3 марта, в Неделю о блудном сыне, митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон совершил Литургию в Свято-Троицком храме посёлка Емельяново и обратился к верующим со словом проповеди:
— Дорогие братья и сестры!
Приближается время Великого поста, время особых церковных наставлений, обращённых к верующим людям. Это время усиленной молитвы перед Богом о своём спасении, о роде человеческом, о мире, и это время перевоспитания самого себя от зла к добру. И каждый воскресный день имеет своё Евангельское чтение — сегодня это чтение о блудном сыне. Все
они несут повествования в человеческих образах, раскрывающие суть людей, которые избирают Бога и ищут спасения.
Что Господь предлагает нам в этой притче? У некого человека было два сына. Он их воспитывал, одинаково любил, но младший пришел к отцу и попросил отдать свою часть наследства. А другой остался с отцом и трудился. И молодой человек имея немалые возможности ушел в далёкую
страну, потому что искал свободы от опеки отца, от семейного назидания и встретил тех людей, которые умели пользоваться простотой и человеческой беспечностью. И он прогулял наследство, а те люди исчезли. Но вдруг наступил голод, ему пришлось наняться работать пасти свиней, но дошло до
того, что он вспомнил отца и его посетило покаяние, он решил изменить сам себя. И он возвращается к скучающему отцу, а Бог услышал его молитвы и сказал ему, что сын возвращается. И он в радости побежал навстречу сыну, а тот, когда шёл наставлял себя сказать о том, чтобы отец простил его и взял
его своим наёмником. Но отец обнял сына, дал ему одежды, устроил праздник и пир. А старший сын, трудившийся в поле, подходя к дому услышал звуки веселья и узнав, что брат вернулся, разгневался. Увидев гнев старшего сына, отец стал уговаривать его, говоря, что младший сын встал на
путь истинный. Но старший всё больше и больше впадал в гнев и в конце концов не выдержал и ушёл от отца.
В этой притче заложено учение о добре. Человек отец это есть образ любящего каждого человека Бога, а два сына это два человеческих рода, первый — который не принял Отца, когда Его распяли. А младший сын — люди, которые отпали ещё при Адаме и остались язычниками. Эта притча
учит нас стремится к прощению тех, кто наносит нам раны и боль, учит милосердию и справедливости. Господь открывает перед родом человеческим свою силу любви не насилуя, а ожидая нашего ответа на Его призыв.
Если душа наша и совесть не пробудятся в нас и не позовут пойти в храм к Богу, тогда ожидает оставление Бога и как видим — тысячи душ человеческих оставаясь в злом неведении так иногда и уходят с земли в мрачную вечность. А мрак начинается, когда мы сознательно творим всё богопротивное, преступное, что может придумать наш разум и чему может научить диавол. Главное — это призыв Божий, чтобы каждый человек знал, что он ждёт покаяния и изменения жизни. Тогда восстанавливается человеческое право и наследуется всё то, что Бог даёт и обещает. Пост даётся нам не чтобы менять продукты питания, а душу менять. Нужно найти силы простить обидчиков, молиться за ненавидящих нас, найти силы молиться за погибающих по незнанию и за весь мир человеческий. Тогда Божия любовь открывает радости, что мы живём с Богом и Его сила не оставляет нас, а жизнь продолжается. Имея такие духовные примеры — каждый верующий обязан думать над смыслом своей жизни, о своих делах и жизни земной, а самое главное о бессмертии, когда придём к Господу, так чтобы во время поста получить вразумление и очищение. И возрадоваться земным радостям и пиру торжества Воскресения Господа и Спаса нашего Иисуса Христа.
Аминь!