13 марта, по окончании Литургии Преждеосвященных Даров в Покровском кафедральном соборе города Красноярска, Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон обратился к верующим со словом проповеди:
— Братья и сестры!
Только что мы, слава Богу, помолились за первой в этот Великий пост Литургией Преждеосвященных Даров, причастились Тела и Крови Господних. И грядущая Пасхальная радость уже наполняет наши сердца, потому что Господь живет среди нас, в сердцах человеческих.
Этот обычай — совершать преждеосвященную Литургию во время Великого поста — возник в глубокой христианской древности. Когда наступал Великий пост, первые христиане сильно горевали, что не могли причащаться каждый день. А причащались они каждый день потому, что их могли убить в любой момент, поскольку жили в языческом еще римском государстве, где верующие во Христа подвергались гонениям.
Христиане не боялись смерти, но боялись остаться без Тела и Крови Христовых. Сейчас Церковь рекомендует причащаться не чаще двух — четырех раз в месяц, потому что перед Причастием нужно держать пост, а это могут не все. Но христиане первых веков были готовы к этому всегда, они усердно молились, причащались и не боялись телесной смерти и страданий.
И вот, Папа Римский, Григорий Великий, Двоеслов — а в те времена христианская Церковь была едина, и Рим был главным городом для всех христиан — составил Литургию Преждеосвященных Даров, на которой Тело и Кровь освящали в воскресный день. А в среду и пятницу, дни особого поминовения страданий Господа, выход Его на распятие, верующие причащались.
И вот мы с вами совершили то же, что совершали христиане две тысячи лет назад. Это свидетельствует о том, что православные придерживаются самой правильной христианской веры, самой неизвращенной, сохранившейся с давних времен. И там, где есть православные христиане, Благодать Божия всегда будет помогать любому человеку.
Русский народ особо воспринял православие, которому нас научили братья наши греки. И с тех пор мы живем в православно, вере. И когда мы причащаемся в первую неделю Великого поста, мы должны знать, что много грешного снимает с нас Господь. И если в первую неделю Поста мы дошли до среды, до дойдем и до Пасхи, и до жизни вечной.
Аминь.