Последние публикации

Православная неделя с 11 по 17 марта: начало Великого поста, празднование иконе Божией Матери «Державная», день памяти великомученика Феодора Тирона и Торжество Православия

Сайт kerpc.ru знакомит читателей с наступающими праздниками Православной Церкви. 15–21 марта — первая седмица Великого поста.

Говоря об особенностях богослужебной жизни в первую великопостную седмицу, прежде всего следует сказать о Литургии Преждеосвященных Даров и великом покаянном каноне Андрея Критского.

Литургия Преждеосвященных Даров — это совершенно особое богослужение. Оно совершается только в Святую Четыредесятницу (Великий пост), в дни особого воздержания и сугубого поста: среду и пятницу.

Главной её особенностью, что следует из названия, служит то, что верующие причащаются Святых Даров, освящённых прежде — на предыдущей полной Литургии по чину Василия Великого или Иоанна Златоуста — и сохраняемые в ковчежце, обычно на престоле или, реже, на жертвеннике. Ещё одним видимым отличием является чтение великопостной покаянной молитвы преподобного Ефрема Сирина:

— Го́споди и Влады́ко живота́ моего́, духъ пра́здности, уны́ния, любонача́лия и праздносло́вия не даждь ми.

Духъ же целому́дрия, смиренному́дрия, терпе́ния и любве́ да́руй ми, рабу́ Твоему́.

Ей, Го́споди Царю́, да́руй ми зре́ти моя́ прегреше́ния и не осужда́ти бра́та моего́, я́ко Благослове́нъ еси́ во ве́ки веко́въ. Аминь.

По традиции, за Литургией Преждеосвященных Даров священник благословляет молящихся со словами «Свет Христов просвещает всех» и зажжённой свечой и кадилом в руках между чтениями паремий. Молящимся подобает принимать благословение коленопреклоненно.

Канон святителя Андрея Критского назван Великим как по множеству мыслей и воспоминаний, в нём заключенных, так и по количеству содержащихся в нём тропарей — около 250 (в обычных канонах их около 30).

Великий канон читается по частям в первые четыре дня Великого поста на вечернем богослужении, которое называется великим повечерием, и длится около двух часов. Чтение канона является одним из наиболее торжественных в своей строгости богослужений Православной Церкви. Верующим подобает слушать его в полной тишине, безо всякого движения, с зажжённой свечой в руке.

«Покаянная автобиография» — так часто называют Великий канон. Cвятитель Андрей сочинил его для самого себя. С глубоким сокрушением о своих грехах архиепископ Андрей в своём поэтическом повествовании рассматривает Священную историю как жизнеописание своей собственной души. «Я — самый страшный грешник, виновный более всех людей» — главная тема великого покаянного канона. Это утверждение на корню исключает осуждение по отношению к другим людям.

15 марта (2 марта по ст. ст.). Празднование иконе Божией Матери «Державная»

Этот образ Пресвятой Богородицы чудесным образом был обретён 2 марта 1917 года — в день отречения от престола последнего русского царя, будущего страстотерпца Николая II.

Жительнице Бронницкого уезда (современная Московская область) Евдокии Адрианове во снах стала являться Небесная Владчица: Богоматерь велела женщине найти в селе Коломенском некую старинную икону и восстановить её. Вместе с коломенским священником Евдокии после долгих поисков удалось это сделать: в подвале сельской церкви они обрели почерневший от времени святой образ. На изображении проступало изображение Богомладенца на коленях у Своей Матери, в руках державшей скипетр и державу.

Стараниями митрополита Московского Тихона (будущего Святейшего Патриарха и святителя Церкви) был составлен акафист для новообретенной святыни. С началом революционных событий Державная икона Божией Матери стала почитаться особо верующими, как знак того, что Пречистая Дева Мария не оставила покровительство над Россией и её народом.

20 марта (7 марта по ст. ст.). День памяти великомученика Феодора Тирона (ок. 306)

Праздник в честь святого Феодора — переходящий; Церковь неизменно встречает его в шестой день Великого поста.

При жизни Феодор был офицером в римской армии. Он жил во времена императора Максимилиана, отличавшегося необузданным нравом и крайней ненавистью к христианам. В ту пору солдаты были обязаны приносить жертвы языческим божествам. Император желал, чтобы и его самого народ почитал как бога. Воинов это касалось в первую очередь.

Когда Феодора стали принуждать к принесению жертвы идолам, он решительно отказался. Его подвергли жестоким пыткам, но святой не отступился от веры во Христа. Тогда мучители сожгли бесстрашного офицера на костре.

Почему же праздник в честь Феодора Тирона — переходящий? С этим связана одна древняя легенда: в середине IV века в Константинополе правил император Юлиан Отступник, стремившийся возродить языческие культы и преследовавший христиан. Насмехаясь однажды над Великим постом, правитель повелел в первые великопостные дни окропить идоложертвенной кровью все продукты на рынках города.

Христиане оказались под угрозой голода, ведь такую осквернённую пищу им нельзя было вкушать, особенно в Святую Четыредесятницу. Тогда Феодор Тирон явился во сне местному архиепископу и велел передать верующим, чтобы те варили коливо из домашних запасов крупы. В память об этом событии и был установлен праздник в честь священномученика.

В Красноярске этот день — престольное торжество для церкви великомученика Феодора при Никольском храмовом комплексе.

21 марта (8 марта по ст. ст.). Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия

Торжество Православия тоже является переходящим церковным праздником. У непросвещённого человека может возникнуть вопрос: по какому случаю это торжество? Как именно или, может быть, над кем конкретно восторжествовало Православие?

Этот день — дань памяти восстановлению иконопочитания в Византийской (Восточно-Римской) империи. Впервые Торжество Православия состоялось в 843 году, в первое великопостное воскресенье, и стало переходящим церковным праздником (т.е. каждый год празднуется в разных числах, в зависимости от начала поста).

Богослужебной особенностью этого дня является особый чин Торжества, за которым провозглашается торжество Церкви над ересями, утверждаются постановления семи Вселенских соборов и возносятся анафемы лжеучителям и раскольникам.

Отрицание ликов святых — иконоборчество (иконоклазм) — стало последней крупной ересью в истории Византии, а победа над ним подвела черту под т.н. «Эпохой Вселенских соборов», когда привычные многим поколений верующих догматы веры ещё только утверждались. Одним из них и стало положение о почитании икон, принятое на основании учения преподобного Иоанна Дамаскина: «Ибо честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на ней».

Правящий архиерей совершил Великую вечерню с чином прощения

14 марта, накануне Великого поста, в Прощёное воскресенье, Неделю сыропустную, воспоминание Адамова изгнания, митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон совершил Великую вечерню с чином прощения в храме Рождества Христова города Красноярска.

Его Высокопреосвященству сослужили: руководитель Административного секретариата Красноярской епархии, настоятель Покровского кафедрального собора Красноярска митрофорный протоиерей Владимир Дорош; исполняющий обязанности секретаря Красноярской епархии, благочинный церквей Левобережного округа, наместник красноярского Успенского мужского монастыря игумен Иннокентий (Нилов); заведующий канцелярией Красноярской епархии, благочинный церквей Красноярского округа, настоятель красноярского Иоанно-Предтеченского храма протоиерей Николай Ши-кэ-мин; благочинный церквей Правобережного округа, настоятель красноярского храма Рождества Христова протоиерей Максим Смоляков; настоятели храмов Красноярска и штатные священнослужители Покровского кафедрального собора и храма Рождества Христова.

За богослужением в числе верующих молились насельницы Благовещенской женской обители во главе с настоятельницей игуменией Амвросией (Усталовой).

По окончании Великой вечерни правящий архиерей возглавил особое коленопреклонное моление и, согласно православной традиции, первым испросил прощения у собравшихся клириков и мирян.

Затем просьбами о прощении обменялись священнослужители и прихожане: по очереди подойдя к Архипастырю, приложившись ко кресту и испросив благословения на соблюдение Великого поста.

Для справки:

Возникновение Чина прощения связано с тем временем, когда христианские монахи жили в пустыне, небольшими общинами, жизнь которых была очень строгой и трудной (V-VI века). Перед наступлением Великого поста, чтобы усилить подвиг молитвы и уединения и тем самым очистить свою душу и подготовить её к светлому празднику Пасхи, монахи расходились по одному по пустыне на все сорок дней Поста.

Никто из них не мог знать в точности, вернётся ли он к своей братии в монастырь, не погибнет ли в пустыне от тяжких испытаний, от нужды, от голода, от диких зверей. И потому, расходясь, чтобы встретиться только на Пасху, монахи просили друг у друга прощения за все вольные или невольные обиды, сами от души прощали всех, отказывались от всякой злобы к кому бы то ни было.

Каждый понимал, что их встреча в преддверии Великого Поста может оказаться последней, а как же можно уйти из временной жизни в вечную непримиренным, непрощённым своими братьями во Христе? С течением времени чин прощения перестал быть принадлежностью только монастырской богослужебной и молитвенной традиции, распространился и на городские и сельские храмы, на все приходы.

Глава Красноярской митрополии: Пост дан нам для борьбы с самими собой

14 марта, по окончании Божественной литургии в красноярском Свято-Троицком соборе, митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон обратился к верующим со словом проповеди:

— Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Дорогие братья и сестры, православные люди. Сегодняшний день мы называем Прощёное воскресенье, а ещё — Неделей воспоминания Адамова изгнания. А завтра мы с вами уже вступаем в Великий пост.

Какова же причина того, что верующие люди совершают этот долгий, почти пятидесятидневный пост перед великим праздником праздников, Святой Пасхой? Здесь следует начать издалека. Первые люди, праотец Адам и праматерь Ева не отреклись от Бога, но отпали от Него, послушав слова диавола. Это стало возможно оттого, что истинная свобода возможна только в Господе, и, создавая людей, Он даровал своим творениям свободу воли. И Он же даровал им Рай. Что это? Многие ассоциируют его с садом, и в этом есть доля истины, потому что Рай — это жизнь: цветущая, красивая и совершенная. Это и есть Сам Бог.

«Рай» и «радость» — слова одного корня. Когда мы испытываем радость? Когда обретаем некую правду. Правда же есть лишь в Боге, и счастливы те, кто приходит к Нему, а значит — приходит в Рай, в Царствие Божие.

Что же может не пустить человека в райскую жизнь? Одно слово — «грех». Он начался, когда Адам и Ева пренебрегли словами Господа и не раскаялись за это. Они отвергли жизнь и любовь Божию, и стали смертными. Проходили годы, и люди жили во тьме, поклоняясь языческим богам, которые есть, на самом деле, лишь демоны. Люди стали беззащитны против зла, отвергнув Бога. И тогда настало время прийти в этот мир Христу — нашему Спасителю.

Надо понимать, что, приняв Крещение, мы не становимся святыми, но лишь получаем возможность противостоять врагу рода человеческого. Наша вера становится щитом, а молитва — мечом. Мы должны вести свою борьбу ежедневно и еженощно. И для помощи в этом нам и дан Пост. И он не случайно начинается сразу после воспоминания об изгнании людей из Рая, ведь покинув его люди — осознанно или нет — всегда стремились вернуться туда, и через Господа Иисуса Христа это стало возможно.

Сегодняшний день также зовётся Прощёным воскресеньем, когда принято просить прощения у всех родных и близких. И это правильно, но этого недостаточно. Мы также должны погрузиться в себя, в свой разум, в своё сердце — и найти там примирение с самим собой. Узнать, на что мы годны. Ведь в каждом из нас живёт стремление ко греху, и наш долг — бороться с этими порывами.

Пост дан нам для борьбы с самими собой, для очищения не только тела, но и разума, души. И начинать это очищение нужно с примирения — как с собой, так и со всеми, кто нас окружает. Но это не должно быть формальностью, мало сказать «прости» тем, кого ты обидел. Нужно искренне, от души раскаяться в том, что совершил — и столь же искренне отпустить обиды тем, кто обидел тебя. Только тогда мы сможем войти в Пост с чистой душой, и неустанной молитвой, благодетельностью и стремлением к добру приблизиться к той истине, той радости и той свободе, которую несёт в себе Бог. И, окончив Пост, встретить Светлый Праздник Пасхи — и возрадоваться тому, что воскрес Господь и Спаситель наш Иисус Христос, поправ смерть и ад и указав всему человечеству дорогу к спасению и жизни вечной. Возрадоваться и праздновать этот великий день со всем православным народом, со всем ангельским миром, со всем Небом и всей Землёй.

Аминь.

Владыка Пантелеимон совершил Литургию в Прощёное воскресенье

14 марта, в Неделю сыропустную, Воспоминание Адамова изгнания, Прощёное воскресенье, митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон возглавил Божественную литургию в соборе Святой Живоначальной Троицы города Красноярска.

Его Высокопреосвященству сослужили: руководитель Административного секретариата Красноярской епархии, настоятель Покровского кафедрального собора города Красноярска митрофорный протоиерей Владимир Дорош; исполняющий обязанности секретаря Красноярской епархии, благочинный церквей Левобережного округа Красноярска, наместник красноярского Успенского мужского монастыря игумен Иннокентий (Нилов), настоятель Свято-Троицкого собора Красноярска митрофорный протоиерей Игорь Котомцев; штатные священнослужители красноярских Покровского кафедрального и Свято-Троицкого соборов.

За Литургией пел хор Свято-Троицкого собора.

По окончании Божественной литургии архипастырь обратился к верующим с проповедью.

Митрополит Пантелеимон и епископ Игнатий стали участниками церемонии присвоения звания «Почётный гражданин Красноярского края»

12 марта в Большом зале Правительства Красноярского края прошла церемония присвоения звания «Почётный гражданин Красноярского края». Им стал руководитель федеральной службы по финансовому мониторингу РФ, офицер государственной безопасности, кандидат экономических наук Юрий Чиханчин. Почётным гостем церемонии стал Глава Красноярской митрополии митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон.

Вручили награду почётному жителю Красноярского края Губернатор Александр Усс и председатель Законодательного Собрания Дмитрий Свиридов. На церемонии также присутствовал полномочный представитель Президента РФ в Сибирском федеральном округе Сергей Меняйло.

— Хочу искренне сказать Юрию Анатольевичу: для всех нас Вы пример высочайшего профессионализма и преданности интересам Родины, — сказал глава края Александр Усс при вручении награды. — Много лет Вы посвятили работе в Красноярском крае, защите безопасности и благополучия его жителей. Глубоко признателен Вам за внимание, которое Вы уделяете родному региону и сегодня — уже как глава Росфинмониторинга. Спасибо Вам за всестороннюю поддержку при подготовке к Всемирной зимней универсиаде и многих других значимых для края проектов, — добавил Александр Викторович.

— Красноярский край для меня был, есть и будет малой Родиной. Я сибиряк. И последние 20 лет я работаю в Москве, для того чтобы в том числе отстаивать и продвигать интересы своего родного региона, — сказал Юрий Чиханчин на церемонии награждения.

Добавим, что вместе с владыкой Пантелеимоном на церемонии присутствовал епископ Енисейский и Лесосибирский Игнатий. Архиереев сопровождал секретарь Красноярской епархии, благочинный церквей Левобережного округа Красноярска, наместник красноярского Успенского мужского монастыря игумен Иннокентий (Нилов).

Для справки:

Звание «Почётный гражданин Красноярского края» было учреждено в 2001 году.

Оно присваивается гражданам РФ в знак признания их личных выдающихся заслуг по развитию экономики, производства, науки, техники, культуры, искусства, образования, здравоохранения, спорта и иной деятельности, способствующей повышению авторитета и престижа Красноярского края.

Звание «Почётный гражданин Красноярского края» является высшей наградой в регионе. К настоящему времени звания были удостоены 17 человек. Юрий Чиханчин стал 18-м почётным жителем края.

Глава Красноярской митрополии: пока есть народ и вера — Россия будет жива

12 марта в КИЦ «Успенский» состоялась встреча представителей Красноярского краевого регионального отделения Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО). Гостем мероприятия стал митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон.

Во встрече также приняли участие: заместитель Губернатора Красноярского края Василий Нелюбин; начальник управления общественных связей Губернатора Роман Баринов; епископ Енисейский и Лесосибирский Игнатий; представители краевых отделений Российского военно-исторического общества, Красного креста, Общества спасения на водах, Российского географического общества и других организаций.

Мероприятие началось с выступления Сибирского мужского хора Культурно-исторического центра «Успенский». Затем слово было предоставлено митрополиту Пантелеимону:

— С давних пор слово «русский» стало не просто обозначением принадлежности к нации, но принадлежности к общности. Россия собрала в себе многие народы, и все они — тоже русские, это стало словом, обозначающим единство народов, которые жили, живут и будут жить в Российском государстве — как бы оно ни называлось. И организация, на чьём мероприятии мы сегодня присутствуем, всегда служила идеалам нашей страны и великого — многообразного, но единого — русского народа.

Казалось бы: что делать Императорскому православному палестинскому обществу в XXI веке? Царя нет, нет того строя, из которого зарождалось общество. Но есть русский народ, есть православная вера, а это важнее всего. Пока есть народ и вера — Россия будет жива, — сказал, в частности, владыка.

Затем архипастырь вместе с председателем красноярского отделения ИППО Сергеем Гонюховым вручили удостоверения действительных членов новым участникам Императорского православного палестинского общества, а также награды от самого Общества и награды от императорского дома Романовых. В частности, памятного знака «Медаль имени архимандрита Антонина (Капустина)» от совета Императорского Православного Палестинского общества был удостоен епископ Енисейский и Лесосибирский Игнатий.

Также владыка Пантелеимон вручил ряд церковных наград действительным членам ИППО:

Медалями Красноярской епархии священномученика Амфилохия (епископа Красноярского) II степени были награждены Сергей Гонюхов и Владимир Кияев; медали Красноярской епархии великомученицы Параскевы Пятницы была удостоена Нина Черняева; также несколько человек были награждены Архиерейскими грамотами.

Добавим, что Главу Красноярской митрополии на встрече сопровождал секретарь Красноярской епархии, благочинный церквей Левобережного округа Красноярска, наместник красноярского Успенского мужского монастыря игумен Иннокентий (Нилов).

 

Благочинный тюремных храмов Красноярска посетил сосновоборский СИЗО

Исправительную колонию № 5 в посёлке Старцево Емельяновского района посетил благочинный тюремных храмов Красноярского края, штатный священник Благовещенского монастырского собора города Красноярска Родион Петриков.

Как сообщает сайт 24.fsin.gov.ru, отец Родион совершил Божественную литургию в храме святителя Николая Чудотворца при колонии, после чего побеседовал с осуждёнными на духовные темы.

Также священник обсудил вопросы организации работы с верующими в исправительном учреждении с начальником ИК № 5 полковником внутренней службы Александром Попковым и его заместителем, курирующим воспитательную работу с осужденными, майором внутренней службы Андреем Ковалевым.

Красноярский священник побеседовал со студентами о важности православной литературы при формировании личности

10 марта штатный священник Трёхсвятительского храма Красноярска иерей Максим Мухаметдинов посетил Красноярский техникум сварочных технологий и энергетики. Встреча была приурочена к празднованию грядущего Дня православной книги.

Отец Максим рассказал о важности чтения православной литературы при формировании личности молодежи и познакомил студентов с житием святого Александра Невского.

Встреча прошла в рамках соглашения о сотрудничестве между техникумом и Красноярской епархией, — отмечает сайт trehsvhram-bazaiha.ru.

Конкурс косичек, беседы о безопасности и взятие снежного городка: из жизни Ачинской Православной гимназии

Специально для читателей kerpc.ru мы подготовили небольшой дайджест событий из жизни Ачинской православной Преображенской начальной гимназии.

5 марта профилактическую беседу с гимназистами провёл заместитель командира пожарной части № 15 Фёдор Сергеев. В преддверии весенних каникул учащиеся вместе с Фёдором Михайловичем повторили правила пожарной безопасности: что делать, чтобы избежать пожара, и какие действия предпринять в случае его обнаружения.

В тот же день в гимназии подвели итоги конкурса среди воспитанниц «Коса — девичья краса». В течении недели перед этим православные гимназистки каждый день приходили с новыми причёсками — косами разных способов плетения. На линейке заместитель директора по учебно-воспитательной работе Татьяна Старикова вручила грамоты участницам. Кроме того, в этот день в гимназии прошла выставка поделок — учащиеся подготовили весенние букеты из различных материалов.

9 марта в учебном заведении также завершилась декада дорожной безопасности. Одним из мероприятий, направленных на предупреждение детского травматизма на дорогах, стал мастер-класс по изготовлению кулонов со световозвращающим элементом «Сверкаем вместе», который провела инспектор по пропаганде ОГИБДД МО МВД России «Ачинский» Любовь Солодкова.

Завершилась последняя учебная неделя перед Великим постом традиционной масленичной забавой — взятием снежного городка. Гимназистам предстояло проявить ловкость, силу и смекалку, чтобы взять приступом снежную крепость, которую они всю зиму строили во дворе. После этого учащиеся вместе с педагогами водили фигурные хороводы, играли и пели народные песни.

Родители красноярских школьников посоветовались со священниками при выборе модуля ОРКСЭ

Участие в родительских собраниях по вопросу выбора модуля курса «Основы религиозных культур и светской этики» приняли штатные священники красноярского Трёхсвятительского храма иереи Борис Гнетов и Максим Мухаметдинов.

11 марта отец Борис посетил новую общеобразовательную среднюю школу № 158 «Грани» в микрорайоне «Пашенный», где рассказал родителям учеников о модуле «Основы православной культуры».

В тот же день отец Максим принял участие в родительском собрании общеобразовательной гимназии № 14, которое прошло в формате видеоконференции. Священник показал видеоролик, посвящённый «Основам православной культуры», и рассказал о модуле, отметив, что религиозное образование является правом каждого гражданина, — сообщает сайт прихода Трёх Святителей.