30 сентября, по окончании Божественной литургии в Софийском храме города Красноярска, Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон обратился к верующим с Архипастырским словом.
— Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Сегодня мы совершаем память мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии. Я сердечно поздравляю с этим днем, в первую очередь, тех, кто носит имена этих святых. По молитвам к угодницам Божиим Господь прощает вам грехи, исцеляет недуги и ниспосылает мудрость. Я поздравляю с этим днем и всех мужчин, женщин и детей. Святую семью все верующие любят одинаково, почитая их мученический подвиг — подвиг женщины-матери и трех ее дочерей, совсем еще маленьких и непорочных.
Что такое мученичество? Наше сознание при этом слове порождает картины самых жестоких и самых бесчеловечных пыток. И они действительно были жуткими: одних сжигали заживо, других — отдавали на съедение диким зверям на потеху толпе, с третьих — сдирали кожу и ногти, предавали другим непостижимым издевательствам… Но что делали в ответ мученики? Они не просили пощады. Они не умоляли гонителей. Они лишь благодарили Господа за то, что получили возможность принять страдания за Его имя и Его веру.
Пример мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии показателен. Похожий эпизод мы встречаем в Ветхом Завете, во Второй книге Маккавейской. Там повествуется о благочестивой женщине, которую вместе с семью сыновьями схватили язычники. Гонители увещевали плененных отказаться от веры отцов и принести жертвоприношения идолам. Но мать же поощрила каждого из них принять мученическую смерть, но не изменить своей вере. «Умоляю тебя, дитя мое, посмотри на небо и землю и, видя все, что на них, познай, что все сотворил Бог из ничего и что так произошел и род человеческий. Не страшись этого убийцы, но будь достойным братьев твоих и прими смерть, чтобы я по милости Божией опять приобрела тебя с братьями твоими» (2 Мак, 7:28–30). Потом рассталась с земной жизнью и сама благочестивая женщина.
Первые христиане так же не сомневались в том, что их вера приведет их в Царство Божие. Они не боялись мученической смерти, если их пытались заставить отказаться от своих убеждений. Это же случилось и со святым семейством мученицы Софии. Император сулил им золото, роскошь и завидных женихов. А мать говорила дочерям: ваш жених — это Христос. Язычники возмущались, называли ее безумной, а Вера, Надежда и Любовь одна за другой принимали смерть.
Их имена — особые. Вера, Надежда, Любовь и Мудрость («София») дают каждому христианину возможность жить в справедливости, утверждать свою правду в согласии с Богом. Вера во Христа открывает высшие добродетели, понимание того мира, в котором мы живем. И тогда верующий без труда начинает различать добро и зло, радость и скорбь, рай и ад.
Посмотрите, что царит в окружающем нас мире. Только и слышим: один — убил, второй — ограбил, третий — выгнал мать родную из дома, четвертый — задушил своего же ребенка-младенца… В их жизни нет Иисуса Христа, нет Церкви, нет веры, нет даже надежды на Царство Божие, нет любви. Любви, которая дает возможность принести покаяние и обрести Спасение!
У таких людей нет и христианской мудрости, которая выше знаний, которая учит жить и выживать, сохранять свою веру перед лицом даже самых суровых гонений. Мученичество и исповедничество знали и в Древнем Риме, и в нашей стране в прошлом веке. Мученичество — это живой венец Царства Божиего. Страдает тело, а душа уходит в вечность, и во всеобщем Воскресении эти люди будут среди нас. Ведь надежда христиан не на завтрашний день, но — на веки вечные.
Поэтому и отдать своих детей на мучения во имя веры для святой Софии не было безумием. Это был подвиг истинной веры. Какое отношение имеем к нему мы? Прежде всего, это пример тому, насколько стойким нужно быть в вере, в исповеди, в покаянии за свои грехи. Это и образец тому, как надо хранить надежду, как беречь веру во Христа, очищаясь от всего пагубного и ненужного.
Наши молитвы и наши страдания — за всех окружающих, за весь мир, за всех болящих, страждущих и плененных. Мы не чиним рознь и беспорядки, мы молимся и просим Господа о снисхождении, о помощи в преодолении всего диавольского.
Без страданий и испытаний не может быть Спасения. И те, кто избирают этот путь в годину преследований и гонений, получают от Господа святость. Дай Бог, чтобы наша вера укрепляла нашу мудрость, помогая каждому из нас обрести дорогу в жизнь вечную и Царство Божие!
Аминь.