Проект «Свято место» осуществляется при поддержке фонда «Соработничество». В 2021 году он стал одним из победителей грантового конкурса «Православная инициатива». Его цель —знакомство жителей Красноярского края с важными центрами Православия Приенисейской Сибири, местами, издавна называемыми святыми. Пятнадцать городов и сёл края со своей историей святости. Прежде всего, «Свято место» — это серия видеоэкскурсий, которые можно увидеть на Youtube-канале музейно-просветительского центра «Касьяновский дом» и на его страницах социальных сетях. Кроме того, во «ВКонтакте» и на «Facebook» регулярно выходят фотопубликации о святынях нашего региона. А текстовые материалы будут появляться и на страницах газеты «Православное слово Сибири».
Большая Мурта-Казачинское-Енисейск. Один из самых популярных паломнических маршрутов в Красноярском крае, часто, особенно до пандемии, по трассе двигались целые вереницы автобусов с верующими людьми. В каждой из точек этого маршрута своя запоминающаяся история. Большая Мурта — это личность святителя Луки (Войно-Ясенецкого), Енисейск — город, через который Православие распространилось до Тихого океана. А Казачинское верующие жители села называют уделом Богородицы. Особенно интересно в последней истории то, что особо почитается в этом месте Божия Матерь — традиция, появившаяся совсем недавно, в середине девяностых. В селе сегодня действует храм Святой Троицы, в который и съезжаются паломники со всего края, к мироточащей Казанской иконе Божией Матери. А на фоне молитвы верующих и обыденной сельской жизни поднимается в Казачинском новый храм, с гостиницей для паломников и духовно просветительским центром.
— Само село казаки из Енисейска основали в 1650 году. Называлось раньше это место Казачий Луг, тут острог был. Первый деревянный храм стоял на берегу реки, и назван он был в честь Живоначальной Троицы. А ведь тогда ГЭС не было, Енисей разливался каждую весну и берег у храма всё больше подмывало. Вот и решили перенести его на новое место. Построили теперь каменный Троицкий собор. Храм был возведён в 1780 году местными жителями. Пожертвования вносили и состоятельные купцы и крестьяне. Свято-Троицкий собор был очень похож на Спасо-Преображенский монастырский храм в Енисейске. Тот был трёхпрестольный с летним приделом, и этот точно такой же, копия. В 1929 году исполком закрыл храм под предлогом того, что он находится в аварийном состоянии. Все эти документы с решениями разных комиссий сохранились.
В 1936 году храм разрушили, а кирпичи, из которых он был построен, растащили по окрестностям. Мы когда делали пристройки и рыли возле нынешнего храма котлованы под фундамент, находили стекла, кирпичи, даже монеты и церковную утварь — кресты, иконки маленькие находили. И, самое главное, нашли основание старого храма, спрессованный известняк. А ещё мы обнаружили несколько захоронений.
Из записей в архиве мы знаем, что сразу после разрушения храма на его месте поставили небольшое деревянное здание, которое просуществовало почти уже сотню лет. Здесь располагались разные социальные учреждения. Я помню, что здесь был военкомат, потом охотничье хозяйство, общество охотников и рыболовов здесь находилось. Ружья продавали, снасти разные. В девяностые годы это здание на месте старого храма передали верующим, мы пристроили к нему алтарь и трапезную. Это и есть современный Свято-Троицкий собор.
— В советское время религиозная жизнь в селе была либо уничтожена, либо ушла в сугубо частную жизнь. Каким образом в Казачинском сложилась новая православная община?
— Верующие люди, конечно, были здесь и в советское время. Но храма не было, не было и приходской жизни. С начала девяностых многие ощутили потребность в вере, но было не совсем понятно, что такое истинное Православие.
В то время я работал в ГАИ. И однажды случилась такая история — мы возвращались ночью с рейда, и вдруг увидели в темноте, как нам тогда казалось, монахов. У них в машине пробило колесо, и мы остановились, чтобы помочь. Пока одни сотрудники ГАИ ездили за запасным колесом, мы со священниками поговорили. Оказывается, это были отцы Геннадий Фаст и Андрей Юревич. А отец Геннадий Сухотин в то время у них был шофёром. Вот нам и стало интересно, можно ли и у нас в селе создать общину. Они нам и рассказали. Так вот с этого времени и началась в Казачинском община. Настоящий всплеск веры нашей пришёлся на 1994–1995 годы. Мы пришли в церковь с жёнами, с братьями. Семья Шарыповых, семья Дудиных, семья Беляковых, семья Зиминых, семья священника Иоанна Семенова, сёстры пришли, бабушки. Отец Геннадий Фаст, благочинный, нас на это благословил. Как раз в 1995-м хозяйственное помещение и отдали под наш храм. А священник Андрей Юревич до 2001 года окормлял приход.
— Паломники приезжают в Казачинское, чтобы поклониться Казанской иконе Божией Матери. Но далеко не все знают историю этой святыни. Как произошло её обретение?
— Наши прихожане узнали об этой иконе в 1995 году, когда был освящён храм. Первоначально она находилась в Казачинском у местной жительницы Галины Кузнецовой. Она и передала её в храм. Через шесть лет, в 2001 году, на третью, Крестопоклонную неделю Великого поста, 18 марта, одна прихожанка молилась возле этой иконы и увидела слёзки на ликах Богородицы и Богомладенца. Это был воскресный день.
У нас своего священника тогда не было, но приход был сильный, семейный. Собирались регулярно в храме и без батюшки. Мы уже прочитали акафисты, Евангелие и Апостол и разошлись по домам. А женщина та, которая слёзки увидела, начала нам звонить — «Богородица заплакала!». Что такое? Почему? В то время опыта христианской жизни у нас ещё не было. И мы не могли сопоставить, почему на иконе появились слёзы. Мы все собрались в храме. Как я помню своё состояние — походил, посмотрел, как Фома неверующий, и ушёл при своих интересах.
Позвонили отцу благочинному, Геннадию Фасту. Вскоре он приехал. Помню, отец Геннадий набрал воду в стаканчик, взял кисточку, и поместил в стакан слёзки. А потом этой водой нас помазал.
Через три года, на Иоанна Богослова, 9 октября, эти слёзки просочились дальше. Тоже недоумевали, почему такое происходит. Но потом, с годами, когда люди стали приезжать, молиться, когда у нас самих появлялись трудности в жизни, искушения, семейные проблемы, мы увидели, что молитва перед иконой помогает. Дети здоровые, внуки здоровые, люди получают просимое.
Стали жертвовать ей. Мы сейчас можем увидеть цепочку с различными украшениями на ней. Это то, что мы даём в дар Богородице, в знак того, что мы получили просимое. Жертва наша. На это состояние мы по благословению владыки Пантелеимона купили 250 тысяч кирпичей и начали храм строить. Находясь под покровом Богородицы, здесь, в Казачинском, осуществляется такое грандиозное строительство собора! Я вот как думаю своим умом — Пречистая словно незримо здесь предстоит и собирает под Свой омофор всех благочестивых людей.
— Новый храм станет одним из самых больших и вместительных в Красноярском крае. А по меркам районного центра он просто колоссальный.
— Это будет не просто храм, а собор. Здесь будут два придела. Один во имя Живоначальной Троицы, это уже традиция, а нижний в честь Казанской иконы Божией Матери, в честь особо почитаемой в нашем селе святыни. Строится собор с августа 2013 года, то есть уже восемь лет. Но ждать осталось недолго. К декабрю подведут тепло- и электросети к храму, чтобы зимой можно было заняться внутренней его отделкой, заштукатурить стены. По графику в декабре 2022 года строительство собора будет завершено. Всего год остался. Храм крестово-купольного типа, такие встречаются в центральной России. Центральный его купол похож на шлем наших богатырей. Сам собор будет белого цвета, высотой от земли до креста 54 метра. А вместиться здесь смогут сразу триста человек. Стоит храм на берегу речки Черной. Вдоль неё мы планируем сделать Богородичную дорожку для паломников.
В храме, в котором мы сейчас служим, паломников очень неудобно встречать. Помещения все маленькие. Казанская икона Божией матери чествуется два раза в год — 21 июля и 4 ноября. И каждый раз приезжает более сотни паломников. В наш храм такое количество людей не может вместиться физически. Видимо, Самим Богом дано решение построить на этом месте храм, чтобы он вмещал больше людей. Здесь же будет гостиница для паломников напротив храма. Ведь люди круглый год приезжают и неделями живут, молятся. А будет их со временем гораздо больше. Ведь Пречистая ведёт их сюда, к себе.
А ещё будет у нас духовно-просветительский центр. Совсем недавно рядом начали строить, летом. Вырыли котлован, уже забили более четырёхсот свай. Там подразумеваются различные секции —моделирование, пение, лепка и другие виды рукоделий. И всё это при храме. Люди будут приобщаться к духовной жизни уже с детства.
И это строительство, как и обретение Казанской иконы, важно не только для нашего села, но и для всего Красноярского края. Ведь Казачинское — место, в котором соединяются Красноярск и Енисейск. И соединяет эти города, здесь, в Казачинском, сама Пречистая Богородица.
***
Проект реализуется при поддержке международного грантового конкурса «Православная инициатива — 2021».