21 июля, по окончании Божественной литургии в Казанском соборе города Ачинска, митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон обратился к верующим со словом проповеди:
— Во имя Отца, и Сына, и Святого духа.
Дорогие православные братья и сестры. Сегодня мы в этом храме встречаем праздник, который можем назвать днём Торжества Православия в Казани и во всём Русском Царстве — явление Казанской иконы Божией Матери.
Это особый образ Владычицы Небесной. Этот праздник связан с полным освобождением России от врага, который долгие века порабощал наш народ. Произошло это во времена Ивана Грозного — великого царя, хоть и сложно понимаемого для нас за многие свои поступки. Его жизнь и дела рассудит Бог, не мы, но неоспоримо, что царь одержал победу над Казанью и Астраханью, уничтожил остатки Золотой орды, которая триста с лишним лет несла рабство и разорение русскому народу.
Начало было положено ещё во времена Куликовской битвы, а взятие Казани завершило великое дело освобождения от рабства. И возвеличился русский человек и человек перед Богом, и обнял сердцем своим все народы, которые вошли в Московское царство — с любовью принимая их веру, обычаи и языки.
После взятия города, первым русским поселенцам там приходилось нелегко. Борьба побеждённых татар была ожесточённой — это можно понять и не стоит судить тех людей. Но, в то же время, иные татары принимали православную веру. Сейчас таковых много, они зовут себя «кряшены» — от слова «крещённые» — и хранят православную веру.
Тяготы пугали первых русских переселенцев, которые боялись жить среди негативно настроенных иноверцев. И тогда на помощь пришла Царица Небесная. Когда местные обвинили православных в страшном пожаре, девятилетней девочке по имени Матрона явилась Сама Богородица, и указала где искать Её образ. При разборе пепелища взрослые действительно нашли одну из величайших святынь Русской Церкви.
И это вдохновило русский народ, укрепило сердца и души. Многие стали приезжать в Казань, чтобы почтить чудесный образ — и оставались жить в городе. И многие татарские сердца повернулись к Православию. Это было в конце XVI века. И Казань осталась столицей своего края, и мирно стали проживать там мусульмане и православные.
Этот день можно сравнить с Пасхой для Божией Матери. Это воскрешение русского православия там, где его не было. Это воскрешение к жизни новой земли и возврат на берега великой русской реки — Волги. И новый мир поселился в сердцах людей, вместо вражды и войны. И по сей день мы можем радоваться, побывав в одном из прекраснейших городов нашей общей страны — Казани.
Матерь Божия взяла этим великим знаком на себя труд быть знаменем русского народа. Это символ непобедимости русского солдата, воина. Особенно проявилось это, когда поляки вторглись на Русь, и Минин и Пожарский возглавили сопротивление. Тогда икона Царицы Небесной была передана в ополчение. И поляки были изгнаны.
Были и другие войны. Мы изгнали французов, изгнали немцев — и Божия Матерь всегда была с нами. Мы осваивали Сибирь и Дальний Восток — и всегда Богородица хранила нас. И тех, кто добровольно приехал сюда, и тех, кто был сослан — за дело или невинно. И мы видим Красноярск, Минусинск, Ачинск и другие прекрасные города Сибири, построенные теми, кому давала сил чудотворная икона Пресвятой Девы Марии.
И сегодня мы молимся в этом храме, освящённом в честь великого образа. Молимся даровать мир и мудрость властям нашим, семьям нашим, родным и близким, друзьям и врагам. Пусть же Матерь Божия примет наши молитвы и пусть дальше процветает наша прекрасная Сибирь, наша Россия и все народы, населяющие её.
Аминь.