7 января, в двунадесятый праздник Рождества Спаса и Господа нашего Иисуса Христа, по окончании Великой вечерни в Христорождетсвенском храме Красноярска митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон обратился к верующим с архипастырским словом:
— «Христос рождается, славите Его!» Этот возглас взят благочестивым народом из Рождественского канона, который начинает подобно Пасхальному. Я бы сегодня хотел сказать своё слово, начиная, братия-священники, с вашего героического труда перед Богом, но мы знаем, что в Церкви героизм не составляет великого достоинства. Достоин почитания и поклонения героизм воинского и трудового подвига, а мы слуги Божии, мы соработники Божии, и мы созданы из такого же тела, плоти и крови, как и наша паства. Мы отличаемся только в том, что Бог призвал нас к престолу Своему для служения народу ради его спасения именем Божием.
Этот пример появился в мире, когда родился Богомладенец Христос. Он был предсказан во время сотворения и грехопадения человека, где сказано: «И сказал Господь Бог змею: <…> вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя» (Быт. 3:14–15). И вот мы, христиане, свидетели тому, что пастыри две тысячи лет раскрывают людям правду о Божественном присутствии в жизни рода человеческого. С какой целью Бог установил этот порядок? С той целью, чтобы кормить духовенство за счёт народа? Думаю, что нет. Потому что не это главное. Но мы должны кормить своё священство, как и любая религия, как и любая страна кормит своих врачей, учителей, как своих детей и самих себя. А труд священника — это действительно труд. Я бы сравнил его, в современном понимании, с трудом врача, пожарного, моряка. Потому что вот что значит быть пастырем в мире — спасать души людей, их сознание от греха. Мы не можем похвалиться никаким земным богатством, потому что у нас его нет, в отличие от того, что говорят злые языки.
И вот, братия, празднуем 2021 год от свершения Рождества в славном Вифлееме, и звучит Божия проповедь о спасении от греха, смерти и ада. И не надо думать, что ад — это нечто придуманное. Ад — это всё то, что связано со злом, уничтожением добра, насилием, невежеством, со всем тем, что разрушает человеческую жизнь. Вот это ад — отречение и утрата связи с Богом. Для нашей Русской Православной Церкви испытание пандемией коронавируса — это очень серьёзная напасть, к которой многие относятся беспечно. Все священники пережили этот ужас перед могилой, но не дрогнули, не побежали, не устроили паники, а благодарили Господа, что вышли победителями и спасителями тех, кто приходит к нам. Каждый из вас показывает стойкость и силу веры. Благодарим Господа, что мы священники. О чём говорил апостол Павел мы видим сегодня, сейчас. Наши монашествующие пережили потери дважды. Пусть небольшие, но они были. Патриарх перечислял имена недавно ушедших в мир иной по этой причине в Московской епархии. Но мы служим с вами не смерти, а жизни, однако земной конец нам всем предначертан — и младенцу, и старцу. Но мы знаем, что свет жизни и радость, которую мы испытываем на Земле, во много крат открывается там, за гробом. Гроба нет. Дух наш наполняется благодатью силы Божией и смыслом жизни, поэтому служим с вами в невыносимых условиях нравственной, социальной обстановки в мире. Когда люди поменяли ориентиры с добра, света, чистоты и нравственности на распутство, растление, на детоубийство, на войны. Когда зло становится достоинством и злу воздвигают памятники. Но кто-то должен делать Господнее дело. Как обращался Богу пророку Илия с просьбой уничтожить непокорные народы, Господь отвечал, что не может уничтожить Своё создание, ведь есть множество святых, чтущих Его. И вот мы с вами по любви Божией стоим у престола.
Рождество — это начало прогресса, обновления, и мир движется. Удивительно, когда безумцы, считающие себя светилами, начинают говорить, что они в будущем создадут таблетку бессмертия — это смех, да и только. Бессмертие в вере, добре и любви. И если бы люди прекратили своё зло, то мгновенно на Земле наступила бы райская эпоха. Но пришёл Господь, чтобы пресечь развитие зла. Это наше с вами служение, и каждый праздник Рождества, и наконец корона всех корон — Пасха Христова — свидетельствует о правоте избрания служения Богу каждым из нас.
Вокруг нас стоит наша паства, любимейший наш народ, который всё приносит нам — сердца свои, любовь свою, свой труд, и мы это испытываем. И общая наша молитва достигает престола Божиего. Пройдёт время, и эта пандемия прекратится, и страх исчезнет, но дал нам Господь это испытание, чтобы обнаружилось две породы людей, два сорта — которые служат злу и которые проявляют величайший труд любви к ближнему. Самые лучшие качества в людях раскрывают такие испытания. И в этом повинны мы, но вина эта — благословенна. Открывается чёрное и белое, святое и грешное, и святое должно победить. Мы видим, как люди помогают детям, семьям в страшных болезнях, собирая миллионы на операции, для тысячам маленьких людей. Это голос Бога. Он побуждает сердца людей к такому подвигу, но этот голос передаётся из Церкви. из истинной, православной Церкви.
Всё это началось с Рождества, поэтому этот праздник — это торжество света и глубокой уверенности, что вера наша не обманывает нас, что надежда наша будет исполнена и каждый человек верующий, и особенно православный, есть дитя Божие и Его достояние.
Я это говорю вам, братия священники, чтобы донести до других наших собратьев, которых мы благословили остаться дома, чтобы они не боялись ничего, кроме греха и предательства Господа, чтобы не стать, как Иуда. Жертвенно любили свой народ многострадальный, но и многославный — Бог любит Россию. Только Божией силой русский народ остаётся крепкой башней спасения других народов и мирной жизни, труда и продолжения рода. Всё потому что русский народ избрал Божию Матерь и Бога и стал Богоизбранным, и это Рождество — свет души православного человека, в том числе и для каждого красноярца, живущего в этом удивительном, прекрасном и непростом уголке Земли, который достоин мира, счастья и здоровья. И мы с вами видим теперь, что Бог принимает наши молитвы и победа над всяким грехом будет всегда в руках Христа. А мы будем всегда воинами и меченосцами Его оружия — слова Божия, спасающего души людей.
Я всех приветствую, кто сегодня пришёл в храм, наших православных земляков, граждан, соотечественников, и призываю чтобы вы гордились городом Красноярском, Сибирью, Божиим даром в виде Енисея, терпения и любви к людям любой культуры. А Господь награждает таких людей глубокой своей благодарностью в виде любви в жизни. Я сердечно приветствую всех людей доброй воли, и всех православных братьев и сестёр вмещаю в своё сердце, ибо есть Рай, когда народ верующий присутствует в храме, живёт в городах и селениях, и верует, и этот народ лучше всякого тёмного. Я приветствую всех священников и монахинь, что собрались сегодня в храме, и которых не стыдно показать любому верующему, любой религии, как пример того, как надо строить спасение и отношения с Господом и со своим народом. Доброго здоровья, терпения, и дай Господи, чтобы у нас рождались дети, чтобы они радовались и наполняли Землю, а мы бы их оберегали не только на Земле, но в вечной жизни. Христианство — это свет народа, Христос — это и есть Бог в человеческом образе, который среди всех нас. И да будет с нами благодать Божия именем Христа.
С Рождеством Христовым, с праздником!