
23 ноября в день памяти святого великомученика Георгия Победоносца митрополит Красноярский и Ачинский Никита возглавил Божественную литургию в храме святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии города Красноярска, после чего обратился к собравшимся с архипастырским словом:
— Дорогие братья и сестры, поздравляю вас с праздником!
И затем рассказал ему притчу, чтобы наглядно показать, кто ближний для человека, и кто ближний для нас всех. Согласно этой истории, один человек шёл из Иерусалима в Иерихон и попал в руки разбойников. На него напали злые люди, которые его избили до полусмерти и оставили у дороги еле живым. И вот по этой дороге прошли три человека. Первым из них был ветхозаветный священник, который служил в Иерусалимском храме. Но он прошёл, даже не взглянув на этого человека. Вслед за ним шёл левит, тоже служитель храма. Однако он также прошёл мимо, не обратив внимания на избитого, умирающего человека. И, наконец, третий шёл самарянин, человек, которого иудеи считали человеком с «неправильной верой», — ведь, помните, в Евангелии ученики Господу говорят: самаряне с иудеями не общаются. И вот этот самарянин, презираемый иудеями правоверными, шёл мимо и увидел этого избитого человека. В отличие от предыдущих путников, он помог ему, омыл его раны, посадил его на своего осла и отвёз в гостиницу, где заплатил хозяину, чтобы тот ухаживал за этим человеком, пока тот не выздоровеет.
После этого Господь спрашивает человека, который к Нему обратился: «Как ты думаешь, кто явился ближним этому несчастному человеку?» И тот, понимая суть притчи, отвечает: «Тот, который сотворил с ним милость». Итак, дорогие братья и сестры, перед нами евангельское повествование, которое служит назиданием для каждого из нас. И это потому, что все слова, все притчи, которые мы читаем в Евангелии, которые мы слышим за богослужениями в храме, для нас, для всех, каждое слово Священного Писания — это назидание и руководство к действиям.
Исходя из этого, ближний наш — это всякий нуждающийся. Мы не должны быть подобными тем ветхозаветным служителям храма, которые прошли мимо несчастного, а должны брать пример с этого самарянина, который был презираем так называемыми верующими, правоверными иудеями, но который не посмотрел, к какой религии принадлежит избитый человек, кто он, верующий или неверующий, иудей или самарянин; он тут же подошёл к нему и оказал милость. Причём мало того, что он оказал ему единовременную помощь, но ещё и позаботился, чтобы человек тот выздоровел, для чего заплатил определённую сумму денег хозяину гостиницы, который потом ухаживал за ним. Более того, он сказал: «Если что-то лишнее потратишь, я, когда вернусь, тебе возвращу то, что ты затратил, помимо того, что я дал тебе».
Мы должны смотреть вокруг себя и видеть, кто нуждается в нашей помощи. При этом независимо от того, хороший ли с нашей точки зрения человек или не очень хороший, верующий или неверующий. Независимо от того, к какой социальной группе принадлежит человек — богатый, бедный или убогий, — если он нуждается в помощи, мы по заповеди Господа обязаны прийти к нему на помощь. Помощь может быть выражена по-разному — не обязательно ограничиваться лишь материальной поддержкой.
Ведь мы можем оказать помощь, поддержку добрым словом, каким-то действием, которое может облегчить бедственное положение, страдания этого человека. Одним словом, ближний наш — это любой человек, который нуждается в нашей помощи и поддержке, невзирая на лица.
В основе этого лежит то, что Господь никого не оставляет Своей милостью. Ведь Священное Писание нам говорит: «да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» [Мф. 5:45]. И действительно, Господь всем даёт возможность жить в этом прекрасном мире, невзирая на то, какой человек, добрый, либо не очень добрый.
По этой причине и нам не стоит никогда рассуждать о человеке, который требует нашей помощи и поддержки. Хороший или плохой с нашей точки зрения? Напротив, всех, кто нуждается в нашей заботе и помощи, мы должны выручать, мы должны поддерживать и помогать. Ведь всякий человек, который встречается нам в нашей жизни, есть наш ближний. Более того, всякий человек, который встречается нам в нашей жизни, есть образ Божий, а значит, сам Господь в ближнем нашем является нам. И поэтому обращаться с ним мы должны как с самим Господом, потому что это есть, повторюсь, образ Божий.
Ибо Господь милостив к нам, и мы должны быть милостивыми к окружающим нас людям. В заключение я вас поздравляю с праздником. Также благодарю вас за ваши святые молитвы. Особую радость вызывает то, что сегодня почти весь наш храм причастился Святых Христовых Таин, соединившись с Господом.
И теперь мы все с вами, дорогие братья и сёстры, представляем собой во Господе единое тело. То есть мы — община, объединённая Телом и Кровью Христовой. Поэтому постарайтесь сберечь вот это великое сокровище, которое мы сегодня приняли в себя — Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа. И пусть причащение Его Святого Тела и Крови послужит всем нам во исцеление душ и телес наших.
— Аминь!





