По окончании чина великого освящения храма во имя святого праведного Даниила Ачинского в Привокзальном районе города Ачинска Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон преподал собравшимся архипастырское слово:
«Как многострадальна наша Россия, так многострадальны и наши храмы, потому что они — живой организм. Десять лет строился этот храм, и вот, сегодня состоялось его освящение и совершена первая Божественная литургия. Теперь множество людей будут приходить сюда, чтобы встречаться с Богом — со скорбью на сердце и с радостью, с размышлениями и вопросами, которые подчас мучают человека, и никто не может дать — из людей — ответ. А ответ человек получает в храме, когда он обращается к Богу, и Бог невидимо, но действенно влагает человеку в сердце и в разум Свое решение и оказывает Свою помощь.
Храм — это особое место на земле, место Славы Господней, потому что человек создан Богом и рожден верующим. И как бы человек не отрекался от Бога, как бы он не боролся с верой по различным причинам, он все равно предстанет пред Богом. И верующий народ знает, что Бог — есть, и что Бог Своим авторитетом, Своей силой и, больше всего, Своей отеческой любовью сохраняет мир людей, чтобы этот мир — наш с вами, имел бы любовь, имел бы подвиг спасения, подвиг выживания и человеческого участия в жизни друг друга.
Когда Адам и Ева потеряли Бога, то их потомки озверели, одичали и долго бегали в шкурах звериных, пока их разум не привел к первому поклонению, а затем выстроился целый сонм, целая очередь языческих систем поклонения. Это был поиск участия Бога в жизни людей. И когда пришло время, то открылся Бог через Иисуса Христа. Он открывался через древних евреев, но они в силу своих человеческих трагедий не смогли выполнить миссию Бога. И Бог Сам пришел в образе человека. И в первую очередь ради страждущих, независимо — верующие это люди или нет. Он пришел, чтобы протянуть руку помощи, чтобы человек бы через эту помощь не терял бы своего лица. Более того, Он вложил в души наши, в сердца, в кровь нашу, в гены самый важный закон — закон нравственности, закон любви и терпения друг к другу. Господь показал роду человеческому, что такое хорошо, а что такое и плохо. Чтобы мир людей выжил. Но самое главное, чтобы люди имели не ложную, а истинную формулу оценки добра и зла.
И как бы грех, зло не рядилось — в белые или яркие одежды — оно остается злом. Разве среди живущих на земле нет сторонников наркомании — конечно, есть. Разве нет среди тех, кто вырабатывает алкоголь, сторонников продажи и «спаивания» народа — вообще на земном шаре? И разве развал семьи, когда при живых родителях сиротами остаются маленькие дети — разве это может быть хорошо? И когда нация начинает вымирать, потому что народ приучен к абортам, к своему детоубийству, и разврат становится как норма, то мы не можем сказать, что это хорошо. И разве хорошо, когда пожилых людей отправляют при живых близких в дома престарелых, в дома инвалидов, а то и в психиатрическую больницу? И вот все это — не нормально. Особенно, дорогие братья и сестры, на примере нашего народа России. Это касается всех нас. Мы такой многонациональный народ, что когда говорим: «русские», то понимаем, что все — и кто православный, и кто не православный — нам близки.
Страшно видеть, когда люди не хотят работать на себя. Посмотрите: мы ворчим и иногда сердимся, когда видим, что приезжают люди из Азии — узбеки, таджики, туркмены — работать. Они везде сейчас: и в Сибири, и в Москве, и на Кавказе. У них нет работы. А это ведь выходцы из бывших наших союзных республик, это — наш народ. Но если мы так любим себя и видим нехорошее с их стороны, то почему мы сами не работаем — вот вопрос… А знаете, почему? Потому что забыли Заповеди Господни. Заповедь, которая повелевает человеку работать, в поте лица возделывать землю (Быт. 3: 19). И кто в поте лица возделывает, тот что-то имеет и в наше трудное, несправедливое время. Всегда трудолюбие украшало великий русский народ — я имею в виду здесь и украинцев, и белорусов, и русских, — народ был глубоко верующий. Народ-подвижник, который освоил и Кавказ, и Сибирь почти одновременно. Народ, который рождал детей, воспитывал и держал их в труде.
Народ, который всегда был с открытым сердцем. И наша страна не знала замков и решеток на окнах — особенно сельская местность… А сегодня, когда мы в таком состоянии — одни на мерседесах, а другие — под забором, то, конечно, задаем себе вопрос: где справедливость? Но чтобы понимать справедливость, нужно вернуться к духовным ценностям, вернуться к Богу, Который всегда вел народ к торжеству Правды и Истины.
Но самое страшное то, что даже человек обеспеченный может остаться один на один со своею старостью, болезнями, переживаниями — в обеспеченной квартире, в хорошем доме, со счетами в банке. И проливать не просто горючие — кровавые слезы, потому что пусто внутри и нет утешающего. А тот, кто верует — очень богат и никогда не одинок. И нам нужно всем спасаться от современного этого ужасного одиночества среди все более нарастающей силы новейших технологий познания, среди рода человеческого. С верой в Бога исполнятся слова, которые сказал покойный Патриарх Алексий II в ответ на вопрос, зачем в России столько храмов: «чтобы меньше было тюрем».
Воцерковленный человек словно получает от рождения прививку против совершения греха. Верующий человек умеет анализировать и взвешивать душу свою сам перед собой — что можно, а чего не делать. И пока весь наш народ не научится этому — будут проблемы у нас и большие, и малые. Поэтому и строятся храмы, поэтому и призывает Церковь народ к Богу — ради самого народа. Учиться еще надо в Церкви и жертвенности, как и Иисус Христос нам указал. Потому что, если мы не будем жертвовать частицей своего сердца, своей души ради ближнего, — муж ради жены, жена ради мужа, дети ради родителей, соседи к соседям — если не будем терпеть и уважать друг друга, то мы ожесточимся, очерствеем и действительно погибнем. Но если наши сердца будут открыты и будут уметь совершать чудо прощения, примирения, тогда человек каждый наш расцветет как сад, душа его расцветет. Расцветет душа — тогда и все материальное заблагоухает. Тогда вся наша огромная страна всему миру будет на удивление.
Без Бога человек ничего не сможет развить в себе, никаких интеллектуальных сил, тем более моральных, физических— тоже. И появление здесь, в Ачинске, еще одного храма — очень знаменательно. Этот город исторический все вы знаете, живете в нем, этот город интересный, со своей жизнью, со своим началом, он еще долго будет стоять и многие поколения будут здесь рождаться. Через Свет Евангелия, через колокольный звон, через купола храмов, через память о строителях храма, о дне его освящения — город будет находить силы в трудные минуты выстаивать, выживать и идти вперед. Тем более, что новый храм посвящен праведному Даниилу, из сонма святых Сибирской земли, которым молятся не только сибиряки, но и вся Церковь, и каждый верующий человек. Удивительные подвиги совершали эти люди ради нас с вами. И дай Бог, чтобы сегодняшним днем еще больше ваши сердца расположились к надежде, к упорству, к любви».
Храм во имя святого праведного Даниила Ачинского стал первым храмом, который в Красноярской митрополии освятил Высокопреосвященнейший Владыка Пантелеимон.