Проповеди

Владыка Пантелеимон: Когда рядом — Христос, любая беда по плечу

12 апреля, по окончании Божественной литургии в храме Архистратига Михаила и чуда его в Хонех города Красноярска, митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон обратился к верующим с архипастырским словом:

— Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Что бы в этом мире не случалось, какие испытания бы каждый день ни приносил человечеству, одно остаётся неизменно — закон жизни, который установил Господь, закон спасения души, закон божественного откровения, ежедневного, ежечасного, через праздники, который никакие силы не могут прервать и остановить. Потому что это видимая часть того труда, той спасительной работы, которую осуществляет каждый верующий, даже не думая об этой работе. Сама вера как дар Божий действует в душах и сердцах верующих людей, и такие люди, как правило, в этом мире двигают жизнь вперёд. Они являются героями жизни и победителями смерти. Ибо во Христе открыта вся истина и правда. Чего всегда жаждет наше сердце? Правды, справедливости, истины. В любых отношениях — семейных, государственных, экономических. Даже младенец требует справедливого и правдивого отношения к себе. Это особый, бессмертный дар, который дал нам и раскрыл Господь наш Иисус Христос. Он открыл нам в этом даре бессмертие нашей души, открыл бесконечную возможность человеку в любое время приблизиться к святости и достичь её путём покаяния, молитвы, духовного подвига. Те, кто сегодня причащался, это к вам было обращено восклицание: «святая — святым!».

Сегодня рубеж между постом и началом Страстной седмицы, недели, которая завершится Пасхальным торжеством. Торжество, которое как весеннее тепло, позволяет всему живому стремиться к совершенству. Потому что Пасха — вершина всей правды. Правда и истина Божия, которая заключается в любви к жизни и человеку, победила в Господе Иисусе Христе и Господом нашим Иисусом Христом. Мы как будто бы не знаем, был ли страх у Христа перед тем, что Его ожидает, было ли у Него сомнение и скорби, но всмотревшись в Евангельские откровенные слова, мы видим, что всё это было у Господа. Вот Он молится, и завершается молитва словами «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия» (Мф. 26:39). И не было ни звука, ни шороха, никакого знака. И Он трижды молился так. И тогда прозвучали Его слова, величайшей покорности: «впрочем не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 22:42). И Он обретает новое дыхание — подвига спасения всего мира через свои страдания.

А входит в Иерусалим Он ещё до этих слов. Город Иерусалим, где свершились все божественные предначертания миру, и вершатся, и будут вершиться, пока Господь не придёт вновь на эту землю. Там вершились судьбы людей, этот город пропитан кровью и слезами, радостью и ликованием, и всегда наполнен стремлением к жизни вечной. Сюда пришёл Господь, чтобы осуществить пред всеми народами мира торжество справедливости и правды, которое заключается в божественной любви к человеку и между творением Божиим — людьми. Казалось бы, Он входил как царь: люди ликовали, стелили одежды перед ним по древнему обычаю, резали ветви ваий — пальм, дети восклицали, всё было охвачено энергией этого ликования. Но Господь знал, что эти же люди через несколько дней будут кричать «Распни Его!». Господь шёл, чтобы открыть этому народу и нам с вами возможность каждого человека совершать подвиги ради спасения своей души и победы правды и истины. Но это даётся только человеку верующему. Вера непобедима, а верующие, действительно, — особый род людей на земном шаре.

Он пришёл, чтобы понести все поругания, чтобы простить разбойника. И Он пришёл всё же не как царь. Цари приходят на белом коне, со знамёнами и воинскими почестями. Во все времена, и даже когда победили в 1945 году наши воины, «маршал Победы» принимал парад на коне, — не на танке, не на машине. Это древний символ торжества победы. Христос сел на молодого ослёнка, а это символ трудолюбия, терпения, молчания и послушания, упорства. Удивительное животное, которое служит человеку, со своим характером. И святые говорят, что Христу постилали одежды, срезали ветви, но шагал по ним ослик, как будто ему это всё было предназначено. Вот и все дарования Господа предназначены человеческому, христианскому терпению. Терпению, которое открывает спасение и жизнь вечную, приводит к покаянию. Поэтому вербное воскресенье — это действительно несказанная радость, предчувствие того, чего мы не можем объяснить человеческим языком, но что сердце наше принимает и что знает душа — за этим стоит величайшее торжество победы жизни над смертью воскресением Спаса нашего Иисуса Христа.

Мы входим в эти дни в соучастие, в причастие к страданиям Христа, потому что все наши переживания человеческие, вся боль наша каждый день принимается Господом Иисусом Христом. Страдает и младенец, и взрослый человек, и старец, мужчина или женщина, вся эта боль во много раз ослабевает, потому что рядом — Христово терпение, Его мужество, которое берёт на себя боль каждого из нас, чтобы дать радость, избавление от того, что приводит, давит на нас. Когда рядом Христос, любая, казалось бы, непоправимая беда или горечь, или внутренние переживания становятся по плечу каждому, и становятся не поработителями, а освободителями нашей души, нашей жизни от всего того, что сеет мрак и боль.

Сегодня мы пришли в храмы, для кого-то это страх и риск из-за заразы, которая так пугает сейчас людей, которая так косит людей. Эта эпидемия — не страшная, но очень серьёзная. Но победа над ней наступит, когда, собрав духовный разум, силы и мудрость, мы не будем паниковать, а будем разумны каждый день, и нам Господь откроет, как правильнее поступать, чтобы сохранить себя, близких, и не наделать беды. Сегодня молятся в квартирах, в избах, на дачах, в храмах — и это и есть божественный огонь молитвы, который разрушает страх и ложную силу болезни. Пройдёт время, и мы возликуем и возрадуемся Пасхальной радостью, когда исчезнет это поветрие, а оно непременно исчезнет.

Но это божественный знак — не пора ли нашему обществу каяться, не пора ли нам бережно относиться к своим детям, к своим старикам? Не пора ли нам, старшим, обратить внимание на нашу молодёжь, подростков, девушек и юношей, посмотреть, что происходит с их душами? А верующей молодёжи надо осознать свою Христову миссию, обратиться к сверстникам и младшим, указывая на всю разрушительную силу греха. Мягко, не укоряя, не отталкивая, а раскрывая гибельность того, что приводит общество к такому состоянию.

Православные христиане спасают мир своими молитвами. Наша маленькая, простая вера каждого — прочный кирпичик фундамента здоровой жизни. А здоровая жизнь наступает тогда, когда люди понимают, что заповеди Божии даны для счастья и радости. А всё извращение — есть ад на поверхности, и приводит к ослаблению и организма, и природы, и человеческих связей. Это Господь обличал, это Он открыл и в Иерусалиме, и, хотя за это Его распяли, Он воскрес и победил ад. Так и наша вера призвана победить все греховные начала любовью к людям, грешникам, и молитвой о спасении мира.

Аминь.