Последние публикации

Протоиерей Роман Нещерет: «Ради Пасхи стоит потрудиться»

Настоятель Михаило-Архангельского собора города Железногорска протоиерей Роман Нещерет дал интервью железногорскому изданию «Сегодняшняя газета–26».

До окончания самого строгого — Великого поста — осталось совсем немного. Неделя с небольшим — и православные ЗАТО и всей страны отметят светлый праздник Воскресения Христова. Накануне Пасхи мы встретились с настоятелем железногорского Собора Михаила Архангела — Романом Нещеретом и поговорили о значении важнейшего христианского праздника, о том, как правильно подготовиться к этому дню, а так же узнали, в каком режиме пройдут богослужения.

— Отец Роман, Пасху называют самым главным праздником православных. Но почему? Есть же и другие важные дни…

— Действительно, про Христово Воскресение так и говорят: «торжество из торжеств». Есть 12 двунадесятых праздников, но Пасха важнее, потому что в этот день мы отмечаем спасение рода человеческого, победу Христа над смертью. Апостол Пётр говорит, что Христос умер на кресте телесно, а душой сошел в ад. И это стало для людей избавлением. До прихода Христа человек находился под проклятием смерти. Это началось с грехопадения Адама и Евы. Людям пришлось покинуть Рай, они стали смертными. И, что самое страшное — после кончины душа человеческая попадала в ад — место, где нет Бога. Причём, там оказывались все без разбору. Священное Писание рассказывает, как Аэндорфская волшебница по просьбе царя Саула вызвала из преисподней душу пророка Самуила. Из преисподней! Получается, что даже души праведников, которые жили благочестиво, оказывались в аду. Поэтому люди долгие годы ждали Мессию, который спасёт их от этого проклятия.

— Но, чтобы спасти людей, Христу пришлось умереть самому. Несправедливо получается. Зачем была нужна такая жертва?

— Только так можно было вызволить человечество. Люди не могли избежать смерти и ада даже несмотря на все попытки жить правильно. Под постоянным воздействием греха их души помрачились, и они уже не видели грани, которая отделяет добро от зла. Да даже сегодня случается — человек приходит в храм на исповедь, священник спрашивает: «В чём грешен?» А тот отвечает: «Ни в чем, ничего плохого в жизни не делал». Вроде бы, не убивал никого, тяжких преступлений не совершал, значит, всё нормально. А то что мы злобой своей, раздражительностью часто заедаем жизнь родных, близких, коллег по работе, то что испытываем ненависть или неприязнь, осуждаем других людей — это вроде как и не грех. В таком состоянии мы не смогли бы справиться с проклятием смерти сами. Поэтому Бог отправил нам Сына Своего возлюбленного: Он пришёл в этот мир, Его распяли на кресте, Он умер по-человечески, и оказался там, где находились души всех прежде умерших людей – в преисподней. Но ведь Бог умереть не может! И никакой ад не может удержать Его. Поэтому после того, как Господь оказался в «месте, где нет Бога», оно перестало быть таковым. Ад «раскололся», и Спаситель вывел оттуда всех праведных людей, начиная от Адама и Евы. Получается, что своей смертью на кресте Он взял на Себя ошибки человечества, сделал так, чтобы люди, для которых Бог стал чужим, снова с Ним породнились. Христос Воскрес, победил смерть, а врата Рая, которые некогда были закрыты для человечества, вновь открыты сегодня. Господь говорит: «Я для тебя сделал всё. А ты что-то можешь сделать?»

— А что человек может для Бога сделать? Вот сейчас пост идет – если его соблюдать, это считается? А то некоторые вообще уверены, что пост — просто особая диета…

— Дело не в диете, конечно. Главное в том, что пост – это подвиг ради Христа. На самом деле, пища в жизни людей имеет сегодня очень важное значение. Сегодня появляется множество тонкостей, экспертов в плане питания, и конечно, кто-то утверждает, что поститься нужно для очистки организма. Но церковь говорит, что пост – это время воздержания, когда человек старается собрать все свои силы и хотя бы на это время проявить волю и обуздать свои желания. Когда человек воздерживается от чего-то – это, на самом деле, серьёзная проверка на прочность. Потому что, если ты ешь обычную постную пищу, она не даёт тебе ни вкусовых ощущений, ни калорий, ты постоянно чувствуешь голод. Выдержать такое – тоже подвиг.

— На самом деле у нас сейчас такой выбор постных блюд, что вряд ли отказ от скоромной пищи можно назвать подвигом.

— Так в том-то и дело: церковь делает акцент на том, что нет смысла заменять скоромную пищу на постную, но вкусную. Потому что в этом случае что получается? Человек думает: «Ну, хорошо, не буду есть этот майонез, возьму постный. Не положено рыбу? Куплю креветки и мидии». И, получается, что, по сути, никакого воздержания нет. Полноценный пост — это когда человек действительно пытается обуздать свои страсти: чревоугодие, блуд очень в нас сильны и тесно связаны. Поэтому мы воздерживаемся на время поста от сытной, вкусной еды и супружеской близости. Если получится — ты будешь сильнее настроен на внутреннее созидание, молитву, а с другой стороны — проявишь силу воли, будешь её воспитывать. Кроме того, в этот период нужно не только воздерживаться, но и чаще бывать в храме. Великий пост — это время, которого ждут все православные христиане. Рождественский, Успенский или Петров посты лишь немножко отличаются друг от друга, нет такой строгости, да и богослужебных особенностей тоже нет практически. Великим же постом сам богослужебный строй настраивает человека на покаяние, движение к внутреннему совершенству. Сейчас намного легче заняться духовными делами, менять себя к лучшему. Поэтому относиться к посту только как инструменту, который помогает человеку похудеть, абсолютно неправильно. У него совсем другой смысл. Но! Пост не должен быть для всех одинаковым, тут всё индивидуально. Есть кормящие матери, женщины, которые вынашивают детей, люди с заболеваниями, люди которые занимаются тяжелым физическим трудом или профессиональным спортом, а также дети. К ним совсем другие требования. Всё-таки пост – это не цель, а средство достижения цели. Подготовка к Пасхе.

— Сейчас часто говорят, что постом главное – «не есть других людей».

— Верно. Когда человек постится, у него начинают проявляться все его изъяны. Потому что очень трудно постоянно ходить с чувством легкого голода, ты более склонен к раздражительности, страсти обостряются, начинают лезть наружу. И вот когда ты чувствуешь все свои изъяны, тебе проще не осуждать — то есть, «не есть» других. Тем не менее, бывают люди, которые говорят, что «не нужно есть человека», но сами продолжают это делать. Поэтому такие фразы иной раз звучат как некое оправдание тому, что ты не постишься. И это при том, что такие оправдания не нужны. Ведь у нас никто никого не заставляет соблюдать пост. Это раньше, в дореволюционной России, когда наступало время подготовки к Пасхе, на рынках убирали все мясное, его было просто не купить. Теперь ты сам решаешь, нужно тебе это или нет. И можно себя не оправдывать.

— До Пасхи осталось совсем немного. Есть ли смысл сейчас начинать готовиться, учитывая, что всё остальное время не постился?

— Конечно, есть. Знаете, когда совершается пасхальное богослужение там читается огласительное слово святителя Иоанна Златоуста. В нём говорится о том, что Пасха – праздник для всех: и постящихся, и не постящихся. У нас всех организмы абсолютно разные, сила воли тоже, но милость Божья для всех одинакова. И если человек не постился, но всё равно хочет как-то подготовиться к Пасхе, можно попытаться сделать это хотя бы в последнюю неделю. И вот тут желательно побывать хотя бы на основных богослужениях Страстной седмицы. В среду, например, служится последняя литургия преждеосвященных даров, где последний раз читается молитва преподобного Ефрема Сирина. Или взять великий четверг — это один из самых важных дней, когда…

— …все начинают чистить и драить у себя дома.

— Да, а ещё это время, подходящее для того, чтобы «помыть» свою душу, очистить её от копоти и грязи. В «чистый четверг» верующие с утра обычно исповедуются и причащаются, а вечером служатся 12 страстных Евангелий. Может, видели после службы ручейки людей, которые «растекаются» по всему городу с зажжёнными свечами? Они появляются как раз после такой службы. (Есть старая традиция – прожигать копотью четверговых свечей через крестообразный трафарет косяки своего дома, это такой знак благословения Божьего). В пятницу днём будет вынос плащаницы, а вечером – крестный ход и чин погребения плащаницы. В это время мы вспоминаем события, произошедшие две с лишним тысячи лет назад – после того, как Спасителя распяли на кресте. В субботу накануне пасхального воскресенья плащаницу заносят в алтарь и это уже — символ воскресения Христова. А дальше – Пасха. Даже если ты устал после Страстной седмицы, настроение тяжёлое, появляется «второе дыхание», состояние ликования, когда душа парит. Поэтому если есть возможность побывать на богослужениях Страстной седмицы – нужно попробовать это сделать.

— К слову о богослужениях. В прошлом году из-за пандемии нам пришлось отмечать Пасху «по телевизору». А в каком режиме праздник пройдет сейчас?

— Сегодня, слава Богу, мы наблюдаем спад заболеваемости, серьезной угрозы нет. Поэтому, думаю, мы будем проводить Пасху в очном режиме. Но поскольку противоэпидемических мер ещё никто не отменял, считаю, что всем, кто придет на службу, нужно постараться использовать средства индивидуальной защиты. Так мы проявим бережное отношение к окружающим. Держать социальную дистанцию во время службы, конечно, сложно, потому что в праздник людей всегда много, поэтому у нас будет две литургии: ночью и утром.

— А в целом, пандемия как-то повлияла на жизнь прихода?

— Конечно. Многие пожилые люди до сих пор не выходят из квартир, мы посещаем их дома, исповедуем, причащаем. А в большие праздники они, конечно, приходят в храм. Благовещение Пресвятой Богородицы, Вербное воскресенье — для прихожан это настолько любимые праздники, что они просто не могут их пропустить. Да, людей стало меньше, но мы всё равно молимся за всех. И, если у нас получится, то постараемся для тех, кто не выходит из дома организовать ВКонтакте трансляцию Пасхальной службы.

— И ещё о праздновании. Насколько знаю, освящать куличи, пасхи и яйца в храме начнут в субботу накануне праздника. Но в магазинах еще на страстной неделе начинает появляться пасхальная выпечка, на ценниках к которой написано «Освящено». Надо ли её освящать по-новому?

— Надо. Потому что это всего лишь маркетинговый ход. Людям нужно знать, что освящать куличи нигде, кроме церкви не будут. Много лет назад сначала архиепископ Антоний, а потом митрополит Пантелеимон запретили освящать куличи в пекарнях и магазинах. Потому что, если человек купил «освященный» кулич — он в храм уже не пойдёт. Но ради Пасхи всё-таки стоит потрудиться. Хотя бы минимально — принести куличик в храм и освятить его. Помолиться за своих родных. Кстати, освященные свечи тоже бывают только в церкви. Поэтому если вы видите на рынке в продаже «свечи церковные» или «освященные» — имейте в виду, что это тоже обман. Люди просто зарабатывают деньги.

— В прошлые годы после Пасхального богослужения народ развозили из храма по домам на муниципальных автобусах. А в этом году транспорт будет?

— Мы написали письмо в администрацию города и в ПАТП с просьбой предоставить автобусы для прихожан. Предварительно уже получили согласие. Думаю, решим этот вопрос. А пока хотелось бы всех жителей нашего муниципального образования поздравить с наступающим праздником — светлым Христовым Воскресением. Пусть наши души всегда будут открытыми для добра, любви и сострадания, и все мы, помня главную заповедь Христа, будем милосердными, как милосерден Отец наш небесный. Мира всем, добра и неоскудевающей веры — в Воскресшего Христа.

Беседовала Екатерина Григоренко.

Православный молодёжный центр появился в Красноярске

21 апреля в Красноярске начал работу Православный молодёжный центр, который будет функционировать под эгидой Молодёжного отдела Красноярской епархии.

Руководитель профильного отдела епархии, штатный священник красноярского Михаило-Архангельского храма иерей Максим Снурников совершил молебен «О призывании помощи Духа перед началом всякого доброго дела», после чего члены новой организации — православная молодёжь с разных приходов Красноярска — обсудили планы ближайших мероприятий.

Мероприятие завершилось совместным чаепитием.

Емельяновский священник рассказал телезрителям о Вербном воскресенье

22 апреля древлехранитель Красноярской епархии, настоятель Свято-Троицкого храма в Емельяново и храма Параскевы Пятницы в Барабаново иерей Алексий Язев стал гостем программы «Новое утро» на телеканале ТВК.

Какова история этого праздника и какие традиции с ним связаны? На эти и другие вопросы отец Алексий ответил ведущим. Полную запись программы можно посмотреть в группе телеканала ТВК Красноярск «ВКонтакте».

1–9 мая. Богослужения архиерейским чином на Пасху Христову и в дни Светлой седмицы

В дни празднования Пасхи Христовой во всех храмах Красноярской епархии будут совершены уставные богослужения. Пасхальные богослужения в храмах Красноярска, Ачинска, Сосновоборска, Дивногорска и Железногорска возглавит митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон.

В самый день Светлого Христова Воскресения Его Высокопреосвященство обратится к всечестной пастве Красноярского края с Пасхальным посланием.

Накануне, в Великую субботу, будет совершено первое освящение пасхальных куличей и пасок (разговение возможно только в день Пасхи Христовой).

1 мая, суббота

Великая Суббота.

Пасхальная заутреня. Начало в 23.00. Крестный ход и Божественная литургия святителя Иоанна Златоуста. Начало в 00.00. Храм в честь Рождества Христова города Красноярска (ул. Щорса, 44а).

2 мая, воскресенье

Светлое Христово Воскресение. ПАСХА

Великая Пасхальная вечерня с участием духовенства Красноярской епархии. Поздравления Архипастыря, духовенства и паствы. Встреча Благодатного огня.

Начало в 17.00. Храм Рождества Христова г. Красноярска (ул. Щорса, 44а).

Светлая седмица — сплошная, поста нет.

3 мая, понедельник

Понедельник Светлой седмицы.

Божественная литургия. Начало в 9.00. Собор Михаила Архангела города Железногорска (ул. 60 лет ВЛКСМ, 31).

4 мая, вторник

Вторник Светлой седмицы. Иверской иконы Божией Матери.

Божественная литургия. Начало в 9.00. Красноярский Трёхсвятительский храм (ул. Свердловская, 30).

5 мая, среда

Среда Светлой седмицы.

Божественная литургия. Начало в 9.00. Казанский собор города Ачинска (ул. К. Маркса, 21).

6 мая, четверг

Четверг Светлой седмицы.

Божественная литургия. Начало в 9.00. Храм Новомучеников и Исповедников Церкви Русской (ул. Академгородок, 4а).

7 мая, пятница

Пятница Светлой седмицы. Иконы Божией Матери «Живоносный Источник».

Божественная литургия. Начало в 9.00. Введенский храм города Сосновоборска (ул. Ленинского Комсомола, 15).

8 мая, суббота

Суббота Светлой седмицы.

Божественная литургия. Начало в 9.00. Знаменский храм города Дивногорска (ул. Бориса Полевого, 32).

Всенощное бдение. Начало в 17.00. Покровский кафедральный собор города Красноярска (ул. Сурикова, 26).

9 мая, воскресенье

Антипасха. Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы.

Божественная литургия. Начало в 7.00. Покровский кафедральный собор города Красноярска (ул. Сурикова, 26).

Православная неделя с 26 апреля по 2 мая: Страстная седмица и Светлое Христово Воскресение

Сайт kerpc.ru продолжает знакомить читателей с наступающими праздниками Православной Церкви. 26 апреля — 2 мая в 2021 году  — Страстная седмица и Светлое Христово Воскресение.

Страстная седмица (неделя) по факту начинается уже с воскресенья, дня Входа Господня в Иерусалим.

Пост как период сугубого покаяния завершён, и теперь начинается новый этап. На Страстной седмице день за днём вспоминаются последние дни земной жизни нашего Спасителя. И мы имеем возможность быть свидетелями этих Евангельских событий, идти вслед за Христом.

26 апреля (14 апреля по старому стилю). Великий Понедельник

В этот день в Евангельском чтении вспоминается ветхозаветный пророк Иосиф, сын Иакова и Рахили. Господь наделил его даром провидения, что вызвало негодование и зависть его братьев. Сговорившись, они продали его в рабство в Египет, где в положенный час он спас народ от страшных напастей.

Иосиф является своего рода прообразом нашего Спасителя Иисуса Христа, которого предали и обрекли на страдания, но, взойдя на Крест, Он подарил нам жизнь вечную.

Также в этот день читается Евангелие о Втором Пришествии Христовом и вспоминается несколько притч.

Первая притча — о злых виноградарях, которые были настолько лукавы, что не отдавали хозяину виноградника плодов в надлежащее время. Они избили слуг, которых послал хозяин, и убили его единственного сына. Вторая притча — о бесплодной смоковице, которую проклял Господь за то, что она не приносила плоды.

В этих двух притчах заключён символ народа древнего Израиля, который отверг и осудил Cына Божиего на смерть. А ещё — это образ души человеческой, которую мы порой закрываем от Бога.

27 апреля (15 апреля по старому стилю). Великий Вторник

Евангельское чтение Великого Вторника является частью ряда бесед Христовых о Страшном суде.

Господь рассказал ученикам о Своём Втором Пришествии, а также несколько притч.

Первая притча — о десяти мудрых девах, запасшихся маслом для светильников, чтобы встретить грядущего Жениха, и о десяти неразумных девах, по своей рассеянности оказавшихся неготовыми к этой встрече.

Она как раз говорит о том, что суд Божий может застигнуть нас врасплох, тогда уже поздно будет что-нибудь предпринимать, поэтому мы должны быть готовыми.

Вторая притча — о талантах. В ней говорится о том, как господин призвал трёх рабов своих и дал каждому из них таланты (денежная единица, которая использовалась в античные времена в Европе, Передней Азии и Северной Африке). Двое вложили всё, что у них было, в труды свои и таким образом приумножили своё богатство, и за это господин наградил их, а третий не захотел утруждать себя и просто зарыл данный ему талант в землю. Господин рассердился на раба за его лукавство, отнял у него талант и отдал одному из слуг, самому трудолюбивому.

Эта притча заставляет нас задуматься о том, что Господь наделяет неким талантом, даром. Для каждого из нас этот дар уникален, но мы должны использовать то, что нам было даровано во благо, чтобы дело наше приносило добрые плоды. Ведь за это потом каждый из нас будет держать ответ перед Богом.

28 апреля (16 апреля по старому стилю). Великая Среда

В этот день в Евангельских чтениях вспоминается предательство Иисуса Христа его учеником Иудой за 30 сребреников.

Евангельский рассказ начинается с того момента, когда Иисус пребывал в Вифании в доме Симона прокажённого. Тогда к Нему пришла некая женщина «грешница» и принесла с собой драгоценное миро, которое возлила на главу Спасителя. Ученики вознегодовали от такой расточительности, но Иисус остановил их, растолковав, что она доброе дело сделала для Него, тем самым готовя Его тело к погребению.

В то же время Иуда Искариот, один из учеников Христа, сговорился с первосвященниками и пообещал выдать Господа за вознаграждение, когда они предложили ему за это 30 сребреников.

Все богослужебные тексты и песнопения этого дня готовят нас к страшным событиям. Уже произошло осуждение и предательство Спасителя, близится час Его страданий.

29 апреля (17 апреля по старому стилю). Великий Четверг

Великий Четверг приближает нас к часу Крестных страданий Христа. Это своего рода кульминация Страстей Христовых.

Вспоминаются события Тайной Вечери, страшная ночь в Гефсиманском саду, час суда и предание Христа на смертные муки.

Накануне страшного дня Христос совершает последнюю трапезу со своими учениками. В знак смирения Господь омывает ноги своим ученикам, показывая пример того, как должно им обращаться друг с другом, не превознося себя.

В память об этом моменте евангельской истории в Церкви установлена традиция — чин омовения ног. Он совершается архиереем на богослужении Великого Четверга.

По омовении ног Иисус совершил Пасху и установил Великое Таинство Евхаристии — Святого Причастия.

Это событие подробно описывается в Евангелии от Матфея:

И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф. 26:26–28).

Находясь же среди учеников своих, Иисус сказал, что один из них предаст Его. Ещё Господь предсказал ученикам искушения, которые им предстоят, а апостолу Петру — что он три раза отречётся от Него. Но также Господь предрёк им Своё явление по Воскресении в Галилее.

По окончании праздничной трапезы Иисус отправляется с учениками в Гефсиманский сад, где возносит свои молитвы Богу Отцу и скорбит о предстоящих мучениях.

И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты (Мф. 26:39).

Господь испрашивает воли Бога Отца, если это возможно избавить Его от предстоящих страданий. Но всё же со смирением произносит: Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя (Мф. 26:42).

При этом Он сказал апостолам бодрствовать вместе с Ним и молиться, чтобы не впасть в искушение; однако, затем Иисус несколько раз найдёт их спящими.

Около полуночи в сад приходит предатель Иуда с множеством вооружённого народа, присланного от первосвященников и старейшин. И сказал им: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его (Мф. 26:48)И, подойдя к Спасителю, поцеловал Его. Тогда же Иисуса схватили, и Он смиренно предал Себя в руки грешников, чтобы понести великие страдания на Кресте. А ученики, бывшие с ним, бежали, оставив Его.

30 апреля (18 апреля по старому стилю). Великая Пятница

Страстная Пятница — самый страшный день в истории человечества. Это день распятия Господа нашего Иисуса Христа.

Евангельские чтения этого дня содержат описание Страданий (Страстей) Христовых.

Иисус — Спаситель мира был отвергнут избранным народом Израиля и подвергнут страшным издевательствам.

На богослужении утрени вспоминается время, когда Спасителя схватили в Гефсиманском саду, и Его осуждение старейшинами и первосвященниками на смерть. На богослужении третьего часа рассказывается о суде у Понтия Пилата. На шестом часе вспоминаются крестные муки Иисуса Христа. На девятом — время смерти. И на вечерне — время снятия Спасителя с креста и погребение тела Его.

1 мая (19 апреля по старому стилю). Великая Суббота

Суббота — последний день перед Пасхой.

В Евангельских событиях этого дня описывается снятие с креста Иисуса и положение Его во гроб.

Вечером того же дня, когда умер Спаситель, один из учеников его, Иосиф Аримафейский, тайно от первосвященников и фарисеев пришёл к Понтию Пилату и попросил позволения снять тело Христово. Тогда же Иосиф, сняв тело Иисуса вместе с Никодимом (также одним из учеников), смазал Его благовониями и обвил плащаницей (льняным полотном) по иудейскому обычаю. После этого тело Тело Христово положили во Гроб, который был высечен в скале и привалили ко входу большой камень.

В субботу же первосвященники и фарисеи пришли к Пилату и потребовали поставить стражников у Гроба Иисуса, боясь, что Его тело украдут, а народу скажут, будто Он Воскрес. Однако этим они только предоставят в положенный час неопровержимое доказательство Воскресения Христова.

Также в Великую Субботу Церковь вспоминает сошествие Спасителя в ад, где Он попрал силу диавола и возвестил о победе над смертью.

2 мая (20 апреля по старому стилю). Светлое Христово Воскресение. Пасха

Страдания, смерть и Воскресение Иисуса Христа всегда осознавались главными событиями всего Нового Завета. Об этом говорят и Сам Спаситель, и Его ближайшие ученики, и последующие поколения верующих людей вне зависимости от их национальности, уровня образованности или социального положения. «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1Кор. 15:14) — это утверждение апостола Павла является, пожалуй, самым главным основанием, на котором строится всё наследие святых отцов Церкви.

Но сама Пасха, будучи событием вселенского масштаба, относящимся в одинаковой мере и к прошлому, и к настоящему, и к будущему, совершилась в конкретный момент мировой истории и в конкретной точке земного шара. «Верую… в Иисуса Христа Сына Божия… распятого за нас при Понтийском Пилате…», — такие слова Символа Веры повторяет каждый христианин во время молитвы.

Правящий архиерей: Материальные ценности людей ничего не стоят пред ликом Божиим

25 апреля, по окончании Божественной литургии в Михаило-Архангельском храме города Красноярска, митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон обратился к верующим со словом проповеди:

— Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Дорогие братья и сестры. Вновь мы празднуем, участвуем в шествии Христа в эту Неделю в Иерусалим, приветствуем Его. И каждый из нас ждёт чего-то от этой встречи с Господом. То же самое чувство испытывали жители Святого Града и две тысячи лет назад. Он входил не как победитель, не как покоритель — но как труженик. И символ тому — то животное, на котором Он въехал в город.

Люди ждали и приветствовали Его. Этим ожиданием был пронизан весь город, вся Палестина, весь еврейский народ. Все ждали правды Божией и правды человеческой, потому что тревожились сердца людей, томились, страдали от несправедливости, которая и поныне существует в человеческом мире. Никакие власти не давали людям гарантии на справедливость. И только вера в Бога давала надежду на помощь и перемены.

Встречали Его Первосвященник со всеми священниками Иерусалимского Храма, со всеми книжниками. Но, странное дело — сердца многих горели и ненавистью к Нему, желанием убить Его. И Он знал это, знал, на что шёл, но не убоялся, ибо нёс правду. Правду о человеке, ибо каждый в то время думал: «Кто я»?

Этот вопрос актуален и сейчас. Верующие знают ответ на этот вопрос, ибо знают, что с нами — Бог, и что спасение возможно только с Ним. Теперь у нас есть опора для этого знания. Но тогда люди жили в тяжёлом состоянии безысходности.

И вот, явился Он верхом на осле — не на белом коне с мечом в руках. В сопровождении нищих и убогих, а не во главе войска. Были ли среди встречавших Его те, кто ждал Мессию? Конечно. Но эти люди смотрели на тех, кто первым должен был признать Христа и пасть перед Ним на колени — на священников и фарисеев. Но те замыслили убить и предать Бога.

И в наши дни много таких людей, кто готов продать и предать любого. Потому что они наполнены грехом, потому что они обращены лицом к диаволу. И страх подкрадывается к их душам. Оттого сейчас есть ненависть и жадность, злоба и завись. И оттого же так много тех, кто верует во Христа, лишь в Нём, как и раньше, видя единственную силу, дарующую справедливость людям.

Материальные ценности людей ничего не стоят пред ликом Божиим. Ни деньги, ни дорогие вещи, ни сиюминутная власть, ни стояние над законом. Лишь исполнение Господних заповедей дарует мир всем людям.

Господь не просто дал нам историю о Своём входе в Иерусалим. В наших душах Он совершает его постоянно, осознанно идёт на встречу Своей мучительной погибели ради спасения душ всех людей, живших и живущих на Земле. И каждый год мы будем вспоминать это событие, пока сами не придём в жизнь вечную, где души наши воссоединятся с миром ангельским.

Аминь.

Владыка Пантелеимон совершил Литургию в Вербное воскресенье

25 апреля, в Неделю 6-ю Великого поста, двунадесятый праздник Входа Господнего в Иерусалим (Вербное воскресенье), митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон возглавил Божественную литургию в красноярском храме Архистратига Михаила и чуда его в Хонех.

Его Высокопреосвященству сослужили: руководитель Административного секретариата Красноярской епархии, настоятель Покровского кафедрального собора города Красноярска митрофорный протоиерей Владимир Дорош; исполняющий обязанности секретаря Красноярской епархии, благочинный церквей Левобережного городского округа Красноярска, наместник красноярского Успенского мужского монастыря игумен Иннокентий (Нилов); благочинный больничных храмов Красноярска, настоятель красноярских храмов апостола Андрея Первозванного и великомученика Димитрия Солунского иерей Виталий Вальтер; настоятель храма Архистратига Михаила протоиерей Александр Садовьюк; штатные священнослужители красноярских Покровского кафедрального собора и Михаило-Архангельского храма.

За Литургией пел хор прихода Михаила Архангела и Чуда его в Хонех.

По окончании Литургии владыка Пантелеимон обратился к верующим со словом проповеди.

Глава Красноярской митрополии освятил вербы в канун Входа Господнего в Иерусалим

24 апреля, в канун двунадесятого праздника Входа Господня в Иерусалим, митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон возглавил Всенощное бдение в кафедральном соборе Покрова Божией Матери города Красноярска.

Его Высокопреосвященству сослужили: руководитель Административного секретариата Красноярской епархии, настоятель красноярского Покровского кафедрального собора митрофорный протоиерей Владимир Дорош; исполняющий обязанности секретаря Красноярской епархии, благочинный церквей Левобережного городского округа Красноярска, наместник красноярского Успенского мужского монастыря игумен Иннокентий (Нилов); благочинный больничных храмов города Красноярска, настоятель красноярских храмов апостола Андрея Первозванного и великомученика Димитрия Солунского иерей Виталий Вальтер; иеромонах Мелхиседек (Цхадая) и штатные священнослужители Покровского кафедрального собора.

За богослужением Владыка Пантелеимон совершил традиционное освящение ветвей вербы.

За всенощным бдением пел архиерейский хор Покровского собора и красноярский детско-юношеский духовный хор «София».

По окончании богослужения владыка Пантелеимон помозал верующих елеем и обратился к пастве со словом проповеди.

Архипастырь: Жизнь и смерть находятся в руках Бога

24 апреля, по окончании Божественной литургии в кафедральном соборе Покрова Божией Матери города Красноярска, митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон обратился к верующим со словом проповеди:

— Помолившись, Господь громко обратился ко гробу, который был закрыт тяжеленным камнем, где лежал уже давно умерший Лазарь, и тело его уже начало разлагаться. И все поразились тому, как этот камень сдвинулся, и вышел перевязанный погребальными одеждами мертвец без признаков тления. Развяжите его, и пусть идёт — сказал Господь. И всё это свершилось незадолго до собственной Его смерти на кресте и славного воскресения. Этим событием Господь открывает свою Божественную сущность. Кто может восстановить разрушенную плоть? Искусственно это невозможно. А Бог совершает то, что не может понять наш разум. Лазарь проживёт ещё много лет, будет епископом Церкви, а потом его похоронят. Но важно свидетельство того, что воскресить человека для жизни и вывести из гроба может только сила Божия. Сила Того, кто и создал человека, нашего Господа. И эта сила открывается в Иисусе Христе. Без Христа никакого спасения не может быть. Никакая другая религия не может дать человеку спасения. Она может утешить, в надежде, что Бог услышит, но Бог христиан сейчас говорит каждому из нас — ты спасён, ты спасаешься, но только со Мной.

И Лазаря не могли воскресить уже ни сострадательные иудеи, ни Марфа с Марией — Бог пришёл и совершил это великое чудо. И могилу его мы знаем, и вторую тоже. И место его жизни знаем. И всё равно Лазарь не сам себя воскресил. И не мольбы Марфы и Марии. Но Бог есть Любовь, и мольбы Марфы и Марии были приняты Божественной любовью. И Господь воскресил, последний раз доказывая миру, кто есть Бог и как Он действует. И, оказывается, Он действует воскрешающе, исцеляюще. Без лжи и обмана. Поэтому до начала Страстной седмицы и до встречи Господа вербным воскресеньем, мы видим свидетельства о бессмертии Бога и бессмертии человека. И что жизнь и смерть находятся в руках Бога. И что не то смерть, что тело в гробу, а то смерть, что смерть души от неверия, грехов, предательства Божественной любви. Господь всё это знал, и только те, подражающие Марфе и Марии — верующие христиане, которые просят Господа во спасение своей души, неважно, какой религии и языка, Господь принимает их. И святая Церковь продолжает великую тайну спасения, причащая крови и тела Господнего народ Божий, совершая великие праздники нашего спасения.

Митрополит Пантелеимон совершил Литургию в Лазареву субботу

24 апреля, в седмицу 6-ю Великого поста, Лазареву субботу, митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон совершил Божественную литургию в кафедральном соборе Покрова Божией Матери города Красноярска.

Его Высокопреосвященству сослужили: руководитель Административного секретариата Красноярской епархии, настоятель красноярского Покровского кафедрального собора митрофорный протоиерей Владимир Дорош; исполняющий обязанности секретаря Красноярской епархии, благочинный церквей Левобережного городского округа Красноярска, наместник красноярского Успенского мужского монастыря игумен Иннокентий (Нилов); благочинный больничных храмов города Красноярска, настоятель красноярских храмов апостола Андрея Первозванного и великомученика Димитрия Солунского иерей Виталий Вальтер; иеромонах Мелхиседек (Цхадая) и штатные священнослужители Покровского кафедрального собора.

За богослужением пел архиерейский хор Покровского собора.

По окончании богослужения владыка Пантелеимон обратился к верующим со словом проповеди.