Статьи

Иерей Сергий Круглов: Главная святыня для нас — это Сам Господь. Проект «Свято место» о Минусинске

Минусинск — город на юге Красноярского края с давней и увлекательной историей. Здесь много каменных старинных строений. А многим деревянным избам, в которых по сей день живут люди, уже более ста лет. Но главной архитектурной достопримечательностью на протяжении веков остаётся ансамбль Спасского собора. А площадь возле него до сих пор является и центром светской жизни города. Строили первое каменное здание в Минусинске без чертежей, основываясь на устной традиции сибирских мастеров и образцах каменного зодчества Енисейска. Естественным фундаментом храма стал скальный грунт, на века придавший прочность строению. Церковь соединилась с природой в единое целое. На протяжении двух сотен лет храм видоизменялся. Пристраивались новые приделы, расширялось внутреннее пространство храма (в итоге оно увеличилось вдвое). Всё больше маковок с крестами взмывало над старинным городом. Изначально их было пять, сегодня — десять. Собор не утратил своего великолепия даже после печальных событий XX века. Спасский собор сегодня — памятник архитектуры федерального значения. С 1995 года он охраняется государством. Построен храм в стиле сибирского барокко, но постепенно, во время расширения храма, к его внешнему виду прибавились классицизм и эклектика. И сегодня мы можем изучать по нему историю архитектуры в Сибири. А для большинства минусинцев это ещё и по-настоящему дорогое, родное место.

Об истории и реликвиях Спасского собора мы поговорили с его штатным священником иереем Сергием Кругловым.

— Русские пришли на юг Красноярского края сравнительно недавно, в XVIII веке. Минусинск основан и того позже. Как за столь незначительный промежуток времени в городе появился такой впечатляющий храм?

— Сибирь страна русских переселенцев. А жизнь русского человека всегда связана с храмом, с Православием. Мы народ оседлый, и куда бы ни прибывали переселенцы, первым делом они строили церковь. Когда только появилось село Минусинское, в середине XVIII века, была возведена и деревянная церковь, которая была освящена в честь образа Спаса Нерукотворного. Это праздник, который многие из нас знают ещё и под другим именем — «Ореховый Спас», он 29 августа отмечается. Это наш престольный праздник.

Постепенно Минусинск ширился, становился купеческим городом. Появлялись ярмарки. К началу XIX века было принято решение — построить здесь каменный храм. Всем миром собирали средства на церковь. И вот в 1814 году был построен Спасский собор, который стоит в Минусинске и по сей день.

Как это привязать к истории России? Недавно закончилась война с Наполеоном, Пушкину четырнадцать лет, а иеромонах Серафим ещё никому не известен и живёт в затворе в Саровском монастыре. А здесь, на краю огромной Российской империи, появляется такой замечательный храм.

— Часто паломники посещают места, связанные с определёнными почитаемыми святынями. Есть ли в Спасском соборе такие особые реликвии?

— Как мы с вами знаем, главная святыня в храме — это сам Господь, Тело Христово. И люди. Потому что, когда священник молится на Литургии, он призывает Духа Святого «на ны и на предлежащие Святыя Дары сия». То есть на нас с вами. Об этом надо помнить, конечно. Христианство — это не музейная религия, не религия каких-то артефактов, грубо говоря, даже не храмовая религия. Храмовой религией можно назвать древний иудаизм, где религиозная жизнь была сконцентрирована вокруг одного храма в Иерусалиме. Когда храм разрушили, всё и закончилось.

Церковь — это живое Тело Христово. Но всякий человек, проживший долгую жизнь, несёт на себе её отпечатки. Где-то у него морщины, следы времени, где-то шрамы, может быть, остались. Так и каждая икона, каждый храм, несёт на себе отпечаток времени. По тому, что есть в храме, человек, глядя на него как на старичка или на старушку, может видеть его жизнь.

В нашем храме есть старинные печи — раскрашенные красивые барабаны. Они действуют доныне, потому что Минусинск отапливается углем. Раньше целые горы топлива лежали во дворе храма. И один из способов борьбы советской власти с религией заключался в ограничении выдачи угля в храм. Собор замёрзнет, люди не смогут его посещать. Но минусинцы как-то всегда справлялись. Всё это — часть нашей истории.

— В Спасском соборе очень много старинных икон. Наверное, их количество исчисляется сотнями. Есть ли среди них особо почитаемые?

— Действительно, редко на стенах этого собора можно увидеть современный образ. Наверное, у каждого прихожанина есть свои особо почитаемые иконы. Это был первый храм, который я сам когда-то посетил. И потом, когда я увидел другие храмы, в разных концах нашей Родины и за её пределами, я понял, в чём отличие нашего Спасского собора. Здесь размещены именно те иконы, которые были в конце XIX — начале XX веков. Очень характерные для позднего синодального, предреволюционного периода образы.

Для людей того времени это были привычные иконы, они не были в глазах прихожан какими-то сверхъестественными, особыми. Как для нас сегодня софринские иконы, привычные всем. Это иконы, которые люди приносили сюда после того, как храм заново открыли в 1945 году. Родных икон, которые изначально были в Спасском соборе, почти не осталось.

Когда в 1933 году храм закрыли, здесь хранили зерно. Почти до железных стяжек зерно было насыпано. Даже до сих пор в трещинах иногда находят зёрнышки. Нижний ряд иконостаса, конечно, пострадал более всего. Сейчас на стенах мы можем увидеть иконы, которые люди сохраняли у себя. Из разрушенных храмов и часовен юга Красноярского края. Есть даже иконы старообрядческого письма. Гонения на Церковь своеобразно объединили людей, разделённых расколом.

— Общие страдания объединили людей?

— В 1937 году, осенью, было большое церковное дело. Приехала тройка НКВД из Красноярска. У них был план, они всегда работали по плану. Врагов народа должно быть определённое количество, если не наберёте, сами пойдёте по этапу. Поэтому было сфабриковано церковное дело, и брали всех, кто походил на церковного человека. Это и священники, и монахи из закрытых монастырей. Много было и старообрядцев. Так гонения и объединили людей. Настоящим, важным стали не некие древние церковные разногласия, а именно вера Христова. И эта история в виде старообрядческих образов тоже отражена в Спасском соборе.

Много икон пострадало в это время. Где-то стреляли по ним дробью, где-то разрубали топором. Доски, на которых написаны образа, были качественными, и некоторые хозяйственные люди делали из них дверцы для сараев, для свинарников.

В одной деревне рассказывали про бабушку, у которой очень хорошо удавалось солить капусту. И случайно обнаружили, какой доской она в кадушке прижимала капусту. Это тоже была икона. Позже образ забрали в один из храмов, и он обновился. Был случай, когда рыбаки вытащили сетями из реки Казанскую икону Божией Матери. «Развлекались» люди как могли.

У нас в алтаре есть уже отреставрированные иконы, на которых раньше были видны следы таких «развлечений». У святых глаза выколоты. Наступала новая жизнь, новая эра, и молодые люди, отринув, отвергнув Бога и всех святых, шли к «светлому будущему». Воевали со своими бабушками.

Когда современные критики Церкви приходят и начинают говорить о том, какой наш храм пышный, богатый, весь в золоте, «а там бедные люди где-то страдают», я предлагаю им подойти поближе и рассмотреть это «золото». Если в Спасском соборе когда-то и было золото и серебро, то после большевиков его уже нет. Всё ободрали, ничего не осталось. Но те немногие иконы, что сохранились, стали любимыми для наших прихожан.

— Можно ли сегодня назвать Спасский собор духовным центром юга Красноярского края?

— Несомненно, теперь это ещё и кафедральный собор. И в XIX веке он был одним из важных духовных центров губернии, и в течение XX века им оставался. Это собор, который знают все. Открылось, конечно, много других храмов.

Не зря, наверное, пару лет назад велась серьёзная дискуссия, на высоком уровне, чтобы разместить наш собор на гербе Минусинска. Здесь всегда было место паломничества. Культурное влияние этого места всегда было живо. Именно поэтому люди сюда едут.

Я не хочу сказать, что наш Спасский собор отличается от других храмов какой-то особой святостью. На мой взгляд важно, чтобы люди приходили в храм не просто к святыням, прикладывались к определённым предметам. Как мы знаем, крещённые люди часто заходят в храм, чтобы попросить Бога, святых о своих житейских нуждах, а потом уходят, даже забыв поблагодарить Бога, и не возвращаются уже никогда. Могу сказать, что очень многие люди, приходящие в Спасский собор, ищут именно веры, Бога. И вот эта проповедь Евангелия и действенная, живая молитва всегда жили в Спасском соборе.

А в целом — обычные священники, обычные прихожане. Так сложилось, что особых чудотворных реликвий в соборе нет, но ведь для всех нас главная святыня, как я уже говорил, это Сам Господь.

***

Проект реализуется при поддержке международного грантового конкурса «Православная инициатива — 2021».