходил 8 лет свой молитвенный подвиг под руководством старца Никифора, а после кончины последнего перешёл в Лавру преподобного Афанасия. Здесь он прислуживал за трапезой, а затем стал церковным певцом. Но через три года, стремясь к более высоким ступеням духовного совершенства, он поселился в небольшой отшельнической обители Глоссии. В 1326 году из-за угрозы нападения турок вместе с братией он перебрался в Солунь (Фессалоники), где тогда же был рукоположен в сан священника.

Свои обязанности пресвитера святой Григорий сочетал с жизнью отшельника: пять дней недели проводил в безмолвии и молитве, и только в субботу и воскресенье пастырь выходил к народу — совершал богослужение и произносил проповеди. Его поучения часто вызывали у предстоящих в храме умиление и слезы. Однако полная отрешённость от общественной жизни святителю была несвойственна. Иногда он посещал богословские собрания городской образованной молодёжи во главе с будущим патриархом Исидором. Возвращаясь как-то из Константинополя, он обнаружил близ Солуни местечко Верии, удобное для уединённой жизни. Вскоре он собрал здесь небольшую общину монахов-отшельников и руководил ею в течение 5 лет. В 1331 году святитель удалился на Афон и уединился в скиту святого Саввы, близ Лавры преподобного Афанасия. В 1333 году он был назначен игуменом Есфигменского монастыря в северной части Святой Горы. В 1336 году святитель вернулся в скит святого Саввы, где занялся богословскими трудами, которых не оставлял уже до конца жизни.

Около 1330 года в Константинополь из Калабрии приехал учёный монах Варлаам. Автор трактатов по логике и астрономии, умелый и остроумный оратор, он получил кафедру в столичном университете и стал толковать сочинения Дионисия Ареопагита (память 3 октября), апофатическое богословие которого было признано в равной мере и Восточной и Западной Церквами. Вскоре Варлаам поехал на Афон, познакомился там с укладом духовной жизни исихастов и, на основании догмата о непостижимости существа Божия, объявил умное делание еретическим заблуждением. Путешествуя с Афона в Солунь, оттуда в Константинополь и затем снова в Солунь, Варлаам вступал в споры с монахами и пытался доказать тварность Фаворского света; при этом он не стеснялся поднимать на смех рассказы иноков о молитвенных приёмах и о духовных озарениях.

Святитель Григорий по просьбе Афонских монахов обратился сначала с устными увещаниями. Но, видя безуспешность подобных попыток, он письменно изложил свои богословские доводы. Так появились «Триады в защиту святых исихастов». К 1340 году Афонские подвижники с участием святителя составили общий ответ на нападки Варлаама — так называемый «Святогорский томос». На Константинопольском Соборе 1341 года в храме Святой Софии произошёл спор святителя Григория Паламы с Варлаамом, сосредоточившийся на природе Фаворского света. 27 мая 1341 года Собор принял положения святителя Григория Паламы о том, что Бог, недоступный в Своей Сущности, являет Себя в энергиях, которые обращены к миру и доступны восприятию, как Фаворский свет, но являются не чувственными и не сотворёнными. Учение Варлаама было осуждено как ересь, а сам он, преданный анафеме, удалился в Калабрию.

Но споры между паламитами и варлаамитами были далеко не закончены. К числу вторых принадлежали ученик Варлаама, болгарский монах Акиндин и патриарх Иоанн XIV Калека (1341–1347); к ним склонялся и Андроник III Палеолог (1328–1341). Акиндин выступил с рядом трактатов, в которых объявлял святителя Григория и Афонских монахов виновниками церковных смут. Святитель написал подробное опровержение домыслов Акиндина. Тогда патриарх отлучил святителя от Церкви (1344) и подверг темничному заключению, которое продолжалось три года. В 1347 году, когда Иоанна XIV на патриаршем престоле сменил Исидор (1347–1349), святитель Григорий Палама был освобождён и возведён в сан архиепископа Солунского. В 1351 году Влахернский Собор торжественно засвидетельствовал православность его учения. Но солуняне приняли святителя Григория не сразу: он вынужден был жить в разных местах. В одну из его поездок в Константинополь византийская галера попала в руки турок. Святителя Григория в течение года продавали в различных городах как пленника, но и тогда он неутомимо продолжал проповедь христианской веры.

Лишь за три года до кончины вернулся он в Солунь. Накануне его преставления ему явился в видении святитель Иоанн Златоуст. Со словами «В горняя! В горняя!» святитель Григорий Палама мирно преставился к Богу 14 ноября 1359 года. В 1368 году он был канонизован на Константинопольском Соборе при патриархе Филофее (1354–1355, 1362–1376), который написал житие и службу святителю.

30 (17 по ст. ст.) марта. День памяти святого Патрикия, просветителя Ирландии

17 марта Церковь празднует память святого Патрикия (Патрика). Именно этот человек в V веке привёл к христианству целую страну — Ирландию. В день памяти святого Патрика его почитатели по всему миру проводят парады в его честь. Традиционный уже для западных стран праздник появился в календаре Православной Церкви совсем недавно — после того, как 9 марта 2017 года решением Священного Синода в месяцелов были включены имена некоторых святых, подвизавшихся в Центральной и Западной Европе до 1054 года.

Хотя имя святого Патрикия связывается главным образом с Ирландией, родился он в 389 г. на севере Англии, в семье знатного британца Кальпурния. Мать его была близкой родственницей св. Мартина Турского. Новорождённого мальчика нарекли совсем другим, кельтским именем Суккат, а при крещении дали имя латинское — Магон.

В 405 г. ирландские пираты напали на богатую виллу Кальпурния и увезли Магона в рабство. В Ирландии Магон был продан одному из местных племенных вождей, который, как бы в насмешку, дал ему прозвище Патрикий (Patricius) — «знатный человек». С этим именем святой не расставался уже никогда.

Шесть лет провёл Патрикий в рабстве, работая пастухом. В любую погоду, под проливным дождём и пронизывающим ветром, он пас овец на скудных ирландских пастбищах, моля Бога о спасении. И однажды он услышал таинственный голос: «На берегу моря тебя ждет корабль». Патрикий решил, что это откровение Божие, и решился на побег. В одном из портов ему удалось наняться моряком на корабль и уплыть в Галлию.

Патрикий становится учеником святителя Германа. В 432 г. св. Патрикий, уже в епископском сане, снова отправляется в Ирландию. При первом же знакомстве ирландцы пытались закидать Патрикия камнями. Однако какое-то время спустя проповедь святого обратила ко Христу сердце одного из местных вождей. Он пожертвовал просторный амбар для устройства в нём первого храма.

Накануне Пасхи святой отправился в ставку верховного короля Лоэгайре, которому подчинялись все прочие вожди. Король узнал об этом и решил убить святого. Посланные им убийцы стали свидетелями небывалого чуда: едва они появились перед Патрикием и его восемью беззащитными спутниками, как святой муж воззвал к Небесам, и вместо людей убийцы увидели проходящих мимо оленей. Гимн святого Патрикия — «Песнь оленя» — сохранился до наших дней.

Святой Патрикий предупредил короля, что тот лишится Божия благоволения, если будет упорствовать в язычестве и противиться проповеди Евангелия. Друиды — местные жрецы, оказались бессильными против истинных чудес, которые на глазах у короля совершал святой Патрикий силой Святого Духа. Итогом поединка с друидами стало крещение короля Лоэгайре со всем его домом.

3 апреля (21 марта по ст. ст.). День памяти преподобного Серафима Вырицкого

Святой Серафим (в миру Василий Муравьёв) родился 31 марта 1866 года в деревне Вахромеево Ярославской губернии в семье глубоко верующих людей.

С детства Василий был усердным, послушным, терпеливым, благодаря чему уже в раннем возрасте самостоятельно освоил грамоту, начала математики, прочитал Евангелие и Псалтирь, также он очень любил читать жития святых. Уже в те годы Василий стал задумываться о том, чтобы посвятить свою жизнь служению Богу.

В 14 лет он отправился в Александро-Невскую лавру, где попросил о встрече с наместником. Не увидев настоятеля, которого тогда не было в Лавре, Василий встретился с одним из старцев, который посоветовал ему до поры пожить в миру, создать семью и делать добрые дела.

В 1890 году Василий обвенчался, а спустя два года открыл контору по заготовке и продаже пшеницы. Постепенно семья Муравьёвых заняла заметное место в купеческом сословии Петербурга, её многие знали и уважали. Однако сам Василий не считал свой труд лишь способом разбогатеть, главное его стремление было – помогать Церкви и всем нуждающимся.

В 1895 году у Василия и его жены Ольги родился сын Николай, а чуть позже — дочь Ольга. Однако после её скорой смерти, супруги по обоюдному согласию и с благословения духовника стали жить как брат и сестра. Свои силы они сконцентрировали на помощи нуждающимся и храмам.

После революции 1917 года торговые дела Василия Муравьёва пришли в упадок, и он стал готовиться к принятию монашества, о чём долго мечтал.

В сентябре 1920 года он был принят в число братии Александро-Невской обители. Одновременно с этим, его супруга приняла постриг в Воскресенском Новодевичьем монастыре Петрограда. Все бывшие у супругов средства — 40 тысяч рублей — они пожертвовали монастырям.

Александро-Невская лавра воспитала из бывшего купца настоящего монаха-подвижника, который в дальнейшем принял на себя такие служения, как духовничество и старчество. Однако последним местом его служения Богу и людям стала не Лавра, а село Вырица, куда он переехал в середине 1930 года.

В Вырице, куда преподобный Серафим прибыл уже серьёзно больным, он уже не принимал врачей, а лишь говорил: «Буди на всё воля Божия. Болезнь — это школа смирения, где воистину познаёшь немощь свою…».

К Серафиму Вырицкому приезжали целыми семьями и группами. Старец помогал всем приходившим не только духовными советами, но и практически. Так, например, он помогал в устройстве на работу, давал нуждающимся деньги. Помимо этого, батюшка до самой своей кончины помогал, чем мог, Пюхтицкому Успенскому женскому монастырю.

В подражание святому Серафиму Саровскому старец взял на себя новый духовный подвиг — переехав в дом на Пильном проспекте в Вырице, он молился в саду на камне перед иконой Саровского чудотворца. В годы Великой Отечественной войны этот подвиг святой выполнял еще усерднее.

После войны к святому приезжало немало людей с надеждой узнать от прозорливого старца о судьбе своих пропавших родных и близких. Многие, действительно, узнавали у него о пропавших, другие, по молитвам батюшки, находили работу, кров, но главное — обретали веру в Бога.

После кончины отца Серафима, к его гробу три дня шёл нескончаемый поток людей. В первый же день у гроба святого произошло чудо — исцелилась слепая девочка.