Сайт kerpc.ru знакомит читателей с наступающими праздниками Православной Церкви. 21–27 марта — третья седмица Великого поста.
21 марта (8 марта по ст. ст.). День празднования в честь иконы «Знамение» Курской-Коренной (1898)
Курская икона Божией Матери «Знамение» — одна из древнейших икон Русской Церкви, обретённая в XIII веке, во время татарского нашествия, когда все Русское государство испытывало величайшее бедствие, а город Курск, разорённый полчищами Батыя, пришел в запустение.
8 сентября 1295 года, в день Рождества Пресвятой Богородицы, небольшая дружина охотников из Рыльска прибыла на охоту к реке Тускоре, в 27 верстах от Курска. Один из этих охотников, муж благочестивый и благоговейный, высматривая добычу в лесу, нашёл небольшую икону, лежавшую лицом вниз на корне дерева. Едва он поднял икону, чтобы рассмотреть её, как из того места, где лежала икона, забил сильный многоводный источник чистой воды. Икона оказалась «Знамения» Божией Матери. Охотник, нашедший её, созвал своих спутников, и они общими усилиями сейчас же срубили небольшую часовенку, в которой и поставили обретённый образ. Жители Рыльска, узнав о новоявленной иконе, стали посещать её для поклонения, и от неё стали источаться многочисленные чудотворения.
Рыльский князь Василий Шемяка, узнав об иконе, приказал перенести её в Рыльск, что и было сделано с большим торжеством: весь город вышел навстречу чудотворному образу, приближавшемуся с крестным ходом. Только сам князь уклонился от участия в этом торжестве — и ослеп. После усердного покаяния и молитв перед иконой, он вновь прозрел. В благодарность за это Василий соорудил в Рыльске храм Рождества Пресвятой Богородицы, где и была поставлена икона, и с тех пор, в день явления её 8 сентября установлено ежегодное празднование.
Но икона недолго пробыла в Рыльске. Трижды она чудесно исчезала из Рыльска, и её находили в том месте, где она явилась впервые. После этого рыльчане поняли, что Божия Матерь благоволит, чтобы икона оставалась на месте явления, соорудили новую часовню и оставили её там навсегда.
В 1385 году Курская область была снова опустошена татарами. Город Курск был восстановлен только в 1597 году, при царе Феодоре Иоанновиче, и тогда же, по его повелению, икона была доставлена в Москву, где благочестивый царь много молился перед ней. В том же году был воздвигнут храм Рождества Пресвятой Богородицы и основан монастырь, а над источником на месте явления иконы выстроена была другая церковь во имя Живоносного Источника. Новый монастырь стал называться Коренной пустынью, в память явления иконы при корне дерева.
В 1598 году, при нашествии крымских татар на юг России, святой образ был для большей безопасности перенесён в Курск, а в пустыни был оставлен точный список с неё. В 1603 году Лжедмитрий I взял её из Курска в свой лагерь в Путивль, а затем в Москву, где она находилась в царских хоромах до 1615 года, пока не вернулась по повелению царя Михаила Феодоровича в Курск и не была поставлена в Курском соборном храме, а в 1618 году — в соборе Знаменского монастыря. С тех пор большую часть года икона проводила в Курске, а в Коренную пустынь она переносилась лишь на время. С 1806 года было определено, что икона должна находиться в Коренной пустыни с пятницы 9-й седмицы по Пасхе и до 12 сентября. В эти дни её переносили из Курска в Коренную пустынь и обратно торжественным крестным ходом, который растягивался на весь путь — 27 вёрст. Этот порядок соблюдался до 1919 года, когда икона была увезена за границу.
12 апреля 1918 года икона была украдена из собора Курского Знаменского монастыря, но 2 мая опять была найдена и вернулась на свое место. В 1919 году, в сопровождении епископа Курского и Обоянского Феофана и нескольких из братии Знаменского монастыря, икона ушла за границу, через Константинополь в Сербию. С 1957 года образ пребывает в посвящённом ей главном соборе Архиерейского Синода Русской Православной Церкви заграницей в Нью-Йорке (США).
22 марта (9 марта по ст. ст.). День памяти 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся
Сорок мучеников Севастийских — это святые первых веков христианства. Их житие оставило глубокий след в истории веры Христовой. В 313 году римский император святой Константин Великий дал христианам свободу. Но был в Римской империи и другой правитель — Лициний. Ярый язычник, он не только замыслил возобновить гонения на верующих во Христа, но и готовился к новой войне с Константином за право стать единоличным императором. Начать массовые убийства предатель решил с военных, среди которых было немало последователей Спасителя.
В городе Севастии как раз было одно из таких — христианских — войск. Под началом язычника Агриколая находилась целая дружина христиан — сорок воинов, прославленных многими победами. По наущению Лициния, Агриколай попытался заставить их принести жертву языческим богам, но те отказались, за что были брошены в тюрьму. Там воины молились Христу, и было им откровение, что «претерпевший до конца, тот спасен будет».
Наутро Агриколай вновь попробовал склонить войско отречься от Спасителя. Но и во второй раз потерпел неудачу. Христиан вновь бросили в темницу. Через неделю их судили. Языческому суду отважные воины отвечали твердо: «Возьми не только наше воинское звание, но и жизни наши, для нас нет ничего дороже Христа Бога».
Мучеников хотели побить камнями, но булыжники не долетали до них — будто сам Дух Святой защищал их от смерти. И вновь заключили христиан в тюрьму. Во время молитвы они услышали: «Верующий в Меня, если и умрет, оживет. Дерзайте и не страшитесь, ибо восприимете венцы нетленные».
Когда наступил морозный зимний день, мучеников привели к местному озеру и оставили прямо на льду под стражей обнажёнными. Рядом растопили баню, чтобы в смертной агонии воины отреклись от Христа и променяли Его на тепло, но лишь один из страдальцев не выдержал и побежал к бане — и тут же упал перед ней замертво.
Под утро, когда один из охранников проснулся, то увидел сияющие нимбы над головами каждого из тридцати девяти христиан. Осознав, почему венцов только 39, он воскликнул: «И я — христианин!» — сбросил одежду и встал рядом с воинами. Утром воинов и стражника вывели из озера и перебили им ноги. Затем их тела на колесницах отвезли к костру и предали огню.
Когда после казни минуло три дня, святых воинов увидел во сне епископ Севастийский Пётр — ему было сказано похоронить их останки. Вместе с помощниками он по косточке собрал святые мощи и предал их земле с молитвой.
25 марта (12 марта по ст.ст.). День памяти преподобного Симеона Нового Богослова
Преподобный Симеон Новый Богослов родился в 946 году в городе Галате (Пафлагония) и получил в Константинополе основательное светское образование. В 25 лет он почувствовал влечение к иноческой жизни, бежал из дома и удалился в Студийский монастырь, где проходил послушание под руководством знаменитого в то время старца Симеона Благоговейного. Основным подвигом преподобного стала непрестанная Иисусова молитва; для большей молитвенной сосредоточенности он постоянно искал уединения, даже на Литургии стоял отдельно от братии, часто оставался один на ночь в церкви. Со временем он достиг постоянной высокой духовной просветленности, что особенно обнаруживалось, когда он совершал Литургию.
Примерно в 980 году преподобный Симеон был поставлен игуменом монастыря святого Маманта и пробыл в этом сане 25 лет. Он привёл в порядок запущенное хозяйство обители и благоустроил в ней храм. Доброта сочеталась у преподобного Симеона со строгостью и неуклонным соблюдением Евангельских заповедей.
Около 1005 года преподобный Симеон передал игуменство своему ученику Арсению, а сам поселился при монастыре на покое. Там он создал свои богословские труды, отрывки из которых вошли в 5-й том «Добротолюбия». Главная тема его творения — сокровенное делание во Христе. Преподобный Симеон учит внутренней брани, способам духовного совершенствования, борьбе против страстей и греховных помыслов. Кроме того, преподобный Симеон был выдающимся церковным поэтом. Ему принадлежат «Гимны Божественной любви» — около 70 поэм, полных глубоких молитвенных размышлений.
Учение преподобного Симеона о новом человеке, об «обожании плоти», которым он хотел заменить учение об «умерщвлении плоти» (за что его и назвали Новым Богословом), принималось современниками с трудом. Это привело к конфликту с высшим константинопольским духовенством, и Симеон подвергся изгнанию. Он удалился на берег Босфора и основал там обитель святой Марины.
Святой мирно преставился к Богу в 1021 году. Ещё при жизни получил он дар чудотворения. Многочисленные чудеса были явлены и после его смерти; одно из них — чудесное обретение его образа. Житие его написано келейником и учеником, преподобным Никитой Стифатом.