Проповеди

Митрополит Пантелеимон: человек имеет силы самого себя исправить, когда знает о том, что он грешен

14 января, в седмицу 31-ю по Пятидесятнице, в день празднования Обрезания Господня митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон совершил чин Великого освящения храма преподобного Илии Муромца города Красноярска и совершил в нём Божественную литургию, обратившись к собравшимся со словом проповеди:

— Дорогие братья и сестры!

Сегодня в Красноярске мы освятили ещё один храм, который посвящён подвигу человеческой жизни ради Родины, ради своей страны — преподобному Илии Муромцу. Это не легендарная личность, а реальный человек, который когда-то жил, принял постриг и останки его хранятся в Киево-Печерской Лавре. Этот храм посвящен тем кто вольно или невольно отдал жизнь, чтобы жила Россия, жила большая страна и рождались дети.

Мы сегодня освятили храм в день, когда Церковь празднует Обрезание Спасителя, как человека в Иерусалимском храме, куда принесла Богомладенца Дева Мария со старцем Иосифом. Мы в этом видим Божественное указание на то, что человек имеет силы, возможности, самого себя исправлять, когда знает о том, что он грешен. И в то время возникает внутри самого человека, в его душе коллизия столкновений — совести, духа, воли, тогда учит нас Господь отсекать всё то, что разрушает гармонию человеческого организма, бытия существования, что разделяет его с нравственностью и моралью. Это событие свидетельствует о том, что есть вера в Бога, а с Ним собственные человеческие силы спасения достигаются через справедливость, правду, глубокое понимание, что во всех наших делах участвует Господь. Это событие происходило, когда в мире народы всех наций и культур — поклонялись вымышленным божествам и дошли до точки поклонения человеку. Римский император всегда через какое-то время правления объявлялся божеством, и люди воспринимали его уже не как руководителя, государя, а поклонялись, молились ему. Но человечеству всегда требовалось что-то большее, проявлялся интерес к таким вопросам как: зачем я живу на земле, почему один человек в рабстве, другой свободен, что происходит после смерти? Всё это всегда заботило человека — у всех народов, всех религий было понятие загробной жизни, но не было понятия рая.

Бог обещал человечеству помощь, и она пришла — Он пришёл в наш мир и принял все человеческие обычаи. Как известно, обрезание было свидетельством глубокой веры иудейского народа, их поклонению Богу. Но люди ждали Мессию, Который принесёт откровение, новый взгляд и учение на достоинство человека, которое бы успокоило пытливую душу людей. К тому времени, когда родился Спаситель и было совершено обрезание — многое изменилось, в обществе детей Авраама была утрачена чистая, спасающая человека от всякого зла высоконравственная мораль, а людская философия была ложной. Святые отцы усматривают в этом явлении обрезания — призыв каждому христианину бороться со своими грехами, эгоистичной душой, собственной гордостью, хоть это всегда делается очень непросто. Нелегко человеку отказываться от привычек, которые его убивают, нелегко принимать лечение.

Иисус Христос прошёл через страдания на земле: Спаситель пролил кровь, чтобы остановить жертвоприношения ложным божествам, принял Крест, чтобы вернуть людям веру.

Поэтому, создавая логическую хронологию бытия и жизни Господа и Спасителя Иисуса Христа, Церковь не обошла своим вниманием явление Обрезания Господа и Спаса нашего. Мы с Вами сегодня причастились, молились, чтобы этот храм стоял века, до скончания времён. И будем надеяться и веровать, что Господь сохранит в Красноярске этот прекрасный чудесный храм и каждый, кто войдёт в него соприкоснётся с духовным патриотизмом и любовью к своей Родине, своей земле, своей семье, к жизни нравственной, чистой, вечной.

Аминь!