Проповеди

Митрополит Пантелеимон: Через образ семидесяти апостолов раскрывается образ матери Церкви, образ всех нас

17 января, по окончанию Литургии в храме Архистратига Михаила и чуда Его в Хонех города Красноярска, митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон обратился к верующим со словом проповеди:

— Во имя Отца и Сына, и Святого Духа!

После славного праздника Рождества Христова, всегда вспоминается в воскресный день последующий число семьдесят. Оно относится к апостолам — семидесяти посланникам Божиим. Как правило, мы с вами знаем и больше, может быть, вспоминаем на проповедях и в домашних беседах двенадцать апостолов, их подвиги и, конечно же, особо почитаем Петра и Павла. Но сегодня в Евангелии мы с вами слышали: «избрал Господь и других семьдесят учеников, и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти, и сказал им: жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою. Идите! Я посылаю вас, как агнцев среди волков. Не берите ни мешка, ни сумы́, ни обуви, и никого на дороге не приветствуйте. В какой дом войдете, сперва говорите: мир дому сему; и если будет там сын мира, то почиет на нём мир ваш, а если нет, то к вам возвратится. В доме же том оставайтесь, ешьте и пейте, что у них есть, ибо трудящийся достоин награды за труды свои; не переходите из дома в дом. И если придёте в какой город и примут вас, ешьте, что вам предложат, и исцеляйте находящихся в нём больных, и говорите им: приблизилось к вам Царствие Божие. Если же придете в какой город и не примут вас, то, выйдя на улицу, скажите: и прах, прилипший к нам от вашего города, отрясаем вам; однако же знайте, что приблизилось к вам Царствие Божие» (Лк. 10:1–11). Семьдесят апостолов когда вернутся скажут: «Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем» (Лк. 10:17), а Господь им ответит «тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах» (Лк. 10:20). Двенадцати Господь не давал такую власть.

Почему же Господь так разделил их — на двенадцать апостолов, которые всегда были с ним рядом, и семьдесят? Двенадцать — это есть живое свидетельство повседневной жизни Господа Иисуса Христа. Они воочию видели Христа и пречистую Деву Марию. Они воочию видели Его чудеса, горе и страдания, боль и воскресение, Его молитву с кровавым потом. Их свидетельство прямое ко Господу и о Господе Христе к сердцам верующих во Христа — христианам о том, что правильно избрали путь и имя своё. Они заботились о том, чтобы Христос не остался в забытьи среди людей, и свидетельствовали о том, что Он — живой Бог, принявший плоть человеческую.

Когда мы говорим об образе Господа, то приходим к образу человека — Бога, Богочеловека, который всю человеческую боль принял, кроме греха. А что же семьдесят? Этим мы, православные, и отличаемся от других верующих во Христа. Мы, можно сказать, получили от наших предков прямое свидетельство, прямое наставление как общаться с Богом на практике — как ходить в храм, как поставить свечку, как покрестить детей и подать за упокой и за здравие. Всё это деяния и работа семидесяти апостолов. Они создавали Церковь как стражи Христова присутствия в Таинствах, в символах, и они составили эту Литургию, которая началась с Иакова. Многие из них евангелисты: Матфей, Иоанн, Лука, Марк. Они богословы из богословов. Среди апостолов были рыбаки, ведь сама профессия говорит о ловле, и когда Господь пришёл к ним, то сказал им оставить их сети: «идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков» (Мф. 4:19). Ведь по проповедям именно Христос есть тот хлеб духовный, та сила, которая собирает нас, в первую очередь, верою в единого Бога — Творца. Это проповедь двенадцати. А вот уже уже святая Церковь и образ покаяния — это труд семидесяти.

Мы читаем Евангелие и многие труды такого характера — это труд семидесяти. Иными словами, они были и первыми учителями, и совершателями Таинств, и стражами веры Христовой, и врачевателями. Действительно, апостолы на соборе в Иерусалиме сказали «нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах. Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости; их поставим на эту службу, а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова» (Деяния 6:2–4). Это были просвещённые люди, Божией благодатью и знаниями земными. Все они претерпели мученические кончины. Но апостол Павел, стоящий выше двенадцати и семидесяти как учитель, он каждого из семидесяти обучал лично. Это величайшая сила Божия, которая была дана Им самим и открыта миру по пути в Дамаск. Из гонителя и мучителя человек стал свидетелем Божиего могущества и Божией силы в каждом верующем человеке. И Церковь вспоминает их поимённо. Через образ семидесяти апостолов раскрывается образ матери Церкви, образ всех нас.

Вот сколько у нас в Красноярске храмов больших и малых? А по всему миру? Всё это — образ Церкви, ведь она не может быть из одного человека. Вот эти семьдесят открыли тайну спасения в Церкви — оно бывает, когда мы вместе. Должна быть объединяющая сила вокруг Господа, и эта сила — Божия благодать, пребывающая в Церкви, и которую раскрыли семьдесят апостолов.

Но есть один важный момент, когда мы слышим по время службы: «Входите в город, благовествуйте мир», — это не просто пожелание, это особый мир Христа, который должен быть в сердце каждого человека верующего. У неверующего в сердце глубокое смятение, и когда наш враг, диавол, нас искушает, то мы испытываем это смятение по разным причинам, в том числе и по греховным. Но когда мы обращаемся к Господу, приходим скорее на Исповедь, то находим мир Божий и открываем, что же нам делать в жизни. И в этом послании открывается, что мы, верующие, должны молиться, чтобы люди приходили в Церковь, потому что тут спасение и дорога в Царство Божие. И вот семьдесят апостолов ходили и учили мир, как правильно принять Христа. Ведь только через церковную молитву мы очищаемся. Мы все с вами через Крещение и благодать Духа Святого причастны, потому что мы продолжаем ту молитву, которую наставили делать апостолы двенадцати и которую проповедовал Павел, и мы молимся так, как открыл нам Господь Иисус Христос, чтобы Он всегда был с нами.

Аминь.