Последние публикации

В православной гимназии Ачинска подвели итоги третьей учебной четверти

Торжественную линейку провела заместитель директора по учебно-воспитательной работе Татьяна Старикова.

Татьяна Викторовна подвела итоги учебного периода, озвучила результаты, с которыми гимназисты окончили четверть, поздравила отличников и пожелала всем учащимся продуктивных каникул.

Традиционно, перед тем как отпустить учащихся на каникулы, педагоги провели инструктаж по технике безопасности. Ребята повторили правила безопасного поведения на дороге, безопасного пребывания дома и на улице, — сообщает сайт гимназии.

Добавим, что в тот же день гимназистам раздали освящённое коливо и напомнили об истории возникновения и смысле вкушения этого блюда во время Великого поста.

Кроме того, в школе прошёл педсовет и дистанционные родительские собрания по итогам учебной четверти. На педсовете под председательством директора по учебно-воспитательной работе Татьяны Стариковой педагоги также познакомились с новыми методами проведения творческих занятий с детьми.

В строящемся храме Большого Унгута прозвучала первая молитва

18 марта члены православной общины строящегося храма Преображения Господня в посёлке Большой Унгут Манского района впервые помолились в возводимом здании прихода.

«Это большая поддержка и вдохновение для наших прихожан в начале Великого поста», —сообщает группа «Преображенский храм п.Большой Унгут» «ВКонтакте».

Протоиерей Сергий Мясоутов: мы веруем и исповедуем, что наша религия истинна и богооткровенна

В новом выпуске передачи «Символ веры» на волнах «Радио России. Красноярск» (94.5 FM) штатный священник Покровского кафедрального собора города Красноярска протоиерей Сергий Мясоутов и ведущий Дмитрий Васянович обсуждают смысл слов «Православие» и «православный».

— Слово «Православие» с греческого можно перевести как «правильное славление» или «истинное мнение». Поэтому мы веруем и исповедуем, что наша религия истинна, богооткровенна. И мы храним то, что передано нам из Священного Писания и заповедано святыми отцами, — сказал, в частности, отец Сергий.

Далее священник рассказал, когда возникло понятие «Православие» и почему у некоторых христиан вообще возникла необходимость обозначать себя как православных.

Полная запись программы доступна в группе «Радио России. Красноярск» в социальной сети «ВКонтакте».

О Таинстве Соборования и правилах поминовения усопших узнали зрители программы «Железногорск православный»

Передача «Железногорск православный» выходит на местном телеканале МИР24 каждое воскресенье в 20.30. О духовной жизни, истории Церкви, православных праздниках и событиях современной церковной жизни телезрителям рассказывает настоятель железногорского Михаило-Архангельского собора протоиерей Роман Нещерет.

В новом выпуске отец Роман рассказывает о поминовении усопших, Таинстве Соборования и о том, какие смыслы в это вкладывает Православная Церковь.

Свои вопросы священнику зрители могут задать в сообществе «Муниципальное телевидение. Железногорск» в социальной сети «ВКонтакте» или по телефону: +7(391)974-66-22.

Митрополит Пантелеимон возглавил Литургию Преждеосвящённых Даров в Покровском кафедральном соборе

22 марта, в день памяти 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся, митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон совершил Божественную Литургию Преждеосвящённых Даров в Покровском кафедральном соборе города Красноярска.

Его Высокопреосвященству сослужили: руководитель Административного секретариата Красноярской епархии, настоятель Покровского кафедрального собора Красноярска митрофорный протоиерей Владимир Дорош; исполняющий обязанности секретаря Красноярской епархии, благочинный церквей Левобережного городского округа Красноярска, наместник Успенского мужского монастыря города Красноярска игумен Иннокентий (Нилов); благочинный больничных храмов Красноярска, настоятель красноярских приходов апостола Андрея Первозванного и великомученика Димитрия Солунского иерей Виталий Вальтер; штатные священнослужители Покровского кафедрального собора.

За богослужением пел Архиерейский хор Покровского собора.

По окончании богослужения митрополит Пантелеимон обратился к верующим с архипастырским словом, посвящённом притче о работниках в винограднике:

— Хозяин виноградника поутру нанял работников за динарий в день, и несколько раз в течение дня выходил на торжище и нанимал других работников: в три часа, в шесть, девять, одиннадцать часов. И когда пришло время расплачиваться, все они получили по одному динарию. Те, что пришли первыми, возмутились — ведь они проработали весь день, в жару, а получили столько же, сколько проработавшие всего один час. На это хозяин ответил очень просто: «я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то́ же, что́ и тебе; разве я не властен в своем делать, что́ хочу? или глаз твой завистлив оттого, что я добр?» (Мф. 20:13–15). В этой притче самая главная мысль — что кто бы, в какое время и в каком возрасте не принял Христа, получит равно спасение и войдёт в жизнь вечную и Царство Божие. И те, кто родился и вырос в вере, и те, кто в сто лет крестился, и, может быть, год помолился и отошёл ко Господу. Самое главное — принять Господа, исповедать все Его законы, исполнять Его заповеди, и возложить всю свою надежду на Господа Бога, ничего не приписывая себе, не ставя себе превыше других людей. Вот все наши условия спасения, и этому нас учит пост. И вместе с постом нашего рациона, всё это объединяется воедино и складывается в спасение души и тела.

Православная неделя с 22 по 28 марта: дни памяти Симеона Нового Богослова, Григория Паламы и сорока Севастийских мучеников

Сайт kerpc.ru знакомит читателей с наступающими праздниками Православной Церкви. 22–28 марта — вторая седмица Великого поста.

22 (9 по ст. ст.) марта. День памяти 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся

Сорок мучеников Севастийских — это святые первых веков христианства. Их житие оставило глубокий след в истории веры Христовой. В 313 году римский император святой Константин Великий дал христианам свободу. Но был в Римской империи и другой правитель — Лициний. Ярый язычник, он не только замыслил возобновить гонения на верующих во Христа, но и готовился к новой войне с Константином за право стать единоличным императором. Начать массовые убийства предатель решил с военных, среди которых было немало последователей Спасителя.

В городе Севастии как раз было одно из таких — христианских — войск. Под началом язычника Агриколая находилась целая дружина христиан — сорок воинов, прославленных многими победами. По наущению Лициния, Агриколай попытался заставить их принести жертву языческим богам, но те отказались, за что были брошены в тюрьму. Там воины молились Христу, и было им откровение, что «претерпевший до конца, тот спасен будет».

Наутро Агриколай вновь попробовал склонить войско отречься от Спасителя. Но и во второй раз потерпел неудачу. Христиан вновь бросили в темницу. Через неделю их судили. Языческому суду отважные воины отвечали твердо: «Возьми не только наше воинское звание, но и жизни наши, для нас нет ничего дороже Христа Бога».

Мучеников хотели побить камнями, но булыжники не долетали до них — будто сам Дух Святой защищал их от смерти. И вновь заключили христиан в тюрьму. Во время молитвы они услышали: «Верующий в Меня, если и умрет, оживет. Дерзайте и не страшитесь, ибо восприимете венцы нетленные».

Когда наступил морозный зимний день, мучеников привели к местному озеру и оставили прямо на льду под стражей обнажёнными. Рядом растопили баню, чтобы в смертной агонии воины отреклись от Христа и променяли Его на тепло, но лишь один из страдальцев не выдержал и побежал к бане — и тут же упал перед ней замертво.

Под утро, когда один из охранников проснулся, то увидел сияющие нимбы над головами каждого из тридцати девяти христиан. Осознав, почему венцов только 39, он воскликнул: «И я — христианин!» — сбросил одежду и встал рядом с воинами. Утром воинов и стражника вывели из озера и перебили им ноги. Затем их тела на колесницах отвезли к костру и предали огню.

Когда после казни минуло три дня, святых воинов увидел во сне епископ Севастийский Пётр — ему было сказано похоронить их останки. Вместе с помощниками он по косточке собрал святые мощи и предал их земле с молитвой.

25 (12 по ст. ст.) марта. День памяти преподобного Симеона Нового Богослова

Преподобный Симеон Новый Богослов родился в 946 году в городе Галате (Пафлагония) и получил в Константинополе основательное светское образование. В 25 лет он почувствовал влечение к иноческой жизни, бежал из дома и удалился в Студийский монастырь, где проходил послушание под руководством знаменитого в то время старца Симеона Благоговейного. Основным подвигом преподобного стала непрестанная Иисусова молитва; для большей молитвенной сосредоточенности он постоянно искал уединения, даже на Литургии стоял отдельно от братии, часто оставался один на ночь в церкви. Со временем он достиг постоянной высокой духовной просветлённости, что особенно обнаруживалось, когда он совершал Литургию.

Примерно в 980 году преподобный Симеон был поставлен игуменом монастыря святого Маманта и пробыл в этом сане 25 лет. Он привёл в порядок запущенное хозяйство обители и благоустроил в ней храм. Доброта сочеталась у преподобного Симеона со строгостью и неуклонным соблюдением Евангельских заповедей.

Около 1005 года преподобный Симеон передал игуменство своему ученику Арсению, а сам поселился при монастыре на покое. Там он создал свои богословские труды, отрывки из которых вошли в 5-й том «Добротолюбия». Главная тема его творения — сокровенное делание во Христе. Преподобный Симеон учит внутренней брани, способам духовного совершенствования, борьбе против страстей и греховных помыслов. Кроме того, преподобный Симеон был выдающимся церковным поэтом. Ему принадлежат «Гимны Божественной любви» — около 70 поэм, полных глубоких молитвенных размышлений.

Учение преподобного Симеона о новом человеке, об «обожении плоти», которым он хотел заменить учение об «умерщвлении плоти» (за что его и назвали Новым Богословом), принималось современниками с трудом. Это привело к конфликту с высшим константинопольским духовенством, и Симеон подвергся изгнанию. Он удалился на берег Босфора и основал там обитель святой Марины.

Святой мирно преставился к Богу в 1021 году. Ещё при жизни получил он дар чудотворения. Многочисленные чудеса были явлены и после его смерти; одно из них — чудесное обретение его образа. Житие его написано келейником и учеником, преподобным Никитой Стифатом.

28 (15 по ст. ст.) марта. День памяти святителя Григория Паламы

Святитель Григорий Палама, архиепископ Солунский, родился в 1296 году в Малой Азии. Во время турецкого нашествия семья бежала в Константинополь и нашла приют при дворе Андроника II Палеолога (1282–1328). Отец святого Григория стал крупным сановником при императоре, но вскоре умер, и сам Андроник принял участие в воспитании и образовании осиротевшего мальчика. Обладая прекрасными способностями и большим прилежанием, Григорий без труда освоил все предметы, составлявшие полный курс средневекового высшего образования. Император хотел, чтобы юноша посвятил себя государственной деятельности, но Григорий, едва достигнув 20 лет, удалился на Святую Гору Афон в 1316 году (по другим сведениям, в 1318) и поступил послушником в монастырь Ватопед, где под руководством старца, преподобного Никодима Ватопедского, принял постриг и начал путь подвижничества. Через год ему явился в видении святой евангелист Иоанн Богослов и обещал своё духовное покровительство.

После преставления старца Никодима инок Григорий проходил 8 лет свой молитвенный подвиг под руководством старца Никифора, а после кончины последнего перешёл в Лавру преподобного Афанасия. Здесь он прислуживал за трапезой, а затем стал церковным певцом. Но через три года, стремясь к более высоким ступеням духовного совершенства, он поселился в небольшой отшельнической обители Глоссии. В 1326 году из-за угрозы нападения турок вместе с братией он перебрался в Солунь (Фессалоники), где тогда же был рукоположен в сан священника.

Свои обязанности пресвитера святой Григорий сочетал с жизнью отшельника: пять дней недели проводил в безмолвии и молитве, и только в субботу и воскресенье пастырь выходил к народу — совершал богослужение и произносил проповеди. Его поучения часто вызывали у предстоящих в храме умиление и слезы. Однако полная отрешённость от общественной жизни святителю была несвойственна. Иногда он посещал богословские собрания городской образованной молодёжи во главе с будущим патриархом Исидором. Возвращаясь как-то из Константинополя, он обнаружил близ Солуни местечко Верии, удобное для уединённой жизни. Вскоре он собрал здесь небольшую общину монахов-отшельников и руководил ею в течение 5 лет. В 1331 году святитель удалился на Афон и уединился в скиту святого Саввы, близ Лавры преподобного Афанасия. В 1333 году он был назначен игуменом Есфигменского монастыря в северной части Святой Горы. В 1336 году святитель вернулся в скит святого Саввы, где занялся богословскими трудами, которых не оставлял уже до конца жизни.

Около 1330 года в Константинополь из Калабрии приехал учёный монах Варлаам. Автор трактатов по логике и астрономии, умелый и остроумный оратор, он получил кафедру в столичном университете и стал толковать сочинения Дионисия Ареопагита (память 3 октября), апофатическое богословие которого было признано в равной мере и Восточной и Западной Церквами. Вскоре Варлаам поехал на Афон, познакомился там с укладом духовной жизни исихастов и, на основании догмата о непостижимости существа Божия, объявил умное делание еретическим заблуждением. Путешествуя с Афона в Солунь, оттуда в Константинополь и затем снова в Солунь, Варлаам вступал в споры с монахами и пытался доказать тварность Фаворского света; при этом он не стеснялся поднимать на смех рассказы иноков о молитвенных приёмах и о духовных озарениях.

Святитель Григорий по просьбе Афонских монахов обратился сначала с устными увещаниями. Но, видя безуспешность подобных попыток, он письменно изложил свои богословские доводы. Так появились «Триады в защиту святых исихастов». К 1340 году Афонские подвижники с участием святителя составили общий ответ на нападки Варлаама — так называемый «Святогорский томос». На Константинопольском Соборе 1341 года в храме Святой Софии произошёл спор святителя Григория Паламы с Варлаамом, сосредоточившийся на природе Фаворского света. 27 мая 1341 года Собор принял положения святителя Григория Паламы о том, что Бог, недоступный в Своей Сущности, являет Себя в энергиях, которые обращены к миру и доступны восприятию, как Фаворский свет, но являются не чувственными и не сотворёнными. Учение Варлаама было осуждено как ересь, а сам он, преданный анафеме, удалился в Калабрию.

Но споры между паламитами и варлаамитами были далеко не закончены. К числу вторых принадлежали ученик Варлаама, болгарский монах Акиндин и патриарх Иоанн XIV Калека (1341–1347); к ним склонялся и Андроник III Палеолог (1328–1341). Акиндин выступил с рядом трактатов, в которых объявлял святителя Григория и Афонских монахов виновниками церковных смут. Святитель написал подробное опровержение домыслов Акиндина. Тогда патриарх отлучил святителя от Церкви (1344) и подверг темничному заключению, которое продолжалось три года. В 1347 году, когда Иоанна XIV на патриаршем престоле сменил Исидор (1347–1349), святитель Григорий Палама был освобождён и возведён в сан архиепископа Солунского. В 1351 году Влахернский Собор торжественно засвидетельствовал православность его учения. Но солуняне приняли святителя Григория не сразу: он вынужден был жить в разных местах. В одну из его поездок в Константинополь византийская галера попала в руки турок. Святителя Григория в течение года продавали в различных городах как пленника, но и тогда он неутомимо продолжал проповедь христианской веры.

Лишь за три года до кончины вернулся он в Солунь. Накануне его преставления ему явился в видении святитель Иоанн Златоуст. Со словами «В горняя! В горняя!» святитель Григорий Палама мирно преставился к Богу 14 ноября 1359 года. В 1368 году он был канонизован на Константинопольском Соборе при патриархе Филофее (1354–1355, 1362–1376), который написал житие и службу святителю.

Правящий архиерей: Рай и ад начинаются в сердце человека

21 марта, по окончании Божественной литургии в красноярском храме Рождества Христова, митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон обратился к верующим со словом проповеди:

— Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Сегодня мы совершали чин Торжества Православия. Во все времена были люди, которые боролись с Богом и поклонялись диаволу. Во все времена люди икали дорогу к Нему — и она открылась, когда в мир пришёл Господь наш и Спаситель Иисус Христос. Сам Бог принял плоть человеческую, чтобы стать примером для каждого живущего и открыть двери в жизнь вечную, в бессмертие. И больше не стало тайны создания человека, его творения, жизни и смерти. Ибо жизнь победила на Кресте.

Но существует диавол, есть ад и Рай. И Рай, и ад начинаются в сердце человека. Подобно научному поиску, который совершает и находит человек, принося этим пользу, вера даёт человеку право быть рядом с Богом и на Земле, и в вечности. Она открывает знание свободы и власти человека над злом и грехом.

Был такой момент испытаний, когда появились те, кто извратил Святое Писание, отрицали Христа как Бога и оскорбляли Богоматерь. Они разрушали веру и её символы: святые иконы и кресты; они преследовали тех, кто хранил эти святыни и истинную веру. Эта борьба длилась почти двести лет, пока, наконец, в Константинополе, в середине IX века, иконоборчество не осудили и низвергли. В память об этом установили особый праздник — Торжество Православия, и каждый год с тех пор верующие празднуют его в первое великопостное воскресенье.

И каждый год мы совершаем чин Торжества Православия. Он состоит из двух частей, и первая часть — анафема, осуждение и проклятие диавола и его слуг, осуждение всего, что губит душу человека, лишает его света истины, закрывает дорогу к бессмертию. Вторая же часть возглашает многолетие святым защитникам веры и защитникам Отечества.

Живя сегодня мы испытываем немало тревожных моментов, которые потрясают наши души и сердца. И, я думаю, что наше отношение к родной земле — это отношение к Богу, к нашей вере, к нашим детям, к нашему прошлому, настоящему и будущему. И сегодня мы молились нашим русским святителям, защищавшим святую Русь и признававшим лишь одну высшую власть над нашим народом — власть Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. И сейчас мы, как и эти святые, молимся о том, чтобы мир торжествовал в душах и сердцах жителей нашей страны и всего мира.

Аминь.

В Торжество Православия Глава Красноярской митрополии совершил Литургию в красноярском Христорождественском храме

21 марта, в 1-ю Неделю Великого поста, Торжество Православия, митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон совершил Божественную литургию в красноярском храме Рождества Христова.

Его Высокопреосвященству сослужили: руководитель Административного секретариата Красноярской епархии, настоятель Покровского кафедрального собора Красноярска митрофорный протоиерей Владимир Дорош; исполняющий обязанности секретаря Красноярской епархии, благочинный церквей Левобережного городского округа Красноярска, наместник Успенского мужского монастыря города Красноярска игумен Иннокентий (Нилов); благочинный церквей Правобережного округа, настоятель храма Рождества Христова Красноярска протоиерей Максим Смоляков; благочинный больничных храмов Красноярска, настоятель красноярских приходов апостола Андрея Первозванного и великомученика Димитрия Солунского иерей Виталий Вальтер; штатные священнослужители Покровского кафедрального собора и Христорождественского храма.

За Литургией пели хор красноярского храма Рождества Христова и детско-юношеский духовный хор «София»

По окончании Литургии владыка Пантелеимон возглавил чин Торжества Православия, за которым были возглашены анафемы совершившим тяжкие прегрешения перед Церковью. Затем Архипастырь обратился к верующим со словом проповеди.

Архипастырь: Пост — это время отдыха для души

20 марта, по окончании Божественной литургии в красноярском храме Феодора Тирона, митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон обратился к верующим со словом проповеди:

— Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Вот уже, дорогие братья и сестры, мы с вами завершаем первую седмицу Великого поста. Как могли мы усердно трудились все эти дни, и после воскресной Литургии начнём вторую неделю Поста. Но Церковь состоит из двух частей. Видимая часть — это мы, живущие на Земле люди, которым очень важно пройти Пост для того, чтобы очистить души, тела, сердца и мысли от всего, что мешало нам, что навевало грешное уныние, дабы прийти к радости и равновесию в нашей вере.

Но есть и вечная, Небесная Церковь, Церковь торжествующая, как мы говорим. И если мы — Церковь воинствующая, сражающаяся с диаволом и грехом, и наше оружие — вера и молитва, то Небесная Церковь состоит из наших пращуров, принявших Христа, из верующих. И там есть град и престол Божий, в который каждый из нас достоин войти, если будем мы исполнять волю Его: беречь свою жизнь и жить по Заповедям, которые дал Господь для нашего спасения и счастья.

Бог не оставляет верующих, когда они сами хотят, но не в состоянии найти ответы на мучающие их вопросы. Сегодня мы вспоминаем Феодора Тирона. Когда император Римской империи начал принуждать христиан совершать жертвы языческим идолам, Феодор, который был римским воином, исповедующим веру во Христа, отказался исполнять этот приказ. За что был подвергнут страшным пыткам и сожжён  на костре — но не отказался от своей веры.

Уже после своей смерти святой Феодор снова встал на защиту христиан. Император Юлиан, прозванный Отступником, хотел возродить в своей стране язычество и приказал в дни Поста осквернить все продукты на рынках кровью жертвенных животных. Но святой Феодор Тирон явился во сне местному архиепископу, и рассказал об этом и о том, что есть в закромах ещё пшеница, фрукты сушёные и мёд, и провели христиане Пост, вкушая эту пищу.

История этого святого показывает нам, что умерший за Христа оказывается рядом со Христом, и продолжает заботиться о своих братьях и сестрах, потому что верующие для верующих — родная семья, и все мы — дети Божии.

И в наши дни каждому из нас нужна помощь от Бога. Поэтому, мы обращаемся к своим ангелам-хранителям, к святым покровителям, чьи имена носим. И, конечно же, чтим святых в дни их поминовения, как сегодня — Феодора Тирона.

Господь видит, слышит и принимает все наши молитвы. В каком бы мы ни были состоянии, где бы мы ни были — в храме ли, в доме, на работе, в пути — Бог слышит всех и везде. Но во время Поста Господь особо слушает нас, открывает нам Своё сердце и Свои объятья. Он не просто слушает наши молитвы — Он ждёт их. Ждёт молитв, покаяния, просьб и оказывает нам помощь.

Пост — великое время очищения и спасения, это время отдыха для души. А отдых заключается в молитве и сокращении своих грехов; в пребывании в доме Божием и искреннем покаянии с надеждой и уверенностью, что Господь и Спаситель наш Иисус Христос слышит всех нас и не оставит без милости Своей.

Аминь.