3 ноября, в Неделю 19-ую по Пятидесятнице, митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон совершил Божественную литургию в красноярском храме Феодора Тирона, после чего обратился к верующим со словами проповеди:
—Дорогие братья и сестры!
Наша православная вера – это не поиск каких-то особых ощущений в своей жизни.
Вера православная открывает дорогу к спасению, к Богу, и самое главное, что Господь являет в вечности милосердие и справедливость. Человек создан жить так, чтобы и в вечности будущей жизни и всеобщем воскресении пребывать перед лицом нашего Господа Иисуса Христа. Мы прочитали сегодня хорошие строки из Евангелия, которые открывают всю важность Божественного восприятия через надежду, на то, что Бог рядом, что Бог видит несправедливость, которая окружает этот мир и наполняет его.
Притча о богаче и Лазаре показывает, какая ценность является для каждого человека спасительной. Лазарь представитель самого обиженного на Земле человеческим обществом части населения. Он болен, у него нет дома, наверно такие же бедняки подавали ему кусок хлеба. Он не мог даже передвигаться и в прямом смысле находился где-то под стенами дома очень богатого человека, который, как и наши богачи, разъезжал на дорогих колесницах со слугами пировать в поле — потому что дома уже было мало. Из-за своего богатства он не видел боль и страдания других людей, тем более этого Лазаря, и не думал, братья и сестры, о смерти земной, как и не думал о том, что после неё мы идём на суд перед Богом. У бедного Лазаря язвы покрывали тело, и кто же приходил оказать ему милость? – собаки. Животные жалели этого человека. Считается, что слюна этого живого организма имеет лечебные свойства. Псы бродячие оказывали милосердие страдающему человеку.
Пришло время и Лазарь ушёл, умер и богач. И вдруг оказывается один человек — Лазарь — в Божием свете, на Лоне Авраама, Исаака и Иакова, — эти имена говорят нам, что праведность даёт человеку право быть приближённым к Божиим людям. А богач оказался в аду. Ничего не сказано о грехах богача, но сама его жизнь показывает, что он здесь имел бога в виде своего богатства, и «наслаждался этим. И этот огонь, стыд перед Господом, сжигал его и он просит Авраама: умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем» (Лк. 16:24). И ответ был такой: «между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят» (Лк. 16:25). Тогда богач просил послать Лазаря хотя бы живым родственником его, чтобы их не постигла погибель. На что ответил патриарх всех верующих Авраам, что если они не слушают Бога, то не поможет им и воскресение мёртвых. Пусть слушают Моисея – то есть, читают Библию, Божие слово.
Это глубокая притча. Во все времена были очень богатые люди, цари, короли, помещики, чиновники, и были очень бедные люди, у которых не было даже хижины. Но богатые, веруя в Бога, подавали милостыню бедным от своих щедрот, это вменялось и вменяется в праведность. Строили храмы и богадельни, монастыри, жертвовали на школы, больницы. Богатство человеку даётся не для того, чтобы он им наслаждался и ему кланялся, а чтобы его использовать на пользу нуждающимся, это самое главное. Но когда люди отходят от Бога, тогда у них сытости не наступает, появляется страх о том, что богатство нельзя взять с собой на тот свет.
Каждый верующий человек ежедневно обращается к Богу со словами молитвы: «Боже, милостив буди к нам грешным». Мы просим помощи нуждающимся и сами, как можем, в этом участвуем. Но очень резко в наше время, в нашем городе и во всём мире, стало явно и открыто видимость безумного богатства, и видно стало, что многие богатые люди погибают во грехах. И только Церковь и христианская жизнь может пробудить совесть человека творить добрые дела. Когда мамона становится богом, тогда мир приближается к погибели: тогда приходят войны, болезни, озлобления.
Господь Иисус Христос пришёл, чтобы всем нам, верующим, быть примером и призывом на сколько хватает сил творить вокруг себя добро, и делом, и словом, и жизнью. И самая главная жертва — это наша каждодневная молитва о мире всего мира, о человечестве о спасении грешников, ненавидящих и презирающих нас и нашего Бога. Это зачитается нам в радость, и сила Божия верующего человека не оставит. Господь не лишает человека дома, семьи, возможности зарабатывать, но Господь призывает человека ко спасению, а спасение будет тогда, когда мы будем не только сочувствовать, но и участвовать в спасении погибающих проповедью, молитвой, и своим подаянием, и терпением всего, что окружает нас.
Аминь!