30 сентября, после Литургии в красноярском Софийском храме, митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон обратился к верующим со словом проповеди:
— Во имя Отца, и Сына, и Святаго духа.
Сегодня мы вспоминаем любимых многими православными мучениц Веру, Надежду, Любовь и матерь их Софию. Их имена соответствуют христианским добродетелям.
Вера дает право на бытие, существование нас в жизни вечной, Царствии Божием, которое здесь, на Земле, может быть только в сердце человека. Жизнь наполнена земными заботами, скорбями и радостями, правдами и не правдами, грехопадением и покаянием. И, подчас, она далека от идеалов, которые раскрывает перед нами вера в Господа Иисуса Христа, вера в силу Его Заповедей, которые помогают нам спасаться от грехов.
Надежда — это производная от веры, а может быть — вера, облеченная в ожидание того, что мы войдем в жизнь вечную. Надежда, как и правда, всегда торжествует. Любая правда касается спасения человека. Поэтому и говорят — терпи и надейся, Бог все видит. Не проклинай и не осуждай никого. Надежа помогает во всех ситуациях, и не только людям, но целым народам и странам.
Божественной любви же апостол Павел произносит целый гимн, и не случайно было сказано: «Бог есть любовь» (1Ин. 4:8). Это проявление Божественного начала в каждом сердце. Любовь врачует наши души и сердца, проявляясь в разных формах. Любовь к детям, любовь к миру, к самому себе. Не эгоизм, не самолюбование, не возведение себя на пьедестал — нет. Любовь позволяет увидеть в себе все негативное и обратить взор к надежде на то, что Господь очистит тебя от этого.
Каждый год в этот день мы вспоминаем этих святых мучениц, которые приняли страшные страдания за то, чтобы правда Божия торжествовала среди людей. Мудростью матери эти девочки осознали всю погибельность того, что происходило вокруг. Это важный момент, когда человек начинает давать оценку таким вещам, и это приходит только к верующим.
В глазах неверующих язычников, гонителей, поступок Софии, которая уговаривала детей принять смерть, был непонятен. Они отказались от богатства и приняли мучения, потому что Божия правда и достоинство человека выше, чем то, что лишь на краткий миг дает ложное ощущение свободы и величия. Потому что величие заключается в терпении и вере в жизнь вечную, которая принадлежит тем, кто избирает путь Господа, кто видит в деяниях святых и мучеников пример для себя и призыв к человеческому достоинству, которое приближает нас к Царствию Божиему.
Аминь.