11 апреля, по окончании Божественной литургии в назаровском Покровском храме, митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон обратился к верующим со словом проповеди:
— Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.
Сегодня мы читали в Евангелии рассказ о том, как Иисус Христос изгонял из одержимого юноши беса. Отец привёл его, чтобы Господь возвратил его к нормальной жизни. И рассказывал о том, что бес с ним делал: бросал в огонь и воду, заставлял биться в припадке, скрежетать зубами, а потом будто бы умирать. Потом он приходил в себя, но припадки возвращались. Родители приводили мальчика к врачам, но они ничем не могли помочь. Приводили и к священникам, и к апостолам — и никто не помог. Иисус же сказал: «О, род неверный и развращенный! Доколе буду с вами? Доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне сюда» (Мф. 17:17). И привели юношу, и Господь исцелил его и отдал родителям.
Кого же Он назвал «род неверный и развращённый»? Было ли это сказано народу, который окружал Господа? Или же, это было адресовано кому-то другому? Нет, это было сказано тем, кого народ не видел, но кто вселялся в людей — демонам, врагам рода человеческого. Почему «род неверный»? Да потому, что и демоны были сотворены Богом. Были сотворены небесными ангелами, которые отпали, отказались от Него, став теми, кем стали — озлобленными тенями прежних себя.
Господь этими словами показал, что Он — извечный Бог, пришедший в мир в человеческом облике Сына Своего единородного и Сына человеческого, Спасителя нашего Иисуса Христа. Тот Бог, который показал врагу рода человеческого, диаволу, что Он пришёл ради людей. Ради нас с вами.
Но этот упрёк обращён и к нам с вами, живущим сегодня. Люди обязаны по сотворению любить своих родителей, чтить отца и мать. Но, к сожалению, забывшие Того, Кто дал нам дыхание жизни, Бога-Отца, люди воспринимают как своего друга того, кто, на самом деле, делает их больными, бесноватыми. Воспринимают его как своего помощника и обращаются к нему. И в наши дни таковых немало. Ибо если бы не было таких — весь город стоял бы в этом храме сегодня.
Итак, Господь изгнал беса. Но что же такое это беснование? Только ли это образ сумасшедшего человека, или от нервных болезней пришедшего в состояние разрушения сознания? Беснование бывает и иного рода. Когда человек отходит от Бога, рушит семью своим алкоголизмом, наркоманией или блудом. Когда беспричинная ярость и злоба душат человека, лишая его душу спасения. Когда человек не верует в Бога и ищет лёгкого способа улучшения своего земного существования. И те, кто идут против Бога — на самом деле идут против себя.
Люди спрашивают священников — как избавиться от зла? А ответ прост: нужно прийти к Богу, в Его дом. Прийти не только ногами, но душой. И тогда меняется и сам человек, и те, кто его окружает. Только с Богом человек может найти в себе внутреннюю силу и укреплять её причастием и молитвами.
Всё, что совершается в храме — совершается для исцеления и врачевания души человеческой. Потому что мы бессмертны, и наша душа пришла от Бога и к Богу вернётся, и должна жить вечно в славе Божией любви и на Земле в радости жизни и спасения.
Аминь.