23 октября, в Неделю 19-ю по Пятидесятнице, день памяти святых отцов VII Вселенского Собора, преподобного Амвросия Оптинского, собор Волынских святых, Высокопреосвященнейший Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон совершил Божественную литургию в Покровском кафедральном соборе города Красноярска. За богослужением Его Высокопреосвященство обратился к пастве со словами проповеди.
«Благословение Божие вам на всю предстоящую неделю! И каждый день пусть будет спасительным, будет благословенным и наполненным терпением, Божией милостью, верой и устремлением к Вечной жизни.
Сегодня мы с вами прочитали святые тексты: один — Евангелие от Апостола Луки, посвященное воскресному дню, а другой — текст, посвященный памяти святых отцов VII Вселенского Собора. Давайте возвратимся с вами к воскресному Евангелию.
Господь превиделся городу под именем Наин. И в это время выносили покойника для погребения — сына вдовы, сына, который был ей опорой и надеждой. И многие шли люди, которые сочувствовали этой вдове и боязливо оплакивали его. И тогда Господь обращается к покойнику, — так как сжалился над этой вдовой, — и воскрешает его, возвращает к жизни, так, что покойник сел на свой одр и попросил пищи, и отдал Он его матери его. Уже из того, что мы с вами узнали из Евангелия ясно, что это Божественное чудо. Ясно из того, что Господь — хозяин жизни и смерти, что Господь есть надмирная власть, и все же там нечто скрыто еще более важное, а это более важное, следующее: что после скорби, после рыданий и оплакивания своего покойника, эта женщина-мать получила сына своего живым и здоровым. Ее надежды все исполнились. Он будет ей опорой в старости и как примерный сын, похоронит мать с честью.
Если бы Господь только это совершил — и за это Ему слава. Но Господь показывает нам следующее. Люди, которых создал Бог, и которые оставляют Бога и живут без Бога — их душа становится вдовой, потому что эта душа скорбит о Боге, ищет Бога и не может его найти, потому что сам человек сердцем своим не двигается навстречу Ему, не ищет Его, и тогда заменяет Бога мирскими усладами и весельями, грехом, различными человеческими измышлениями. Но все эти человеческие ухищрения, они ведь не приближают к жизни. Сколько не веселись в театре, не танцуй и не выпивай водку, не проигрывай в казино деньги, — ни на миг не приблизишься к жизни вечной, а все больше и дальше удалишься от источника жизни. А душа человека скорбит и скорбит, потому что она видит смерть собственную. Ее никто, эту душу, не пытается поддержать, напитать, обогреть, пожалеть, приблизить к себе, обнять, потому что нет обнимающего, нет Творца.
И тогда мы с вами спросим, а что же такое смерть и жизнь? И святые отцы говорят, что есть смерть физическая: умирает человек, погибает на войне — но есть духовная смерть, если после бытия земного верующие люди приходят к Богу, приходят в соработничество и содружество с Богом, а глубоко верующие христиане, — как Серафим Саровский говорил, — достигают святости и в Духе Святом, становятся и друзьями Божиими, — а люди, которые не имеют живительной силы Божией, погибают. Ведь смерть духовная, и вообще смерть, это не значит, что все исчезает, — это было бы легко, — это продолжение жизни, но в страшном состоянии тьмы, первобытного хаоса, из которого Господь создавал мир. Хаоса, в который Господь вверг силы темные.
И вот случилось воскрешение сына Наинской вдовы во времена пребывания Иисуса Христа на Земле. В тот период все народы пресытились в духовной смерти. Погибал великий Израиль, погибал храм иерусалимский вместе со священниками, и Господь пришел, чтобы спасти тех, кто уверует в Христа и весь мир, все народы, все нации, ибо все мы дети Адама и Евы. И когда он воскресил умершего, то радовались все, и эта мать, которая получила сына. А кто же радуется о душах, которые обратились ко Христу? Кто радуется о нас? Какая мать? И мы с вами скажем: мать наша — Церковь Православная. Она радуется, когда видит своих детей — людей в храмах, на молитве, когда вот так проходят младенцы к Причастию, когда молодые папы и мамы их приносят. Они возвращаются от смертного одра к жизни. Они возвращаются к спасению, и Господь радуется и ангелы на небесах. И не случайно Евангелист Лука вот так, казалось бы, умилительно и трогательно раскрывает трагедию женщины и торжество Господа Иисуса Христа в воскрешении, а между тем поднимает трагедию верующих и неверующих, трагедию спасающихся и не спасающихся. История дает понять горе в душе погибающего во грехах и жизнь души, которая кается, исповедуется и причащается.
Мы с вами живем в такое время, когда очень много появилось различных проповедников и религий. Они все рядом — и в Красноярске, и в Москве, и Киеве, и в Лондоне, и все говорят о спасении. Все предлагают дружбу с Богом и жизнь вечную, но не все говорят об Иисусе Христе. Ведь спасение и жизнь достигаются верой во Иисуса Христа, верой в Спасителя мира, Который так заботливо и так бережно и трогательно исцеляет наши души. Который пребывает с каждым верующим, с каждым православным человеком, и тогда погибающий во грехах, от неверия, оживает. Но чтобы Господь пришел и прикоснулся, надо и сострадание вызвать в Божием сердце к нам, к людям. Этого сострадания у Христа хватает на весь мир, только нужно обратиться, искать. А мы с вами скажем, выходя из храма: Господи, мы нашли дорогу к храму, Ты нас признал, и не оставляй нас никогда. Чтобы жизнь вечная, которую Ты нам дал, была бы с нами во веки веков и бесконечно. Аминь».