21 апреля, по окончании Божественной литургии в Великий четверг в храме Рождества Христова города Красноярска, митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон обратился к верующим со словом проповеди:
— Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Почему Христос, совершив Тайную Вечерю, потом умыл ученикам ноги, как раб и слуга? Неужели Он так унизился в некоем рабском ужасе перед ожидающей Его казнью и страданиями? Зачем тогда приходил Бог в образе Сына своего Единородного, Спасителя нашего Господа Иисуса Христа? Что Бог хотел сказать миру, и нам, живущим в XXI столетии? Живущим в век войн, ненависти и разврата, в век лжи, лицемерия и продажности — от правителей до нищих. Век, который показывает роду человеческому две дороги: либо завершение истории и погибель, либо человечество победит всё то, что его уничтожает. Что Христос Спаситель в этот великий день сделал?
Надо сказать, что все люди после грехопадения, после принятия лжи змия, и их дети, потомство не утратили веру в Бога. Но эта вера была извращённой. Вместо той силы, Божественной гармонии, любви, пришёл диавол. Но люди всё равно искали с Богом контакта, единства. Они приносили в жертву своих сыновей, дочерей, проливали кровь животных, устраивали всевозможные языческие капища, но Небо не отвечало так, как хотели люди. Чего же хотели люди? А вот того же, что и мы с вами. Мира, справедливости, безболезненности, правды во всех формах её проявления. Неслучайно пророки обличают судей лживых, лицемерных, царей коварных и отступников, богатеев, и раскрывают гнёт рода человеческого и в бедствиях, и в рабстве греха.
И когда люди отчаялись, пришёл на помощь Бог. Пришёл и показал, действительно, простейший образ, но являющийся основным законом выживания рода человеческого — законом любви, смирения друг перед другом. Иными словами — уважения, умения идти на компромиссы и прощение. Бог дал человеку рамки в виде заповедей, которые человечество в лице, казалось бы, самых умных из всего рода, отвергли и отвергают. И вновь поклонение идолу занимает и в XXI веке пьедестал эшафота, потому что ему нужны кровавые жертвы, страдающие жертвы — идол не может жертвовать собой. Как и тогда, когда наступила тьма духовная, нравственная, и Господь воссиял Рождественской звездой и светом Пасхального Воскресения, и началось просвещение тех, кто принял Христа, кто раздаёт нуждающимся то, что имеет, кто богатеет духовно, и это богатство нескончаемое служит и Ему, и роду человеческому.
И сейчас в стремлении к богатству тому, которое является тленом, прахом, поставили ни во что саму жизнь человека. И вот уже беснуются те же самые ведьмы и чародеи, тот древний змий вновь изменил свою одежду. Но и что-то другое изменилось, вошло в мир. Это изменившийся Христос и те, кто уверовал во Христа и считает себя Церковью. Те, кто говорит, что не нужно жертв кровавых, что вся красота в домах Божиих, в храме, ибо там душа обретает человеческий, божественный образ, и находит то, что открывает ей бесценную вечность. И Господь показал, в чём заключается эта вечная ценность: в начале молитвы «Отче наш» и, наконец, в той службе, которая называется «Тайная Вечеря». И мы сегодня с вами вспоминали её. В этот день Господь указал, что высшая жертва для земли — хлеб насущный, гроздь винограда и капля воды. То, что мы называем Причастием. Та кровь, которая животворит всё вокруг. И никто не может без участия в Его жизни этой жертвы бескровной оценить свою жизнь как величайшее бессмертное божественное дарование каждому, кто стремится сохранить образ человеческий и Божий, кто стремится осознать своё бессмертие и ответственность за мир на Земле и в своей душе, кто ищет всегда, когда допускает ошибки, грехи, очищения от этого состояния.
Этот день носит называние «Чистый Четверг» в нашем русском наречии. Он больше не повторится никогда со Христом видимым, но возвратится Христом во втором пришествии, чего мы с вами ждём и должны ждать, благословляя свою жизнь, принимая Святое Причастие, потому что это щит от всего разрушительного, духовного, от диавола и ада, от смерти и смертного сна. И ничто нечистое не может приблизиться, только верующий человек, ибо вера — это свобода, это то, что даёт мужество и освящает дела человека. Только верующему можно простить то, что неверующему должно быть отомщено. И мы видим — изгоняя веру, принимая змия, гибнет Европа и Америка, страдает Азия. Но много и много ещё сердец и душ поднимают Евангелие и крест как факел спасения, и возгорается любовь в сердцах верующего, и открывается Божия правда, суд и милость, которые заключаются в подвиге Спасителя мира, а значит, в подвиге каждого христианина, каждого верующего православного человека. И пока будет эта вера, мы с вами сможем защитить наших детей от растления, погибели. Только должны проявить мужество в борьбе веры за чистоту. И когда явится Господь во славе, будет открыто, что нам Ему сказать, чтобы получить не осуждение, но оправдание. Поэтому две тысячи лет с момента явления Христа и первой Тайной Вечери, которую Он совершил, непрерывно на земном шаре совершается бескровная жертва, означающая торжество человеческого духа, человеческого мужества и воли, которая укрепляется благодатью Божией, и человек проходит сквозь тернии и побеждает в самые опасные моменты его жизни.
И вот сейчас суждено нашему поколению пройти этот путь и не позволить безумному Армагеддону, которому ещё не время, поглотить мир тьмой и разрухой. И это возможно, пока будет с нами вера, Господь, пока будет совершаться великая жертва хлеба и Тела и Крови Христовой. И будут рождаться новые поколения, избирать путь Христа. Мы верим в это.
И перед тем, как сегодня встретиться в храмах за чтением страстных Евангелий, мы укрепили свои силы для оптимизма, для радости жизни, которая не уязвима смертными силами тьмы, ибо с нами Господь Иисус Христос, и с нами наша русский народ, наш русский язык, наше славянское русское сердце. И эти слова относятся ко всем народам, живущим на Земле, потому что Русь святая раскрывается в Чистый Четверг, чтобы свет Христов светил каждому хлебом насущным и жизнью вечной.
Аминь.