Проповеди

Митрополит Пантелеимон: Крест является ключом к победе над грехом

11 марта, по окончании Литургии в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон обратился к верующим с проповедью:

— Братья и сестры!

Этот воскресный день носит название Крестопоклонной Недели. «Неделя» в церковнославянском языке означает последний день воскресный. Начиная с понедельника человек трудится, а когда наступает неделя — отдыхает. Так установил Господь.

Трижды в год мы сугубо молитвенно обращаемся к великому символу спасения, знаку нашей веры — Кресту Господню. Первый раз — 14 августа, в начале Успенского поста. В землях Константинополя в это время года стоит сильная жара и пересыхают источники. И крест выносили, дабы освятить эти источники и пережить пост без утрат, благополучно дождавшись сезона дождей.

Второй раз мы выносим Святой Крест для молитвенного поклонения в праздник Воздвижения в сентябре. Этот исторический праздник возник в память о поисках святой Елены, матери равноапостольного императора Константина Великого, древа Креста, на котором был распят Господь наш Иисус Христос. И когда на месте распятия Христа нашли сразу три креста — а мы помним, что вместе с Господом были распяты два разбойника, — и явить среди них Крест Христов помогло чудо: кресты стали возлагать на тело покойника, и один из них воскресил мертвого.

И вот сегодня, во время Великого поста, мы в третий раз выносим святой крест. Что значит пост? Пост — это борьба каждого верующего человека с тем, что его искушает. Это борьба с нашими грехами, которые приходят через наши чувства, разум и тело. За все грехи рода человеческого Господь взошел на крест, дабы там умереть и явить всем бессилие смерти, воскреснув.

Крест явился ключом к победе над грехом, ибо когда толпа кричала: «Распни!» — Господь с высоты креста сказал: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23:34). В этих словах скрывается глубокая жалость Христа к безумству рода человеческого, любовь к тем, кто последует за Ним и безвозвратная погибель для тех, кто не уверует.

И вот, сегодня, в XXI веке, мы совершаем свой пост. Что мы видим вокруг себя? Разврат, предательство, непочитание властей, убийство детей во чреве, разрушение семей, пьянство, наркоманию и много что еще. Целые страны идут по дороге, ведущей прямо в ад. Государства принимают законы для растления души и тела человеческого. Но, в отличие от дохристианских времен, сейчас есть чистая и светлая, мужественная и жизнестойкая сторона. Это наша Православная Церковь. Здесь царствует царь, господствующий над господствующими, великий творец неба и земли, жизни и смерти.

В конце будет сказано: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25:34). Это будет сказано верующим, кающимся и молящимся, тем, кто борется с личным грехом и уповает на Господа. А ключ ко всему лежит в страданиях Господа Иисуса Христа на кресте и наших повседневных страданиях, которые облегчает Господь. И мы обязаны стойко, как воины, проходить их, терпя лишения, ранения и временную смерть перед жизнью вечной, которую так сложно принять миру, окружающему нас.

Пост — это особое время сострадания Иисусу Христу. В пост обостряются все наши грехи. Но Пасхальная радость ждет нас, мы сможем сказать: «Господи, как смогли, мы завершили пост, мы оценивали и осознавали свою жизнь».

Мы несем свой жизненный крест и, порой, бываем распяты на Голгофе при жизни своей и входим в воскресение нашей жизни через Господне Воскресение, которое побеждает грех и смерть.

Вот почему мы выносим в середине поста крест. В первую очередь — чтобы мы поняли, что ничего в жизни не происходит случайно, чтобы не боялись не выдержать, не страшились, укрепляли веру, которая подвергается испытаниям.

Господь показал нам пример. «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» — вот какие слова должны мы вспоминать каждое утро, вспоминая близких, врагов и друзей, свое Отечество. Мы должны стремиться жить — но только с Господом нашим Иисусом Христом.

Аминь.