14 января, по окончанию Литургии во Введенском храме Сосновоборска, митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон обратился к верующим со словом проповеди:
— Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Обрезание Господне имеет глубокое значение, ведь оно есть ни что иное, как страдание младенца Христа. Что же оно значит для нас, верующих людей? Это было ветхозаветное Крещение, знак того, что Бог — с этим человеком. Но ведь Господь Иисус Христос пришёл к нам, чтобы принять ещё большие страдания и отдать Свою жизнь на Кресте, претерпевая несколько дней ужасные страдания, духовные и телесные. Почему же христианская церковь так по особенному относится к этому? Не осуждает, хотя страдать человеку от болезней и переживаний не полезно. Однако, мир наполнен испытаниями, особенно для верующего человека. Его испытывает не только Господь Бог, но и его, человека, собственные совесть и душа.
Как мы с вами переносим те сложности и проблемы, которые возникают в нашей жизни? Кричим ли, плачем, или замыкаемся в себе, становясь как каменные, или даже лишаемся рассудка. Эти испытания бывают, как правило, от непонимания их природы. От нежелания признать грехи, за которые Господь даёт нам это выдержать, пройти и отчистится. Это и болезни, нападки, семейные передряги и много чего ещё. За тем Господь и пришёл, чтобы облегчить эти страдания. Поддержать — ведь только Бог в состоянии человека поддержать. Только Бог в состоянии обнять и утешить человека, но при одном условии — человек сам должен обратиться к Господу, с упованием и надеждой. И от малого младенчества до момента перехода к Господу в жизнь вечную, мы будем проходить эти испытания очистительные, воспитательные и спасительные. Без Господа Иисуса Христа люди не понимали, есть ли Бог в их страданиях, в их самых сложных жизненных ситуациях. Многие до сих пор этого не понимают, но нам, православным христианам, открыта эта правда — Господь любовью Своей с нами, во всех случаях жизни. Он не изменяет, не отворачивается и не бросает ни грешника, ни праведника. Не оставляет ребёнка ни в утробе матери, ни в колыбели, и каждый его возглас, каждый плач Господь принимает и утешает. Ко взрослым он относится так же, ведь все мы — Божие дети. Мы все нуждаемся в любви Господа. И хорошо, когда мы сами понимаем это и призываем имя Божие, и Божиих друзей — святых угодников, архангельский мир и Матерь Божию — Царицу Небесную.
Обрезание — это ещё и обет, как воинская присяга, каждого верующего. Оно означало и означает союз, но Господь отменил кровавое обрезание и дал нам водное Крещение, потому что Он всегда с нами. И Он врачует нас Святым Духом, укрепляет и помогает нам. Это и есть всеобъемлющая любовь Господня. И кто может проповедовать искренне, кроме как те, кто пришёл служить Христу? Один из них — Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской, который в раннем христианстве боролся с сектантами и победил. Один победил вселенную, поскольку глубокая вера и любовь человека вели его, вели путём не простым, ведь прожил он не много. Однако он спас Церковь и веру нашу, и так совпало, что этот страждущий, но воинствующий духовно и любящий архипастырь Церкви стал Божиим угодником и примером. Он стал начальником и новых времён христианских — христианского Нового года, который мы освящаем и называем сегодня «Старый новый год». И мы просим Господа благословить жизнь нашу здравием, спасением, крепостью сил и доброй волей покаяния и очищения, и жизнью вечной.
Аминь!