Последние публикации

Красноярские школьники посетили с экскурсией Архиерейский дом

5 февраля ученики четвертых классов красноярской общеобразовательной школы № 47, изучающие основы мировых религиозных культур, побывали с экскурсией в Архиерейском доме города Красноярска.

Руководитель паломнического центра Иоанно-Предтеченского храма при Архиерейском доме Светлана Тюрина рассказала ребятам об истории здания, показала им епархиальное управление, конференц-зал Архиерейского дома и храм святого Иоанна Предтечи.

Школьники также узнали об истории Православия в Сибири, поговорили о вере, значении икон, и о том, можно ли молиться без свечек. Всего экскурсию посетило 47 человек.

Художественная выставка с видами православного Енисейска открылась в КИЦ «Успенский»

2 февраля в Культурно-историческом центре «Успенский» состоялось открытие персональной выставки Заслуженного художника Российской Федерации, действительного члена Российской академии художеств, профессора Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского, красноярского художника-живописца Александра Клюева.

В экспозиции представлены более 50 картин с видами православного Енисейска. На полотнах живописец запечатлел старинные памятники архитектуры: «Преображенский храм. Начало XX века» (2007), «Портал Спасского собора» (1990), «Дом с узорами» (1995) и другие. Все работы выполнены художником в разные периоды творческого пути. Сюжеты, которые Александр Клюев выбирает для своих картин, рождаются из глубокой любви к родному краю и увлечения историческим прошлым сибирских городов.

В начале мероприятия гостей поприветствовал заместитель директора Культурно-исторического центра по научно-краеведческой работе Дмитрий Шумов, который подчеркнул значимость данной выставки для Красноярска.

— Выставка «Енисейск в живописи Александра Клюева» не только посвящена празднованию 400-летия города Енисейска, но и является частью культурной программы XXIX Всемирной зимней универсиады. Это очень важное для города событие, и на эту выставку будут приезжать все гости Универсиады — студенты, судьи, болельщики, — подчеркнул Дмитрий Константинович.

Далее слово взял сам автор выставки, художник Александр Клюев. Александр Анатольевич рассказал о своем первом знакомстве с Енисейском в 1985 году, отметив, что за прошедшие годы написал более двухсот картин, на которых изображены виды города.

Специальным гостем на открытии экспозиции стал член Общественной палаты Красноярского края, директор Архиерейского образовательного центра Красноярской епархии Андрей Бардаков.

— Такие выставки позволяют нам увидеть, что есть художники, сопереживающие родной земле, те, кто запечатлел эти образы в своем сердце и передал их на холст. Образы Руси, святой Руси стремящейся к высшим нравственным ценностям. Если посмотреть на современную социальную философию — как отечественную, так и зарубежную — то многие исследователи утверждают, что в обществе нашего времени люди приходят к определенному кризису и ощущению бессмысленности существования в современном перенасыщенном информационном поле. И ответом на этот кризис должно стать возрождение нравственности, — сказал, в частности, Андрей Васильевич.

Далее, в рамках проекта «Лекторий в Успенском» в выставочном зале Культурно-исторического центра состоялась лекция искусствоведа, доцента кафедры социально-гуманитарных наук и истории искусства Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского Натальи Покровской «Облик Енисейска в произведениях Александра Клюева» и лекция-беседа заведующего отделом реставрации и консервации музейных предметов и музейных коллекций Красноярского государственного художественного музея имени В.И. Сурикова Дмитрия Ильина «Основы консервации и реставрации произведений станковой масляной живописи».

Выставка «Енисейск в живописи Александра Клюева» будет работать до 17 марта с 10.00 до 19.00 по адресу: ул. Лесная 55а, строение 3. Маршрут автобуса № 12, остановка «Переулок послушников».

Дополнительная информация по телефону 299-10-70 и электронному адресу d.k.shumov@gmail.com — Дмитрий Константинович Шумов, заместитель директора Культурно-исторического центра по научно-краеведческой работе.

Вход свободный.

18 января — 28 февраля. Персональная выставка Веры Полынской-Кобытевой «Красноярск. Город на Енисее» в Доме кино

Экспозиция из тридцати новых работ красноярской художницы Веры Евгеньевны Полынской-Кобытевой работает в фойе Дома кино. Часть экспозиции, посвященная храмовой архитектуре Красноярска (включающая в себя такие работы, как «Часовня на Караульной горе», «Храм Рождества Христова», «Никольский храм-памятник жертвам политических репрессий»), не только реалистически воспроизводит многообразие архитектурных построек Красноярска, но и передает их символическое значение, место в жизни города и края.

В работах Веры Евгеньевны можно увидеть неординарный подход к изображению привычных сюжетов из городской жизни («Скоро Новый год»), а также удивительные пейзажи потайных уголков Красноярска и Красноярского края («Зимний Енисей», «Лунная дорожка»). Художник на высоком профессиональном уровне работает в сложной, малораспространенной в Сибири технике акварели, а также пастели и станковой графике.

Вход свободный.

 

14–15 февраля. Богослужения архиерейским чином в Сретение Господне и накануне

15 февраля, в Седмицу 38-ю по Пятидесятнице, Сретение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон совершит Божественную литургию в красноярском Воскресенском храме (ул. Светлова, 7/1).

Начало в 9.00.

Накануне, 14 февраля, архипастырь совершит Всенощное бдение в красноярском Покровском кафедральном соборе.

Начало в 17.00.

12 февраля. Литургия архиерейским чином в красноярском Трехсвятительском храме

12 февраля, в Седмицу 38-ю по Пятидесятнице, Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон совершит Литургию престольного праздника в красноярском Трехсвятительском храме (ул. Свердловская, 30а).

Начало в 9.00.

9–10 февраля. Богослужения архиерейским чином в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской и накануне

10 февраля, в Неделю о Закхее, Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской, Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон совершит Литургию престольного праздника в храме Новомучеников и исповедников Российских города Красноярска (ул. Академгородок, 50г/ст1).

Начало в 9.00.

Накануне, 9 февраля, Архипастырь совершит Всенощное бдение в красноярском Покровском кафедральном соборе.

Начало в 17.00.

Форум памяти святого Феодора Томского начался в Ачинске

1 февраля в Ачинске стартовал пятидневный православный форум «Феодоровские дни», приуроченный ко дню памяти святого праведного Феодора Томского (2 февраля), совершавшего на Ачинской земле свой подвиг благочестия. Целью форума является сохранение памяти о священномучениках Ачинского благочиния.

Как сообщает сайт aksobor.ru, первая встреча в рамках Форума прошла в городской юношеской библиотеке, ее гостями стали студенты и преподаватели Ачинского колледжа транспорта и сельского хозяйства. В кинозале «Современный взгляд» состоялся показ документального фильма «„Сибирский крест“: новомученики и подвижники благочестия Ачинской земли». Также, штатный священник Казанского собора города Ачинска протоиерей Сергий Пигасов побеседовал со зрителями на тему актуальности мученичества в современном мире.

Кроме того, 2 февраля, для паломников — прихожан ачинских храмов — отец Сергий совершил молебен с водоосвящением на источнике Феодора Томского в селе Красный Завод Боготольского района.

Добавим, что фильм «„Сибирский крест“: новомученики и подвижники благочестия Ачинской земли» создан по благословению Митрополита Красноярского и Ачинского Пантелеимона в рамках реализации одноименного проекта-победителя международного открытого грантового конкурса «Православная инициатива 2017–2018» от Издательского дома «Восточная Сибирь».

Духовенство Смоленской и Калужской митрополий оказывает помощь пострадавшим при ДТП в Калужской области

В связи с трагедией, произошедшей утром 3 февраля в Бабынинском районе Калужской области, свои соболезнования родственникам погибших и пострадавшим выразил митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор.

Пассажирский автобус, осуществлявший перевозку детей-участников танцевального коллектива из г. Ярцево в г. Калугу для участия в конкурсе, совершил съезд в кювет с последующим опрокидыванием. По предварительной информации пресс-службы УМВД России по Калужской области, в результате дорожно-транспортного происшествия погибли 7 человек, в том числе дети. Более 20 человек доставлены в медицинские учреждения Калужской области.

«Выражаю искренние соболезнования всем, кто пострадал в этой страшной автокатастрофе, их близким и родственникам. Возношу ко Господу сердечные молитвы об упокоении погибших, исцелении пострадавших, утешении и укреплении тех, кто потерял в этой трагедии своих родных», — отмечается в тексте соболезнования.

3 февраля состоялось экстренное заседание Епархиального совета Смоленской епархии, которое возглавил митрополит Исидор. В работе заседания приняли участие руководители епархиальных отделов: по религиозному образованию и катехизации — протоиерей Василий Мовчанюк, по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ — протоиерей Валерий Рябоконь, по социальному служению и церковной благотворительности — иерей Дионисий Давыдов. На совещании обсуждались вопросы взаимодействия с Калужской митрополией по вопросам оказания совместной помощи и поддержки пострадавшим смолянам и их родственникам.

В тот же день члены Епархиального совета во главе с митрополитом Исидором выехали в Калужскую область. В ходе поездки планируется совершение богослужений в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Калуга и на месте трагедии, а также посещение пострадавших, которые в настоящее время находятся в больницах города Калуги и Юхнова. «Молитвенная поддержка, совершаемая в эти часы и дни, будет нашим христианским свидетельством поддержки всех, кого затронуло это несчастье», — заявил смоленский архипастырь, призвав духовенство и мирян Смоленщины духовно поддержать родственников погибших и пострадавших».

В настоящее время жители города Ярцево приходят к храму в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», приносят цветы, зажигают лампады и свечи в память о погибших, молятся о здравии пострадавших. В 18.00 священнослужители Ярцево совершили молебен и панихиду в храмах города. Ежедневные богослужения в течение 40 дней будут проходить во всех храмах Смоленской епархии.

Как отметил в официальном заявлении  руководитель епархиального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ протоиерей Валерий Рябоконь, «все близкие и родственники погибших и пострадавших в автокатастрофе могут обратиться за духовной поддержкой в Смоленскую епархию. Получить помощь можно, позвонив в отдел Смоленской епархии по социальному служению и церковной благотворительности (тел. 67-97-77; 8-910-785-97-77), а также обратившись к священнослужителям Ярцевского благочиния Смоленской епархии протоиерею Олегу Козловскому (тел. 8-910-721-89-01) и священнику Антонию Тонковичу (тел. 8-961-013-58-98)».

Православная неделя с 4 по 10 февраля: Григорий Богослов, Ксения Петербургская и Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской

Сайт kerpc.ru знакомит читателей с праздниками Православной Церкви. 4 – 10 февраля — седмица 37-я по Пятидесятнице.

6 февраля — день памяти блаженной Ксении Петербургской

Блаженная Ксения родилась между 1719 и 1730 годами. О родителях ее, о детских и отроческих годах ничего не известно. Знаем мы, что отца блаженной звали Григорием.

По достижении совершеннолетия Ксения вступила в брак с придворным певчим Андреем Федоровичем Петровым, состоявшим в звании полковника. Но недолго суждено было молодой чете наслаждаться семейным счастьем: двадцати шести лет от роду Ксения осталась вдовой. Муж ее скончался внезапно.

Это трагическое событие изменило жизнь молодой женщины. Она была глубоко потрясена тем, что ее муж скончался без должного христианского приготовления и не успел принести покаяние. Ксения решила, что подвигом жизни она вымолит у Бога прощение прегрешений раба Божиего Андрея.

В день похорон мужа Ксения Григорьевна надела его одежду и всем, обращавшимся к ней с соболезнованиями, говорила, что умер не Андрей Федорович, а умерла его супруга Ксения Григорьевна. С этого момента она действительно умерла для мира, приняв на себя тяжелейший подвиг — подвиг юродства Христа ради.

Родные и знакомые ее полагали, что молодая вдова лишилась рассудка из-за свалившегося на ее плечи горя. Подозрения их окончательно утвердились, когда Ксения решила раздать имущество, доставшееся ей в наследство от мужа. Так, она подарила свой дом, находившийся в приходе церкви св. ап. Матфея на Петербургской стороне, своей знакомой Параскеве Антоновой. Та не хотела принимать этот дар и даже просила родственников Ксении со стороны мужа уберечь ее от такого поступка. Родственники обратились к начальству покойного Петрова, влиятельные люди беседовали со вдовой, нашли ее в совершенном рассудке и решили, что она вполне может распоряжаться своим имуществом.

Отныне она не имела постоянного места жительства. Днем она бродила по городу, в основном по Петербургской стороне, возле церкви ап. Матфея, а ночью уходила за город, в поле — и всю ночь молилась. Так ее однажды и застали горожане, заинтересовавшиеся ночными исчезновениями блаженной. Редко оставалась она ночевать в домах знакомых ей благочестивых женщин.

Блаженная Ксения с необычайной кротостью сносила все издевательства и оскорбления, которые ей нередко доводилось переносить. Особенно докучали ей уличные мальчишки, на злобные выходки которых она не обращала внимания. Лишь однажды, когда жители уже стали почитать ее за угодницу Божию, им довелось увидеть блаженную в страшном гневе. Обнаглевшие сорванцы не удовольствовались обычными оскорблениями, а стали бросать в Ксению комьями земли. После этого случая горожане стали оберегать блаженную Ксению и положили конец преследованиям со стороны мальчишек.

Когда костюм Андрея Федоровича истлел и распался, святая облачилась в лохмотья. Когда ей предлагали в виде подаяния одежду, она отказывалась. Брала лишь красную кофточку и зеленую юбку (или наоборот), вероятно, в память о цветах форменной одежды мужа. Милостыню денежную она также избегала брать. Принимала только «царя на коне» — медные копейки, которые тут же раздавала беднякам.

В эти годы на Смоленском кладбище строилась новая каменная церковь во имя Смоленской иконы Божией Матери. Рабочие, трудившиеся на строительстве храма, стали замечать вдруг странные вещи. За время их отсутствия ночью кто-то носил кирпичи на леса строящейся церкви. А когда они решили узнать, кто этот добровольный помощник, то увидели, что это блаженная Ксения трудится по ночам, перетаскивая кирпичи на леса.

За великие подвиги Господь удостоил блаженную Ксению дара прозорливости. Так, она предсказала время кончины императрицы Елисаветы Петровны и юного императора Иоанна Антоновича, помогла одной девице избежать брака с беглым каторжником, выдававшим себя за убитого им полковника. Жители Петербургской стороны замечали, что если блаженная возьмет на руки больное дитя или благословит его, оно непременно выздоровеет. Если возьмет какую-нибудь мелочь из лавки купца — торговля будет успешной. Если она зайдет в дом, то в доме будут царить мир и согласие.

Однажды она сказала своей старой знакомой Параскеве Антоновой, той самой, которой подарила дом, чтобы та немедленно шла на Смоленское кладбище: «Вот ты тут сидишь да чулки штопаешь, а не знаешь, что тебе Бог сына послал!».

Параскева в недоумении пошла в сторону кладбища и вдруг увидела толпу народа. Оказалось, что экипаж задавил насмерть беременную женщину, которая успела перед кончиной разрешиться от бремени мальчиком. Параскева взяла его себе, и так как не могла нигде отыскать отца младенца, усыновила его. Воспитанный ею приемный сын почитал ее как мать и в старости берег покой Параскевы, которая благодарила блаженную за великую радость.

Блаженная Ксения несла подвиг добровольного безумия 45 лет и скончалась около 1803 года. На могиле ее (на Смоленском кладбище) была со временем воздвигнута каменная часовня, которая и по сей день служит одной из святынь Петербурга, привлекающей многочисленных богомольцев.

После многолетнего народного почитания блаженная Ксения Петербургская, Христа ради юродивая, была причислена к лику святых в 1988 году на Поместном Соборе Русской Православной Церкви.

7 февраля — день памяти святителя Григория Богослова

Святой Григорий Богослов (326-389 гг.) был сын Григория (впоследствии епископа Назианского) и Нонны, женщины высоких нравственных правил. Еще до рождения сына она обещала посвятить его Богу и употребила все старания, чтобы склонить его волю на служение Господу. Воспитание, данное ему матерью, святитель Григорий почитал самым для себя важным. При выдающихся способностях св. Григорий получил прекрасное образование: он учился в школах Кесарии Палестинской, где была богатая библиотека, собранная мучеником Памфилом, в Александрии, где изучал творения Оригена, и, наконец, в Афинах, где в особенности сблизился со св. Василием Великим, с которым знаком был несколько ранее и дружбу с которым считал полезнее самой высшей школы. У святых друзей в Афинах была одна комната, один образ жизни; им были знакомы только две дороги: одна вела в храм Божий, другая — в училище. В Афинах св. Григорий познакомился с Юлианом (по прозванию «Отступник», который, став императором, отрекся от христианства и пытался было возродить язычество в Римской империи (361–363 гг.)) и оставил живое изображение этого злого и коварного врага Церкви. В возрасте 26 лет св. Григорий принял Крещение.

После возвращения на родину св. Григорий долгое время уклонялся от занятия какой-либо общественной должности. Размышление о Боге, молитва, чтение слова Божия, писание вдохновенных слов и песней и служение престарелым родителям были его занятием. Некоторое время он провел с другом своим Василием в его пустыни и это время почитал самым счастливым в жизни. Отец его, бывший уже епископом, нуждаясь в помощнике, вызвал его из Васильевой пустыни в Назианз и рукоположил во пресвитера. Уже этот сан так устрашил Григория высотой и тяжестью сопряженных с ним обязанностей, что он удалился в уединение пустыни. Успокоив там волнение духа, он вернулся к отцу и принял на себя священническое служение, утешаясь, что он, служа Богу, помогает и престарелому родителю в его заботах о пастве.

Между тем друг его, Василий Великий, уже достиг высокого сана архиепископа. Желая иметь преданного и просвещенного помощника в управлении обширной областью, св. Василий предложил Григорию место главного протопресвитера при своей кафедре, но св. Григорий уклонился от принятия этой почетной и влиятельной должности. Через некоторое время после этого состоялось посвящение Григория в епископа города Сасима по тайному соглашению архиепископа Василия с отцом Григория. Видя в этом волю Божию, он принял священное рукоположение, но отказался от принятия самой должности и в качестве соправителя (викария) продолжал служить своему родителю и пастве назианзской. В 374 году скончался престарелый родитель Григория, а вслед за ним — и мать его. Святой Григорий продолжал некоторое время труд отца по управлению Назианзской церковью, но сильно заболел. Выздоровев, он удалился в уединенную обитель, где в посте и молитве пробыл около трех лет.

Но великий светильник не мог укрыться в монашеской келии. Избранный православными епископами и мирянами на престол архиепископа в Константинополе, он прибыл туда в эпоху самого сильного владычества ариан, когда ими были захвачены все храмы в столице. Св. Григорий остановился в доме своих знакомых. Одну из комнат обратил в храм, назвав ее «Анастасией», что значит «воскресение», с надеждой, что здесь воскреснет Православие, и начал проповедовать. Ариане засыпали его насмешками и ругательствами, бросали в него камнями, подсылали к нему тайных убийц. Но народ узнал своего истинного пастыря и стал тесниться к его кафедре, «как железо льнет к магниту» (по выражению св. Григория). Сильным своим словом, примером своей жизни и пастырским усердием он побеждал врагов Церкви. Люди в огромном количестве стекались со всех концов послушать его вдохновенные проповеди. Слушатели волновались около его кафедры подобно бурному морю, громко выражали знаки одобрения рукоплесканиями и восклицаниями, а скорописцы увековечивали его слова. Ежедневно тысячи людей из ереси возвращались к Православной Церкви.

Наконец, уже после воцарения православного императора Феодосия (379–395 гг.) упорствующие ариане были изгнаны из храмов столицы. Когда обнаружилась ересь Македония (Македоний отрицал Божество Святого Духа), святой Григорий боролся против нее и принимал живое участие в заседаниях Второго Вселенского Собора. Совершив свой подвиг, он отказался от Константинопольской кафедры, сказав: «Прощай, кафедра, — это завидная и опасная высота!» Святой Григорий удалился в родное селение Арианз, близ Назианза, и здесь в строгих аскетических подвигах провел последние годы своей жизни.

За свои замечательные богословские творения св. Григорий получил от Церкви почетное наименование Богослова и вселенского учителя, а за способность проникать мыслью до самых глубоких тайн веры и выражать непостижимые ее истины с прозрачной ясностью и строгой точностью Церковь в одной из молитв называет его умом самым высоким. Проповеди его насыщены такой поэзией, что многие фразы из них были использованы (св. Иоанном Дамаскиным и другими) для праздничных песнопений. Нетленные частицы мощей св. Григория до сих пор источают дивное благоухание.

В Константинополе долго происходили споры о том, кому из трех святителей следует отдавать предпочтение. Одна часть людей превозносила святителя Василия (память 1 января), другая стояла за Григория Богослова (память 25 января), третья почитала святителя Иоанна Златоуста (память 13 ноября).

От этого среди христиан произошли церковные раздоры: одни называли себя василианами, другие — григорианами, третьи — иоаннитами.

По воле Божией в 1084 году митрополиту Евхаитскому Иоанну явились три святителя и, объявив, что они равны пред Богом, повелели прекратить споры и установить общий день празднования их памяти.

10 февраля — собор новомучеников и исповедников Церкви Русской

Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской празднуется 7 февраля (25 января), в случае совпадения этого числа с воскресным днем; в предшествующий этой дате воскресный день, если 7 февраля приходится на дни от понедельника до среды; в последующий этой дате воскресный день, если 7 февраля приходится на дни от четверга до субботы. Только в день празднования Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской совершается память святых, дата смерти которых неизвестна.

В этот день Святая Церковь совершает поминовение и всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову. Поминовение это совершается по определению Священного Синода Русской Православной Церкви от 30 января 1991 года на основании решения Поместного Собора 1917–1918 годов.

Жестокий и кровавый XX век стал особенно трагическим для России, потерявшей миллионы своих сынов и дочерей не только от руки внешних врагов, но и от собственных гонителей-богоборцев. Среди злодейски убиенных и замученных в годы гонений было неисчислимое множество православных: мирян, монахов, священников, архиереев, единственной виной которых оказалась твердая вера в Бога.

Прославление в лике святых сонма новомучеников и исповедников Церкви Русской на юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года, на рубеже тысячелетий, подвело черту под страшной эпохой воинствующего безбожия. Это прославление явило миру величие их подвига, озарило пути Промысла Божьего в судьбах нашего Отечества, стало свидетельством глубокого осознания трагических ошибок и болезненных заблуждений. В мировой истории еще не бывало такого, чтобы столько новых небесных заступников прославила Церковь (к лику святых причислены более тысячи новых мучеников).

Среди пострадавших за веру в ХХ веке — святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси, избрание которого произошло в Храме Христа Спасителя (1925); святые царственные страстотерпцы; священномученик Петр, митрополит Крутицкий (1937); священномученик Владимир, митрополит Киевский и Галицкий (1918); священномученик Вениамин, митрополит Петроградский и Гдовский; священномученик митрополит Серафим (Чичагов) (1937); ключарь Храма Христа Спасителя священномученик протопресвитер Александр (1937); преподобномученицы великая княгиня Елисавета и инокиня Варвара (1918) и целый сонм святых явленных и неявленных.

Владыка Пантелеимон: Любые испытания можно преодолеть с молитвой

3 февраля, по окончании Литургии в храме мученицы Татианы при КрасГАУ, Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон обратился к верующим с архипастырским словом:

— Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Братья и сестры! Верующему человеку не стоит бояться ничего, никаких угроз. Любые болезни и любые испытания можно преодолеть с молитвой на устах.

В сегодняшнем евангельском чтении (Лк. 18:35–43) мы слышали о том, как Спаситель исцелил слепого. Несчастный, как мы можем полагать, что-то слышал об Иисусе Христе, знал о чудесах, которые творил Господь, сам мечтал об исцелении. Узнав, что Он идет в Иерихон, слепой встал на дороге вместе с другими людьми, и криком стал взывать о помощи. «Иисус, остановившись, велел привести его к Себе: и, когда тот подошел к Нему, спросил его: чего ты хочешь от Меня? Он сказал: Господи! чтобы мне прозреть. Иисус сказал ему: прозри! вера твоя спасла тебя» (Лк. 18:40–42).

У слепца действительно раскрылись глаза, и он стал славить Христа. А залогом этого чуда была его вера. Вера — это особый дар, ни с чем не сравнимое свойство человеческой души. Веру в Бога нельзя сравнивать с убежденностью в, скажем, мудрости технического прогресса или правоте той или иной политической партии. Вера — это осознание присутствия Господа в нашей жизни. И по такой вере чудеса случаются и в наши дни: исцеляются больные раком, возвращаются с полей битв живыми и невредимыми участники боевых действий.

Каждый из верующих — обладатель особого дара. Он ведет к осознанию греха, к покаянию, к исправлению. Вера ведет человека к свету; она и есть свет.

ХХI век таит в себе много соблазнов, особенно для молодых людей. Юношам и девушкам порой и некогда подумать о вере, о красоте Божиего мира. Диавол внушает ложную мысль о скоротечности жизни, о том, что нужно успеть испытать как можно больше разных удовольствий, что после смерти человека ничего не ждет. Но мы-то, верующие, прекрасно знаем, что после земной кончины все важное как раз только и начнется!

Господь и заботится об этом: чтобы вера открывала нам, людям, путь к Его Царству. Вера умножает наши жизненные силы, питает нашу душу своей нескончаемой энергией. Не будет веры — придет разрушение, настанет Апокалипсис.

Вернемся же к евангельской истории об исцелении слепого. Интересно, а много ли было по-настоящему верующих в той толпе, что стояла вдоль дороги, по которой шел Иисус Христос? Почему исцеление получил именно тот незрячий? Ведь и сегодня нас, верующих, безбожники считают слепыми, живущими во мраке заблуждения. Они не могут признать, что именно мы храним правду о добре и зле, что живет среди людей — правду, порой горькую и не самую приятную. Но без этой правды не сможет жить все общество.

Любая вера спасает, помогает жить. Но только вера во Христа открывает вечную жизнь, счастье и радость. «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5:3). Плачущие — утешаются, ищущие — находят. И всякий раз, собираясь на Божественную литургию, мы знаем, что в Святой Евхаристии мы соприкасаемся со Христом, — с добром, с жизнью, вечностью. А это помогает нам и дальше жить в окружении скептиков и безбожников, оставаться солью этой земли, бороться с грехом и адом.

Аминь.