19 мая, по окончании Божественной литургии в Покровском кафедральном соборе города Красноярска, митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон обратился к верующим с архипастырским словом:
— Дорогие братья и сестры!
Сегодня, в Неделю 4-ю по Пасхе, мы вспоминаем ту врачующую силу, которая исходит от Бога. Христос исцеляет расслабленного: тяжелобольного человека, который не мог получить помощи от врачей того времени. Да и в наше время немало людей не могут получить исцеление силами уже современной медицины. А бывают случаи, когда вера в Господа исцеляет даже, казалось бы, безнадежно больных, — и сам я знавал таких людей.
Так произошло чудо и в этой Евангельской истории. Когда пришел Господь Иисус Христос к купели Вифезда в Иерусалиме, то нашел там парализованного человека. Его принесли к этой купели, куда время от времени спускался ангел Божий. Тот ангел возмущал воду, и первый, кто заходил в купель, получал исцеление от любого недуга. И Господь спросил расслабленного: «хочешь ли быть здоров?» (Ин. 5:6). Он ответил: «так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня» (Ин. 5:7). И тогда Господь сказал ему: «встань, возьми постель твою и ходи» (Ин. 5:8). А затем сказал человеку, когда встретил его в храме: «Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин. 5:14).
Если бы Христос только хотел показать Свою силу и заботу о каждом человеке, если бы Он заботился лишь о нашем телесном здоровье — было бы достаточно таких вот чудес исцеления. Но Господь говорит нам и о другом — о вечной жизни, о Царствии Божием. О том, что истинное расслабление, паралич — это безбожие, отказ от Него.
В окружающем нас мире мы видим не просто массу примеров, но целую глобальную систему этого расслабления, безволия. Мы видим отрешенность, когда люди, как под действием какого-то дурмана лишают себя самого главного — силы духа и воли.
Человеческое общество подвержено массе губительных для тела и души явлений: алкоголизму, наркомании, блуду. Это расслабление, безволие, заставляет принимать законы, которые позволяют человеку пресекать будущие жизни своей страшной отрешенностью от вечных ценностей. Но Господь говорит и показывает нам, что как только мы теряем связь с Ним, перестаем говорить с Ним — мы погружаемся в рабство греха и лишаемся того предназначения, которое дано нам при сотворении мира, и за которое Господь наш Иисус Христос принял смерть на кресте.
Это расслабление у нас во всем. Мы стали расслабленными духовно, и уже не отличаем правое от неправого. И в наш непростой век, верующие — это мудрейшие из людей. Они пока еще в силах удерживать этот мир и спасать.
Вот почему так важно, что мы с вами осознаем, что мы — дети Божии. Важно, что мы принимаем веру. Мы чувствуем облегчение на душе, когда ходим в храм, но легче становится не только нам, но и всему миру. И в XXI веке как никогда нам ясна значимость этого Евангельского события, о котором мы сегодня говорили, ведь оно касается спасения и выздоровления всего человеческого рода. И лишь один Господь является спасением для каждого человека и для бессмертия его души.
Аминь.