Последние публикации

Память новомучеников и исповедников Церкви Русской почтили в Ачинске

9 февраля, автомобильный крестный ход вокруг города Ачинска совершили прихожане храмов со всего благочиния.

Как сообщает сайт aksobor.ru, верующих сопровождал штатный священник Казанского собора иерей Алексий Александров. Прихожане помолились новомученикам Церкви у поклонных крестов, установленных на въездах в город. Завершилось шествие у памятного знака на месте разрушенного в годы богоборчества Свято-Троицкого собора.

До этого верующие помолились в Казанском соборе за Божественной литургией. Ее совершил благочинный церквей Ачинского округа, настоятель собора митрофорный протоиерей Евгений Фролов. По окончании Литургии было совершено поминовение всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову

Владыка Пантелеимон: Собор новомучеников — дань памяти тем, кто стал вместилищем Духа Святого в годы гонений на веру

 

9 февраля, после Литургии в день престольного праздника в храме Новомучеников и исповедников Российских  города Красноярска, митрополит Пантелеимон обратился к верующим с архипастырским словом:

— Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! Дорогие владыка Антоний и владыка Нектарий! Возлюбленные во Христе братья и сестры!

Сегодня мы празднуем память новомучеников и исповедников Русской Церкви. Мы вспоминаем трагические события вековой давности. Будто переживаем заново революционную смуту, гражданскую войну и гонения за веру. Наверное, нет в нашей стране ни одного человека сейчас, чьих бы предков не затронул этот горестный период в отечественной истории.

Можем ли мы ругать тех, кто разделяет революционные идеи сейчас? Тех, кому нравится идея строительства нового мира? Об этих людях нужно молиться, молить об их спасении и вразумлении. Ибо Христос дал нам пример, сказав: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23:34).

Сегодняшний день — это и праздник, и горькое воспоминание, и печальный урок, и заря спасения. Но эта заря сияет лишь тогда, когда звучит имя Божие.

Народ Израиля был некогда единственным народом, который знал имя Божие, единственным, кому была дана дорога к спасению. Но люди сошли с этой дороги, и пришли персы, пришли ассирийцы, пришли римляне. И разрушен был храм царя Давида, и иные святыни.

Кто же виноват в этом, захватчики? Нет. Виноват народ, который добровольно последовал за грехом, который потерял человеческий облик и душу, благословленную Духом Святым, вдохнувшим ее в тело человека. И сегодня мир растлевается в смраде греха. Люди погрязли не просто в безбожии, но в прямом служения диаволу.

Вот причина той революции — отступление русского народа от пути спасения. Его лучшие умы, его благородная кровь — они отошли от Господа. Но в России молились крестьяне, простые люди и священники. Они и приняли весь удар, они стали новомучениками и исповедниками. Сотни тысяч их приняли мученическую, жестокую смерть.

И сегодня мы должны вспомнить их — тех, кто стал вместилищем живого Духа Святого, кто воспринял животворную силу, отдал свою жизнь и принял страдания, ставшие великой благодатной энергией для возрождения веры Христовой сегодня.

Бог является той силой, которая служит своему творению, и это открыто нам в православной вере. Диавол, враг рода человеческого, будет бороться со всем, что свято. Но мы все обязаны противостоять ему: своей верой, бесстрашием и молитвой, ограждая окружающий нас мир от окончательного разрушения грехом и распадом человеческого достоинства внутри людей.

Сегодня трогательный день, сравнимый с Днем Победы. И он открывает не страх перед испытаниями и страданиями, но укрепляет силу воли и духа внутри нас, чтобы мы могли наследовать спасение и жизнь вечную.

Аминь.

Православная неделя с 10 по 16 февраля: Собор Трех Святителей, Сретение Господне и святой Николай Японский

Сайт kerpc.ru продолжает рассказывать о праздниках Православной Церкви. 10–16 февраля — седмица сплошная, о мытаре и фарисее.

12 февраля (30 января по ст.ст.) — Собор Вселенских учителей и святителей Василия Великого (+379), Григория Богослова (+389) и Иоанна Златоуста (+407)

 

Этот праздник учредили в Константинополе в середине IX века. Духовенство и миряне тогда ожесточённо спорили: а кто из этих трех епископов, живших почти полтысячелетия назад, «более велик»? Тогда, по преданию, возмущённые пустыми раздорами иерархи явились во сне митрополиту Иоанну Евхаитскому, повелев установить общий праздник в их честь, дабы успокоить всех спорщиков.

Почему же и спустя многие столетия верующие так по-особенному относятся к памяти этих трех епископов? Потому что без них бы и не было Православия в известном нам виде. Святые Василий, Григорий и Иоанн жили в т.н. «Эпоху Вселенских соборов», когда только вышедшей из катакомб Церкви предстояло создать единое и обязательное для всех своих членов вероучение. Было необходимо разъяснить тысячам новых христиан — вчерашним язычникам разных национальностей — догматы веры, ниспровергнуть самые разные ереси, порой господствовавшие среди людей.

Эта бескровная борьба, которую три епископа вели многие годы, не всегда была простой: все трое познали и гонения, и наветы недругов, а Иоанна Златоуста, по преданию, даже едва не казнили по ложному обвинению. Тем не менее, Второй Вселенский собор в 381 году засвидетельствовал правоту трёх святителей: принятый на нем Никео-Царьградский Символ Веры не меняется в течение многих столетий. Это и есть то самое «Верую…», которое ежедневно раздаётся в православных храмах за Божественной литургией.

Единство Трёх Святителей несет в себе и важный символический смысл: Иоанн Златоуст остался в памяти паствы как выдающийся проповедник, Василий Великий — как непревзойдённый пастырь-организатор, а Григорий Богослов — как подлинный монах-молитвенник. Все эти три ипостаси и заключают в себе сущность архипастырского служения.

15 февраля (2 февраля по ст.ст.) — Сретение Господа Нашего Иисуса Христа

Сретение Господне — один из двунадесятых праздников Церкви. Само это слово со старославянского означает «встреча». Чью же встречу с Господом мы вспоминаем в этот день?

Согласно Евангелию (Лк. 2, 22–40), в тот день совсем ещё маленького Иисуса Христа, которого родители первый раз решили привести в иерусалимский Храм, увидели праведные Симеон Богоприимец и пророчица Анна. В Богомладенце они оба сразу же признали Сына Божиего. Почему?

Праведный Симеон был учёным мужем, знавшим несколько языков. По преданию, почти три века назад он переводил для египетского царя Ветхий Завет с древнееврейского на древнегреческий. Когда святой переводил книгу пророка Исайи и прочитал слова «Се Дева во чреве приимет и родит Сына» (Ис. 7:14), он посчитал эти слова ошибкой и вместо «Дева» хотел было написать «Жена». Но ангел Господень тогда остановил руку Симеона, заверив: учёный муж не умрет, пока не убедится в истинности пророчества Исайи.

Увидев же, наконец, Младенца Иисуса, Симеон взял Его на руки и, славя Бога, сказал:

— Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицом всех народов (Лк. 2:29—31).

Анна Пророчица, в свою очередь, была благочестивой вдовой, много лет жившей при Храме. После того как Симеон Богоприимец произнёс благословения, Анна также «славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме» (Лк. 2:38).

Но Сретение Господне — это не только встреча Господа с двумя благочестивыми людьми. Через них Он словно встретился со всем миром, объявив о Своем приходе к людям и грядущем Спасении человечества.

16 февраля (3 февраля по ст.ст.) — день памяти равноапостольного Николая Японского (+1912)

Этот епископ (в миру — Иван Дмитриевич Касаткин; 1836–1912) происходил из бедной семьи сельского диакона со Смоленщины. В юных годах он едва ли мог помышлять и о епископском сане, и о том, что большую часть жизни будет нести служение в далекой экзотической стране.

В 1860 году, будучи студентом Санкт-Петербургской духовной академии, Иван узнал о вакансии на должность настоятеля церкви при недавно открытом русском консульстве в японском городе Хакодатэ. Япония в те годы только-только начинала отходить от многовековой самоизоляции и «открываться» для других государств. Заявку Ивана Касаткина одобрили; его вскоре постригли в монахи и рукоположили во пресвитера.

Первые годы в Японии были непростыми. Около восьми лет иеромонах Николай изучал язык, историю, культуру, литературу и обычаи своей новой паствы. После нескольких веков самоизоляции японцы настороженно относились к другим религиям; запрет на проповедь и исповедание христианства под страхом смерти окончательно отменят только в 1873 году. Многие жители Страны Восходящего Солнца искренне считали, что с помощью христианства иностранцы хотят захватить их государство. А отца Николая пытались даже убить, вот только ему удалось убедить несостоявшегося злодея отказаться от недобрых намерений. Впоследствии же тот японец — Такума Савабэ — не только примет Крещение, но и станет первым японским православным священником.

За все полвека жизни в Японии епископ (с 1880 года) Николай лишь дважды ненадолго отлучался в Россию. Он перевел на японский язык Священное Писание и богослужебные книги, создал духовную семинарию, начальные школы для детей, библиотеку, приют и печатное издание. К моменту архиерейской хиротонии владыки Николая в Японии было уже 5,5 тысяч православных, а к его кончине — уже больше 30 тысяч.

Непростым испытанием для епископа Николая стала Русско-японская война в 1904–1905 гг. Он не уехал в Россию, а остался вместе со своей паствой. Будущий святой не запрещал православным японцам служить в своей армии или молиться о ее победе, отказавшись, однако, делать это сам. Вместе с тем, владыка организовал помощь для тысяч русских пленных, оказавшихся в Стране Восходящего Солнца во время войны.

Митрополит Пантелеимон совершил Литургию в праздник Собора новомучеников и исповедников

9 февраля, в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской, митрополит Антоний (Черемисов; на покое), митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон и епископ Ливенский и Малоархангельский Нектарий совершили Божественную литургию в день престольного праздника в храме Новомучеников и исповедников Российских города Красноярска.

Архипастырям сослужили: заведующий канцелярией Красноярской епархии, благочинный церквей Красноярского округа, настоятель Иоанно-Предтеченского храма протоиерей Николай Ши-кэ-мин; благочинный больничных храмов Красноярска, настоятель красноярских храмов апостола Андрея Первозванного и великомученика Димитрия Солунского иерей Виталий Вальтер; настоятель Спасо-Преображенского храма поселка Козулька митрофорный протоиерей Феодор Васильев; настоятель храма Новомучеников и исповедников Российских иерей Максим Золотухин; штатные священнослужители Покровского кафедрального собора и прихода Новомучеников и исповедников.

За Литургией пел хор храма Новомучеников и исповедников Российских.

За богослужением в числе многочисленных верующих молились казаки Енисейского войскового казачьего общества и участники православного молодежного клуба «Ковчег» при красноярском Свято-Троицком соборе.

По окончании Литургии правящий архиерей обратился к верующим со словом проповеди. Затем митрополит Антоний поблагодарил владыку Пантелеимона за многолетнее руководство Красноярской митрополией и обратился к прихожанам с архипастырским словом:

— Господь создал весь мир, но когда мы говорим о человеке, то должны понимать, что это — величайшее из Его творений. Человек совершенно необычаен, потому что он наделен дыханием Божиим, чтобы не только на Земле, но и в вечности, ибо человек — любимейшее из созданий Господа. И даже когда люди согрешили и отвернулись от Него, Бог послал к ним Своего Сына, чтобы через эту великую жертву вернуть человечество на путь спасения. И Святая Церковь была создана, чтобы продолжать говорить человеку о незыблемых принципах наших духовно-нравственных основ, — сказал, в частности, владыка Антоний.

***

Архиепископ Антоний (Черемисов) стал первым правящим архиереем возрожденной Красноярской епархии. На красноярской кафедре владыка нес служение в 1990–2011 гг. В 2014 году иерарх был возведен в сан митрополита.

Решением Священного Синода от 26 февраля 2019 г. (журнал № 10) митрополит Антоний был почислен на покой с выражением благодарности «за многолетнее архипастырское служение в епархиях Русской Православной Церкви, которое отмечено многократным увеличением приходов и духовенства, строительством храмов, заботой о приходах и монастырях, плодотворным взаимодействием с региональными властями и общественными объединениями, а также за труды в качестве главы Орловской митрополии» (с 2014 по 2019 года). Местом пребывания на покое определен город Орел.

Добавим, что будущий епископ Ливенский и Малоархангельский Нектарий в 2000-х годах нес послушания личного секретаря управляющего Красноярской епархией, благочинного церквей Красноярского округа и епархиального секретаря; был наместником Успенского мужского монастыря и настоятелем Свято-Троицкого собора в городе Красноярске.

Архипастырь благословил молодых офицеров-выпускников Сибирского федерального университета

8 февраля митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон посетил церемонию выпуска курсантов Учебно-военного центра Сибирского федерального университета (УВЦ СФУ) в красноярском Дворце труда и согласия.

Обращаясь к молодым офицерам российской армии, Его Высокопреосвященство, в частности, сказал:

— В Святом Евангелии мы читаем: «Много званных, мало избранных» (Мф. 20:16). Вы, дорогие братья и сестры, — избранные. Вас избрала Родина для защиты своих рубежей, и вы сами избрали путь служения ей. Служба офицера — это сосредоточение русского духа; духа доблести и милосердия, героизма и любви к Отечеству.

Участниками церемонии стали: депутат Государственной Думы Федерального Собрания от Красноярского края, заместитель председателя комитета Думы по обороне Юрий Швыткин; генерал армии запаса Владимир Исаков; директор Военно-инженерного института СФУ, доктор технических наук, полковник запаса Евгений Гарин; представители муниципальной власти и патриотической общественности.

Выпускники УВЦ заслушали приказ о присвоении воинских званий, получили дипломы Сибирского федерального университета и попрощались со знаменем вуза. Всего звание лейтенанта получили 68 курсантов, — сообщает сайт вуза. Удостоенным также вручили памятные медали «75 лет Подвига Подольских курсантов».

Главу Красноярской митрополии на церемонии сопровождал заведующий канцелярией Красноярской епархии, благочинный церквей Красноярского округа, настоятель Иоанно-Предтеченского храма города Красноярска протоиерей Николай Ши-кэ-мин.

«Феодоровские дни» в Ачинске подытожил рассказ об истории Казанского собора

5 февраля программу духовно-просветительского форума памяти праведного Феодора Томского завершили народные чтения «История Казанского собора в лицах. Часть 2» в ачинской Центральной городской библиотеке им. А.С. Пушкина.

Об истории Казанского собора, его строительства, сохранения и возрождения на примере жизни и подвига его служителей и простых прихожан рассказали штатный священник ачинского собора Казанской иконы Божией Матери протоиерей Сергий Пигасов, приходской катехизатор Ксения Кузнецова и прихожане Казанского собора.

Добавим, что ранее в рамках форума состоялись духовно-просветительские встречи, паломничество в село Красный завод и мероприятия для школьников.

Шарыповский священник раскрыл для школьников последствия греховных деяний

5 февраля штатный священник шарыповского Свято-Троицкого собора иерей Александр Кочетов посетил общеобразовательную школу № 6 в селе Родники Шарыповского района.

Как сообщает сайт Шарыповского благочиния, священник побеседовал с учащимися седьмого класса. Темой встречи стало грехопадение первых людей, праотца Адама и праматери Евы, и его последствиях для человечества.

Добавим, что встреча школьников со священником состоялась по инициативе руководства школы.

Урок ОРКСЭ для красноярских школьников провел священник

Занятие в рамках курса «Основы религиозной культуры и светской этики» в общеобразовательной школе № 78 провел настоятель красноярского Трехсвятительского храма иерей Василий Вершинский.

Отец Василий рассказал школьникам о святых благоверных великих князьях Александре Невском и Димитрии Донском, о «золотом правиле нравственности», о христианском понимании добра и зла. В завершение урока священник ответил на вопросы учеников — сообщает сайт Трехсвятительского прихода.

Напомним, храм и общеобразовательная школа ведут сотрудничество с 2018 года. Священнослужители и прихожане Трехсвятительского храма помогают ученикам из малообеспеченных семей, участвуют во внеклассной работе школы, организации праздников.

Частью форума памяти святого Феодора Томского в Ачинске стал конкурс чтецов

Конкурс «Посвящение малой Родине» состоялся 4 февраля в общеобразовательной школе № 6 города Ачинска.

Выступления детей оценило жюри с участием штатного священника ачинского Казанского собора протоиерея Александра Яблушевского. Победителей конкурса в скором времени наградят дипломами и сертификатами.

Сайт Ачинского благочиния сообщает, что творческое состязание стало частью программы форума «Феодоровские дни» памяти праведного Феодора Томского.

8 февраля, 23.00. Ночная Литургия в красноярском Иоанно-Предтеченском храме

В ночь с 8 на 9 февраля, праздник Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской, в красноярском Иоанно-Предтеченском храме состоится ночная Божественная литургия.

Богослужение совершит председатель епархиального Отдела по церковной благотворительности и социальному служению, штатный священник красноярского храма пророка Иоанна Предтечи иерей Владимир Плеханов.

За Литургией вознесут молитвы послушницы приходского Свято-Елизаветинского сестричества.

Начало в 23.00.

Добавим, что ночные Литургии для сестер милосердия в храме святого Пророка Иоанна Предтечи совершаются регулярно.