Проповеди

Митрополит Пантелеимон: Мы не имеем права приближаться к Богу, если носим в себе брезгливое, осуждающее чувство — надо быть в превосходстве только над своими грехами

21 апреля, в Неделю 5-ую Великого поста, в день памяти преподобной Марии Египетской митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон совершил Божественную литургию в Покровском храме города Назарово, после чего обратился к собравшимся со словом проповеди:

— Дорогие братья и сестры!
Сегодня мы пришли в храмы в сегодняшнее воскресенье, в день памяти преподобной Марии Египетской — в последнее воскресенье перед Страстной седмицей Великого поста. А дальше мы все вместе встретим Светлую Пасху. Почему Господь так дорог верующим людям и почему Он сам изволил воплотиться от Пречистой Девы Марии, принять плоть, человеческий образ и прийти в мир? Чтобы стать каждому из нас примером как надо жить на земле, что нужно делать, чтобы счастье человеческое было реальным, меньше стало страданий и больше стало любви Божественной и человеческой, больше сил для труда и спасения своей души.

От чего мир страдает? Ответ один — миром правит грех. И Господь, пребывая на земле, во время проповеди всё время указывает нам, кто первый обретает спасение: не богатые или знатные, не самые умные и одарённые, даже не самые святые, ибо уже идут они по дороге святости. Господь общается с низшими слоями общества: грешниками или грешницами. Всё для того, чтобы эти люди, находящиеся в эпицентре собственного горя, испытания и безнадёжности, нашли силы у Бога и через Него в самих себе подняться над своими грехами и проблемами.

В сегодняшнем Евангелии дня мы узнали историю о том, как Иисус Христос посетил дом фарисея и занял место за столом: Некто из фарисеев просил Его вкусить с ним пищи; и Он, войдя в дом фарисея, возлег; И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром; и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром; Видя это, фарисей, пригласивший Его, сказал сам в себе: если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница; Обратившись к нему, Иисус сказал: Симон! Я имею нечто сказать тебе. Он говорит: скажи, Учитель; Иисус сказал: у одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят; но как они не имели чем заплатить, он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбит его;  Симон отвечал: думаю, тот, которому более простил. Он сказал ему: правильно ты рассудил; И, обратившись к женщине, сказал Симону: видишь ли ты эту женщину? Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отёрла; ты целования Мне не дал, а она, с тех пор как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги; ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги; А потому сказываю тебе: прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит; Ей же сказал: прощаются тебе грехи; И возлежавшие с Ним начали говорить про себя: кто это, что и грехи прощает? Он же сказал женщине: вера твоя спасла тебя, иди с миром [Лк. 7:36–50]. Господь обличает ханжество, высокомерие и надменное, человеческое существование фарисея. В этой картине — общение Господа с людьми, которые его окружали, Он проявил не только Божественное прощение и милосердие к человеку, но и открыл — для чего нужно веровать в Бога. Для того, чтобы уважать, любить и прощать других, каяться в собственных недостатках.

Сегодня мы также вспоминаем преподобную Марию Египетскую. Она занимает особое место среди всех святых, потому что она в прошлом была блудницей — нет ей прощения? Но кто обратил её ко Христу? Матерь Божия указала ей путь и Мария ушла в пустыню, где пробыла 47 лет, 27 из которых боролась со своими страстями и грехами, а остальные годы в молитве и прославлении Господа. Этот пример говорит о том, что никто из нас не должен отчаиваться, осознавая свои грехи. Никто не должен думать плохо о других людях, которые как нам кажется «грязные, недостойные», ведь Богу они могут быть приятны. Мы не имеем права приближаться к Богу, если носим в себе брезгливое, осуждающее чувство — надо быть в превосходстве только над своими грехами.

Завершая Великий пост, подходя к моменту воспоминания страстей Иисуса Христа и празднованию святой Пасхи, каждый верующий в праве сказать себе — Господи ты меня спасаешь, принимаешь таким грешником, такого слабого человека. И Он принимает, ибо пример Марии Египетской говорит о том, что каждый молящийся может исправить себя только верой Господней: будь то алкоголик или наркоман, блудница или преступник. Меняет человека любовь Божия и сам человек, когда принимает Господа.

Будем с вами благодарить Господа и пусть в будущем, по нашей надежде и вере, грехи не потянут нас в ад. Молитвы же наши, вера и покаяние приведёт к спасению и жизни вечной.
Аминь!