Проповеди

Митрополит Пантелеимон: Продолжая наш пост, научимся быть преданными святому Евангелию

20 марта, в Неделю 2-ю Великого поста, день памяти святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского, по окончании Божественной литургии в храме мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон обратился к верующим со словом проповеди:

— Слово Божие говорит о людях святых и грешных: «жил, ходил пред Богом и не стало его», в отношении, например, святого Еноха. И мы понимаем, что Бог взял его на Небо до второго пришествия. Или же ходил богач из притчи нечестиво пред Богом, и окончилось тем, что он оказался в аду, а страдалец Лазарь в светлом месте райском.

И вот каждый человек ходит пред Богом. Это означает ходить пред Богом, молиться Богу, общаться с Ним. Говорить с Богом или же с тёмной силой, языком благодатным или же нецензурной бранью. И каждый человек будет от своих слов оправдываться и судиться в дни Великого суда Божиего. Для верующих людей пост, особенно Великий — это особое время, не просто пребывание пред глазами Божиими, а это ещё и время стояния перед Богом, которое выражается в том, как мы совершаем пост. И мы даже изменяем пищу, потому что пост без замены своего пищевого рациона не пост. Но пост требует от человека целого комплекса обуздания своих человеческих чувств, стремлений, своей нервной, психической, психологической системы. И направить нужно все свои силы, чтобы видеть перед собой другого человека, понимать его. И пробовать прощать ему, молиться за него и полюбить его.

Вот сегодня вторая Неделя Великого поста, первая была — Торжество Православия, а сегодня вспоминаем Григория Паламу. Всегда Церковь вспоминает особо выдающихся людей, героев религии нашей, веры, которые отстаивали правильность молитвы, отстаивали право веровать и следовать примеру Господа Иисуса Христа. Таковых немало, но и совсем немного. Вот Григорий Палама как человек был очень образованный, воспитывался в царском дворце как сын сенатора, но избрал подвиг христианского монашества, ушёл на гору Афон. И там принимает подвиг монашества и живёт в монастырях.

Чем занимаются вообще монахи? Единственное их занятие, которое не под силам даже мирскому человеку — монах правильно молится. Что значит правильно? Действительно, существуют указания, как надо молиться видимым образом для себя. Расписание, какие должны быть поклоны, слова, как человек готовит себя к молитве. Но монашеское правило — есть невидимое миру, но очень действенное. И всё направлено чтобы исполнить как можно точнее подражание Господу Иисусу Христу. Превратить себя в человека, подобного Христу по отношению к миру и к Богу, и познать волю Божию и самого Бога. Такие молитвы — тайные, они совершаются под руководством духовных руководителей. Таких называют «исихасты», которые познают волю человека через себя и сочетают с Божественной волей. Ибо человек не сам по себе на Земле живёт, у него есть ко всему возможности. Мы видим, как люди погружаются в алкоголь, наркоманию, вступают в преступные сговоры, создают общество, проливающее кровь, и теряют разум. Более того, человек доходит своей человеческой волей и не видит греха и преступления, что убивает во чреве матери человека… Как убивают в наше время здоровых рождённых деток, как убивают друг друга. Как простая на первый взгляд измена семейная превращает в ад и решает самым страшным образом жизнь людей, как люди оправдывают всякое извращение, грех. Так и в Европе, и в России идёт. Это к тому, что подростки наши в каждом доме так увлечены современными коммуникациями: компьютером, интернетом, что уже становится большой опасностью для их жизни. Но всё это происходит от наставления. Кто-то подвёл человека к такой жизни. И кто-то хочет сочетать свои грехи с Божией волей. Это сектанты, много их.

И вот случилось в те времена, на Афон пришёл католический учитель и стал учить, что Бог недоступен человеку, что не нужно Деве Марии молиться, это бесполезно. И что Бог как хочет, так и поступает. Это очень встревожило монахов, нарушило духовный мир. И 6 лет Григорий Палама выступает противником этого взгляда и учения. И он победил. Отстоял «умную» молитву Иисусову и молитву Богородице. Он раскрыл, что человеку Богом дарована свобода, воля. И что на человека влияет как бес, диавол, так и Бог. И что если человек выбирает Бога, то он и остаётся творением Божиим.

Великий пост — это пост верующих, православных христиан в первую очередь, когда мы начинаем испытывать себя. И должны молиться правильно, сочитая и пост с определёнными условиями, которые требуют наших усилий. Вот почему, кстати, пост для детей особый. Нельзя их принуждать поститься, особенно маленьких до 7 лет, как взрослых. И подростков нельзя морить голодом, пост должен быть в радость. Само сознание — что я должен, обязан за пост научиться слушать родителей, уважать учителей, хранить дружбу со своими ровесниками. Сегодня проходя мимо любой школы, слышишь, как подростки ругаются бранью, убивают себя табакокурением, и всё остальное, что инстинкт по возрасту диктует, совершается. Так будет ли потом, через несколько лет, человек настоящий? Или это будет призрак?

Вот Григорий Палама и раскрыл, что поможет человеку оставаться человеком: правильная молитва, правильная вера, дисциплина во всех отношениях. Это спасает человечество и сохраняет цивилизацию. И, поверьте, только в храме она живёт, потому что здесь живёт слава Божия, святость Господня. Только в храме мы учимся человеческому образу бытия. И в храме открывается Господь Иисус Христос. Как человек Он распинался и как человек Он воскресал. А Бог был рядом. И Писание говорит, Бога никогда никто не видел, но мы знаем, что наши молитвы выравнивают нашу жизнь, и Бог прощает. Христос явился славой Божией и голосом, создателем мира и миров. И только так человек может знать путь своей жизни, и тогда перед человеком всё бессильно злое, и всё имеет могущество жизненное, потому что оно даётся по воле Божией, когда мы обращаемся к Богу с молитвой.

И главный помощник нам в этом великом стоянии пред Богом — Царица Небесная Матерь Божия. Это вера Эноха, Ноя, Адама, эта вера Господа Иисуса Христа. День и ночь злой мир диктует своё учение, и удивительно, что иногда православный мужчина, женщина, молодой парень, девушка вдруг оказывается сектообразно живут. И слабость, наркомания, алкоголизм также к этому приводят, и человек становится рабом греха, а также приводит человека к поиску какого-то откровения о жизни. Гадания по снам, картам, колдуньям, чародеям, экстрасенсам… А этого ничего не нужно, дана вечная жизнь каждому человеку, и она открывается через Евангелие. И только молитва может человека вразумить и объяснить ему на понятном ему духовном языке как избежать того, что будет.

Церковь предлагает нам этот пример отстаивания веры православной и всех традиций святой Церкви, ибо они несут в себе скрытую возможность спасения нашего телесного и духовного. И самое главное — понимать, что без наставнической мудрости, которую Господь даёт нам через наших пастырей, священников, спасения практически не бывает. Ибо есть акафист пастырский, в котором есть слова «От пастыря взыщут, от уст его мудрости и спасения». Кто? Паства. Потому что они имеют власть апостольскую от Иисуса Христа вещать, рассказывать Евангелие. И мы тогда спасены от заблуждений. А когда сам себе каждый становится толкователем, непременно большая опасность заблуждения.

Поэтому, продолжая наш пост, научимся быть преданным святому Евангелию, храму, и тогда откроется мир души, тишина. А вокруг нас общество кипит, шумит, воюет, и это не от Бога. Это всё лживое, чтобы убить самого себя. Да будем учиться доверять отцам нашим духовным древним и ныне пред нами стоящим, доверять своему сердцу и веровать в жизнь вечную!

Аминь.