Статьи

Православная неделя с 7 по 13 марта: начало Великого поста, дни памяти Матроны Московской, Димитрия Апанского, Первое и Второе обретение главы пророка Иоанна Предтечи

Сайт kerpc.ru знакомит читателей с наступающими праздниками Православной Церкви. 7–13 марта — первая седмица Великого поста.

Говоря об особенностях богослужебной жизни в первую великопостную седмицу, прежде всего следует сказать о Литургии Преждеосвященных Даров и великом покаянном каноне Андрея Критского.

Литургия Преждеосвященных Даров — это совершенно особое богослужение. Оно совершается только в Святую Четыредесятницу (Великий пост), в дни особого воздержания и сугубого поста: среду и пятницу.

Главной её особенностью, что следует из названия, служит то, что верующие причащаются Святых Даров, освящённых прежде — на предыдущей полной Литургии по чину Василия Великого или Иоанна Златоуста — и сохраняемые в ковчежце, обычно на престоле или, реже, на жертвеннике. Ещё одним видимым отличием является чтение великопостной покаянной молитвы преподобного Ефрема Сирина:

— Го́споди и Влады́ко живота́ моего́, духъ пра́здности, уны́ния, любонача́лия и праздносло́вия не даждь ми.

Духъ же целому́дрия, смиренному́дрия, терпе́ния и любве́ да́руй ми, рабу́ Твоему́.

Ей, Го́споди Царю́, да́руй ми зре́ти моя́ прегреше́ния и не осужда́ти бра́та моего́, я́ко Благослове́нъ еси́ во ве́ки веко́въ. Аминь.

По традиции, за Литургией Преждеосвященных Даров священник благословляет молящихся со словами «Свет Христов просвещает всех» и зажжённой свечой и кадилом в руках между чтениями паремий. Молящимся подобает принимать благословение коленопреклоненно.

Канон святителя Андрея Критского назван Великим как по множеству мыслей и воспоминаний, в нём заключенных, так и по количеству содержащихся в нём тропарей — около 250 (в обычных канонах их около 30).

Великий канон читается по частям в первые четыре дня Великого поста на вечернем богослужении, которое называется великим повечерием, и длится около двух часов. Чтение канона является одним из наиболее торжественных в своей строгости богослужений Православной Церкви. Верующим подобает слушать его в полной тишине, безо всякого движения, с зажжённой свечой в руке.

«Покаянная автобиография» — так часто называют Великий канон. Cвятитель Андрей сочинил его для самого себя. С глубоким сокрушением о своих грехах архиепископ Андрей в своём поэтическом повествовании рассматривает Священную историю как жизнеописание своей собственной души. «Я — самый страшный грешник, виновный более всех людей» — главная тема великого покаянного канона. Это утверждение на корню исключает осуждение по отношению к другим людям.

8 марта (23 февраля по ст. ст.). Обретение мощей блаженной Матроны Московской (1998)

Блаженная Матрона (урождённая Матрона Димитриевна Никонова; ок. 1885–1952) — одна из самых почитаемых русских святых. При жизни она, сама страдая ото многих недугов, прославилась прозорливостью и многими чудесными исцелениями болящих.

Народное почитание памяти старицы началось практически сразу же после её земной кончины. С началом церковного возрождения в России встал вопрос о её прославлении в лике святых.

Поэтому в ночь с 7 на 8 марта 1998 года, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, могила святой Матроны была вскрыта. Её мощи доставили сначала в московский Данилов монастырь, а затем перенесли в Покровский храм на территории Покровского монастыря, открыв к ним доступ для верующих.

Менее чем через год блаженную Матрону Московскую канонизируют как местночтимую святую российской столицы. А в октябре 2004 года Освященный Архиерейский Собор благословит и её общецерковное почитание. На сегодняшний день почитание святой Матроны среди православных России и паломников из других стран не оскудевает: к мощам блаженной в Покровском храме ежедневно приходят молитвенно приложиться тысячи человек.

В тот же день — память священномученика Димитрия Апанского (+1919)

Священномученик Димитрий Неровецкий (1887–1919), нёспастырское служение в сибирской глубинке — на территории современного Абанского района, в небольшом селе Апано-Ключи.

Степенную жизнь сельского прихода святителя Николая Чудотворца, где и был настоятелем отец Димитрий, нарушила Гражданская война. На востоке Енисейской губернии начали активные действия красные партизаны «Тасеевской республики», безжалостно расправлявшиеся со всеми, кого считали своими врагами. Особенную ненависть у них вызывали православные священнослужители.

Отца Димитрия партизаны арестовывали неоднократно, бездоказательно обвиняя в сотрудничестве с белыми войсками. Первые несколько раз они были вынуждены отпускать священника — никаких доказательств его «вины» не было, будущий святой сознательно отказывался от поддержки любой из враждующих сторон, призывая паству к миру и милосердию. Супруга, тем не менее, несколько раз умоляла отца Димитрия оставить беспокойную Апанскую землю и уехать подальше от ужасов Гражданской войны. Но тот всякий раз отказывался изменять своей священнической присяге.

В первую великопостную седмицу священника Димитрия Неровецкого арестовали ещё раз — по клеветническому доносу собственного же псаломщика. Партизаны предали пастыря многим мукам и издевательствам, после чего расстреляли его в таёжной глуши. Мощи святого, канонизированного на Архиерейском соборе в 2000 году, не обретены до сих пор.

9 марта (24 февраля по ст. ст.). Первое и Второе обретение главы пророка Иоанна Предтечи

Этот праздник — один из семи, установленных Православной Церковью в память о Крестителе Господа.

Как известно, пророка по воле нечестивой жены иудейского правителя Иродиады казнили через усечение главы. Ученики вынуждены были погрести тело святого без головы; её отдельно похоронила на Елеонской горе благочестивая царская служанка.

Спустя долго время, в IV веке, голову пророка обрёл вельможа-христианин Иннокентий. Он повелел построить на том месте небольшую церковь и бережно хранил святыню. Однако после его кончины настали антихристианские гонения: честная глава Иоанна Предтечи вновь была утрачена.

Повторно святыню обрели уже в середине V века, когда христианство восторжествовало в пределах Римской империи. По преданию, двум инокам явился сам святой Предтеча и открыл местонахождение своей честной главы.

Однако затем, по несчастливому стечению обстоятельств, обладателем её стал лжепастырь-арианин. Он совратил множество больных людей, исцелившихся от святой главы, приписывая всю благодать своему еретическому учению.

Когда же кощунство еретика открылось, он бежал, закопав святыню в пещере близ Емессы. Спустя несколько лет главу пророка Иоанна там обрел архимандрит расположенной рядом монашеской обители по имени Маркелл.

13 марта (28 февраля по ст. ст.). Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия

Торжество Православия тоже является переходящим церковным праздником. У непросвещённого человека может возникнуть вопрос: по какому случаю это торжество? Как именно или, может быть, над кем конкретно восторжествовало Православие?

Этот день — дань памяти восстановления иконопочитания в Византийской (Восточно-Римской) империи. Впервые Торжество Православия состоялось в 843 году, в первое великопостное воскресенье, и стало переходящим церковным праздником (т. е. каждый год празднуется в разных числах, в зависимости от начала поста).

Богослужебной особенностью этого дня является особый чин Торжества, за которым провозглашается торжество Церкви над ересями, утверждаются постановления семи Вселенских соборов и возносятся анафемы лжеучителям и раскольникам.

Отрицание ликов святых — иконоборчество (иконоклазм) — стало последней крупной ересью в истории Византии, а победа над ним подвела черту под так называемой «Эпохой Вселенских соборов», когда привычные многим поколений верующих догматы веры ещё только утверждались. Одним из них и стало положение о почитании икон, принятое на основании учения преподобного Иоанна Дамаскина: «Ибо честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображённого на ней».