Проповеди

Глава Красноярской митрополии: Пост дан нам для борьбы с самими собой

14 марта, по окончании Божественной литургии в красноярском Свято-Троицком соборе, митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон обратился к верующим со словом проповеди:

— Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Дорогие братья и сестры, православные люди. Сегодняшний день мы называем Прощёное воскресенье, а ещё — Неделей воспоминания Адамова изгнания. А завтра мы с вами уже вступаем в Великий пост.

Какова же причина того, что верующие люди совершают этот долгий, почти пятидесятидневный пост перед великим праздником праздников, Святой Пасхой? Здесь следует начать издалека. Первые люди, праотец Адам и праматерь Ева не отреклись от Бога, но отпали от Него, послушав слова диавола. Это стало возможно оттого, что истинная свобода возможна только в Господе, и, создавая людей, Он даровал своим творениям свободу воли. И Он же даровал им Рай. Что это? Многие ассоциируют его с садом, и в этом есть доля истины, потому что Рай — это жизнь: цветущая, красивая и совершенная. Это и есть Сам Бог.

«Рай» и «радость» — слова одного корня. Когда мы испытываем радость? Когда обретаем некую правду. Правда же есть лишь в Боге, и счастливы те, кто приходит к Нему, а значит — приходит в Рай, в Царствие Божие.

Что же может не пустить человека в райскую жизнь? Одно слово — «грех». Он начался, когда Адам и Ева пренебрегли словами Господа и не раскаялись за это. Они отвергли жизнь и любовь Божию, и стали смертными. Проходили годы, и люди жили во тьме, поклоняясь языческим богам, которые есть, на самом деле, лишь демоны. Люди стали беззащитны против зла, отвергнув Бога. И тогда настало время прийти в этот мир Христу — нашему Спасителю.

Надо понимать, что, приняв Крещение, мы не становимся святыми, но лишь получаем возможность противостоять врагу рода человеческого. Наша вера становится щитом, а молитва — мечом. Мы должны вести свою борьбу ежедневно и еженощно. И для помощи в этом нам и дан Пост. И он не случайно начинается сразу после воспоминания об изгнании людей из Рая, ведь покинув его люди — осознанно или нет — всегда стремились вернуться туда, и через Господа Иисуса Христа это стало возможно.

Сегодняшний день также зовётся Прощёным воскресеньем, когда принято просить прощения у всех родных и близких. И это правильно, но этого недостаточно. Мы также должны погрузиться в себя, в свой разум, в своё сердце — и найти там примирение с самим собой. Узнать, на что мы годны. Ведь в каждом из нас живёт стремление ко греху, и наш долг — бороться с этими порывами.

Пост дан нам для борьбы с самими собой, для очищения не только тела, но и разума, души. И начинать это очищение нужно с примирения — как с собой, так и со всеми, кто нас окружает. Но это не должно быть формальностью, мало сказать «прости» тем, кого ты обидел. Нужно искренне, от души раскаяться в том, что совершил — и столь же искренне отпустить обиды тем, кто обидел тебя. Только тогда мы сможем войти в Пост с чистой душой, и неустанной молитвой, благодетельностью и стремлением к добру приблизиться к той истине, той радости и той свободе, которую несёт в себе Бог. И, окончив Пост, встретить Светлый Праздник Пасхи — и возрадоваться тому, что воскрес Господь и Спаситель наш Иисус Христос, поправ смерть и ад и указав всему человечеству дорогу к спасению и жизни вечной. Возрадоваться и праздновать этот великий день со всем православным народом, со всем ангельским миром, со всем Небом и всей Землёй.

Аминь.