Статьи

Православная неделя с 5 по 11 июля 2021 года: Рождество Иоанна Предтечи, день памяти Петра и Февронии Муромских и икона Божией Матери «Троеручица»

Сайт kerpc.ru знакомит читателей с предстоящими праздниками Православной Церкви. 5–11 июля в 2021 году — третья седмица (неделя) по Пятидесятнице.

7 июля (24 июня по ст. ст.). Рождество Иоанна Предтечи

В этот день верующие вспоминают, как в семье иудейского священника Захарии и его жены Елизаветы родился будущий пророк, который предскажет пришествие Мессии — Иисуса Христа, а потом крестит его в водах реки Иордан.

Иоанн Креститель — самый почитаемый христианский святой после Богородицы. Иисус Христос говорил о нём: «Из рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя» (Мф. 11:11).

Иоанн Предтеча жил примерно с 6–2 года до н. э. до 30 года н. э. Будущий великий пророк родился в семье праведных Захарии и Елизаветы. По материнской линии Иоанн был родственником Иисуса Христа и родился на шесть месяцев раньше Него.

Иоанн был последним пророком среди множества праведников, предсказывавших пришествие Мессии, который освободит народ Израиля. Иоанна называют Предтечей и Крестителем. Предтечей — потому что он пришёл прежде Христа и проповедовал народу Его пришествие. Крестителем — потому что он крестил Спасителя в Иордане.

Всё житие святого пророка и Крестителя Господня Иоанна Предтечи основывается в первую очередь на текстах Священного Писания. Часть сведений сохранило для нас Священное Предание Церкви.

Прежде чем начать свою проповедь, Иоанн много лет жил в пустыне — готовился к своему служению постом и молитвой. Носил грубую одежду, питался одними мёдом и акридами (саранчой). Когда ему исполнилось тридцать лет, Господь повелел ему выйти из пустыни и проповедовать пришествие Христа.

Иоанн пришёл на реку Иордан, в которой иудеи традиционно совершали религиозные омовения. Здесь он стал говорить народу о покаянии и крещении во оставление грехов и крестить людей в водах. Это не было Таинством Крещения, каким мы его знаем сейчас, но было его прообразом.

Народ верил пророчествам Иоанна Предтечи, многие крестились в Иордане. И вот, однажды к берегам реки пришёл сам Иисус Христос. Спаситель попросил Иоанна крестить Его. Пророк был удивлён до глубины души и сказал: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». Но Христос уверил его, что «надлежит нам исполнить всякую правду». Во время крещения «отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!» (Лк 3:21–22).

Крещением Христа увенчалась проповедь Иоанна Предтечи. Ему предстояла мученическая смерть. Царь Ирод Антипа, сын царя Ирода Великого (который после Рождества Христова приказал убить всех вифлеемских младенцев) заключил пророка в темницу за то, что тот обличал его в преступном браке с Иродиадой. На пиру в честь дня рождения дочь Иродиады Саломея танцевала для Ирода, и в награду за танец мать подговорила её попросить у царя смерти пророка. Иоанну Крестителю отрубили голову, и Саломея принесла её на блюде Иродиаде. В память об этом установлен церковный праздник — Усекновение главы Иоанна Предтечи.

8 июля (25 июня по ст. ст.). День памяти святых благоверных Петра и Февронии Муромских

День памяти святых благоверных Петра и Февронии Муромских отмечается православной Церковью дважды в году — в воскресенье, предшествующее 19 сентября, в честь перенесения мощей, и 8 июля, в день их праведной кончины.

Являя нам пример идеальной супружеской жизни, христианской любви и преданности, святые Пётр и Феврония считаются покровителями православной семьи и брака. День их памяти совпадает с общенациональным праздником — Днём семьи, любви и верности.

Повесть о Петре и Февронии Муромских — не совсем житие в церковном понимании этого слова, а почти художественное произведение. Но этот текст, возникший на стыке жанров, сыграл важную роль в становлении русской литературы.

Господь свёл эту чету удивительным образом. Брат муромского князя Пётр, заболев тяжким недугом, отправился на поиски лекаря в Рязанские земли. Там он встретил Февронию. Девушка согласилась исцелить князя при условии, что он станет её мужем. После своего выздоровления Пётр сдержал обещание и взял Февронию в жены.

За свою земную жизнь святая чета показала невероятную преданность друг другу. Все радости и невзгоды они привыкли делить пополам. Даже когда муромские бояре взбунтовались против княжны из крестьянского сословия и потребовали у князя отказа от престола, Пётр не оставил Февронию и вместе с ней покинул город. Вскоре после их ухода начались распри и смута, сам народ попросил князя вернуться и занять место законного правителя.

Перед смертью по благочестивому обычаю супруги приняли монашеский постриг с именами Давид и Ефросиния. Святые Пётр и Феврония скончались в один день. Они завещали положить их в один гроб, который давно для себя приготовили. И по сей день мощи муромских чудотворцев покоятся в общей раке.

11 июля (28 июля по ст. ст.). Празднование иконе Божией Матери «Троеручица»

Этот образ Небесной Владычицы является одним из самых необычных. У Богоматери на иконе действительно три руки. Как можно объяснить подобный феномен?

Предание связывает происхождение образа «Троеручица» с именем преподобного Иоанна Дамаскина. Этот святой жил в VII–VIII веках и был высокопоставленным чиновником при дворе арабского халифа, мусульманина по вероисповеданию, но терпимого к христианам.

Святой Иоанн не мог стоять в стороне и от борьбы Церкви с ересью иконоборчества, охватившей православную Византию в те годы. Сочинения преподобного в защиту святых образов вызвали гнев у императора-иконоборца. Нечестивый правитель решил оклеветать Иоанна Дамаскина перед халифом, отправив тому якобы написанное Иоанном письмо с однозначно предательскими намерениями.

Обманутый халиф в гневе приказал отсечь руку святому, но после долгой молитвы у лика Пресвятой Богородицы конечность приросла обратно. В память об этом чудесном исцелении Иоанн Дамаскин и изготовил из серебра модель своей руки, прикрепив к лику Царицы Небесной.