Последние публикации

«Белые пятна» и неудобные темы церковной истории Сибири ждут своих исследователей

Татьяна Рябинина

Гость программы «Время веры» на радио «Комсомольская правда» кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России Гуманитарного института СФУ Анна Дворецкая рассказала о сложностях и находках профессиональных историков.

В конце октября в Красноярске прошел Сибирский исторический форум, это самая крупная площадка за Уралом для профессионального общения историков. В этом году он прошел в 7 раз, но отдельная секция, посвященная православию, была впервые. Анна Павловна, почему она появилась, с чем это связано?

— В этом году форум был посвящен 400-летию Енисейска, а этот город — оплот православия в нашем регионе. У организаторов появилась идея поговорить о церковной истории. Впервые было признано, что она есть, а православие играло созидательную роль в укреплении государственной власти в Сибири. Историю Русской православной церкви необходимо изучать и осмысливать.

Вы назвали Енисейск оплотом православия, а епископы считали его «вредным городом»…

— Дело в том, что первый епископ посетил Енисейск только в 1824 году. Приходы, храмы и священники были, но управление ими осуществлялось на расстоянии. В Енисейск отправлялись священники образованные, грамотные, имевшие духовное образование. И, конечно, у них было свое видение, свой взгляд на работу с паствой. Епископ Никодим, который приехал в Енисейск в 1862 году, оставил очень интересную характеристику, что православие безукоризненное, а священники с гонором, но очень образованные. Отсюда и название Енисейска как «вредного города», который слабо подчиняется церковной власти и у него есть свои традиции. И эти локальные особенности сохранялись вплоть до конца 19 века.

Православие Сибири входит в сферу ваших научных интересов, какой период истории изучен меньше всего и с чем это связано? Будут ли ликвидированы эти «белые пятна» или они останутся?

— Лет 10 назад я бы сказала, что плохо изучена церковная история Сибири первой половины 20 века. На сегодняшний день появилось много работ, в том числе фундаментальных. Постепенно это «белое пятно» исчезает, но есть отдельные темы, которые считаются неудобными и их изучают, в основном, светские историки. Например, участие духовенства в Гражданской войне на той или другой стороне. Эта часть истории вызывает большие споры. А есть очень интересные, но тоже неоднозначные темы, например, церковь и Лев Толстой, который был очень популярен в Сибири. На данный момент, как ни странно, очень слабо изучена вторая половина 20 века.

Казалось бы, живы участники и свидетели и этот период все еще остается «белым пятном»?

— Да. Очевидцы есть, но они не оставили документов и воспоминаний. Как историк я понимаю, исследование этого периода, скорее всего, не будет объективным, слишком мало времени прошло. Люди будут оценивать одни и те же события с разных позиций. Но если мы сейчас эти свидетельства церковной истории не соберем, потом будет поздно и этот период останется «белым пятном».

— В этом году в краевой библиотеке в рамках Гуманитарного лектория вы прочитали лекцию «Красные священники» в годы Гражданской войны». Почему эта тема?

— Я сейчас изучаю этот период и, в том числе, отношение населения Сибири к смене многочисленных властей того времени. Меня интересует, осознанно ли эти люди принимали ту или иную сторону. Очень часто думают, что их несло по ветру как «щепки». Мне кажется, мы недооцениваем наших предков. Они делали свой выбор. Я пытаюсь разобраться, хорошо ли, что священники участвовали в военных конфликтах красных и белых? Можно ли нарушать заповеди, даже если это переломные моменты истории? Какими они были, священники, перешедшие на сторону красных, что ими двигало? Ведь мотивы их поступков не очевидны.

— Подготовка к 400-летию Енисейска, а к этой дате готовились и историки, показала, что достоверных сведений не так уж и много и даже с датами основания монастырей и храмов сложно разобраться. В чем причина и удалось ли навести порядок в документах и событиях?

— Мы занимались периодом с 1861 по 1917 год. Это очень сложный для Енисейска период. С одной стороны, это упадок, с другой – сохранялся высокий уровень культуры, город оставался центром православия. Мы выделили три места, вокруг которых концентрировалась жизнь енисейцев: семья, общество и приход. И начали воссоздавать историю приходов как сообщества людей, которые находятся в церкви. Документов мало, пожар 1869 года, который енисейцы называют Великим, их уничтожил. Пришлось поднять много источников и реконструировать события, поскольку источники часто противоречат друг другу и все они – подлинные, то есть заслуживают доверия. И тут многое зависело от того, как мы будем интерпретировать эти источники. Мы нашли статьи енисейского священника Николая Малахова и по ним установили ряд дат, связанных с созданием приходов, с ремонтами церквей, потому что он пользовался теми документами, которые сгорели во время пожара. Источниками стали воспоминания, мемуары, записки Кытманова, Миндаровского – это очень уважаемые енисейцы. Еще один важный источник — мемуары Степана Востротина. Он писал их в эмиграции, они хранятся в архиве Российской академии наук, до них никто из исследователей не дошел, а там очень интересно описаны некоторые события: как енисейцы справляли Рождество, Пасху.

Удалось восстановить биографии 33 священников. Что сделала лично я – полностью восстановила внутренний облик всех енисейских церквей. Эту работу никто не делал. На сегодняшний момент искусствоведы восстановили только описание тех иконостасов, которые уцелели. Я брала старые описи имущества, клировые ведомости, статьи Николая Малахова и реконструировала внутренне убранство храмов вплоть до того, какие были иконы и в каком порядке они располагались.

— Вы упомянули записки Миндаровского, написанные более ста лет назад. К юбилею Енисейска они изданы. Как вы считаете, насколько это интересно людям в 21 веке?

— Знать, как жили, думали и чувствовали наши предки, — это очень интересно. Это не только любопытно, но и важно для профессиональных историков. Сейчас бум интереса к мемуарам, различным интервью прошлых лет, к тому, что называется устной историей. Записки Миндаровского — очень редкий источник, по сути, единственный по советскому периоду истории Енисейска. Таких записок почти не сохранилось, люди были репрессированы, переезжали с места на место, боялись хранить такие документы. А этот человек нашел в себе мужество и все записывал. Это был его взгляд. Взгляд образованного и умного человека. Удивительно, что оценки, которые он давал тогда, сейчас есть в современной научной литературе.

А В ЭТО ВРЕМЯ

После Сибирского исторического форума в КИЦ «Успенский» продолжает работу археологическая выставка «Енисейск. Перекрёсток сибирских дорог». Здесь представлена коллекция экспонатов, найденных на территории раскопок Саянского и Красноярского острогов, российские монеты XVII-XVIII веков.

НАША СПРАВКА

Михаил Прокопьевич Миндаровский родился в 1862 году в Енисейске. До 1917 года был гласным Городской Думы и секретарем городской управы, публицистом и общественным деятелем. В свободное от работы время писал статьи, доклады, был постоянным корреспондентом сибирских журналов и газет. «Расхищение и можно сказать полное уничтожение в 1920 году архивов городских учреждений, натолкнуло меня на мысль заняться составлением своих записок и воспоминаний с целью сохранения для будущих поколений», — так он объясняет свое намерение описывать события в Енисейске.

Вот только один эпизод, свидетельствующий об отношении новой власти к религии в 30-е годы 20 века: «Война с религией началась с первых дней 1920 года, и здесь в Енисейске первое насилие нанесено ей изъятием церковных ценностей в 1922 году как действием, проведенным во всероссийском масштабе. В следующем году в первомайские празднества наглая насмешка над народною совестью устроена была над могилою чтимого простым народом старца Даниила. Могила была разрыта, кости разбросаны на земле и сфотографированы, а череп передан в музей. При ликвидации женского монастыря снесена была и каменная часовня над прахом этого старца. Глумления над религиозными чувствами верующих в виде хулиганских уличных карнавалов, вторжений молодежи в церковь во время пасхальных и рождественских богослужений стали особенно проявляться с 1923 года

Умер Ленин, торжественно похоронили, как обыкновенно хоронят всех выдающихся или гениальных людей, и делу конец. Однако хоронили не просто, а с древнеязыческою обрядностью бальзамирования, устроили склеп на подобие царских усыпальниц, а затем открыли паломничество на поклонение его праху подобно мощам. Кто знает, быть может, мы явимся свидетелями признания его новым Христом».

Епископ Никанор: «Хочется, чтобы Минусинск как и прежде, засиял красотой, созданной нашими предками»

Владыка Никанор
 Татьяна Аронова
В 2023 году этот город будет отмечать 200-летний юбилей. Как идет подготовка к этому событию, сегодня рассказывает епископ Минусинский и Курагинский Никанор.

Владыка, летом этого года создан оргкомитет по подготовке к юбилею Минусинска. Будет ли Вы принимать участие, и что будет сделано для православия?

— Я включен в состав оргкомитета, прошло два заседания, на которых, помимо технических моментов, определяется, какие объекты будут реставрироваться, в каком объеме. Это имеет большое принципиальное значение. От Минусинской епархии заявлено два объекта религиозного назначения, это Вознесенский собор, построенный в 1908 — 1911 годах, который, к сожалению, сейчас находится в плачевном состоянии и Спасский кафедральный собор Минусинска, также предполагается разместить Духовно-просветительский центр Минусинской епархии в здании бывшей типографии.

Епархия сама определяла эти объекты?

— Мы направили письмо губернатору краю Александру Уссу, и просили его включить именно эти объекты, мы немного больше подавали, но Сретенский храм на старом кладбище в список не вошел.

Что пригодится вам из опыта реставрации Енисейска, и как Вы оцениваете тот результат, который получился?

— Я был переведен в Енисейск и назначен наместником Спасского монастыря в 2008 году, в самом начале реставрации. Храмы находились в плачевном состоянии. В Богоявленском соборе осталась только часть трапезной и колокольня, остатки стен Троицкого собора были подперты бревнами, чтобы они не развалились окончательно. А сейчас, после колоссальной проделанной работы, все это выглядит совсем по-другому, радует глаз, сейчас каждый видит духовное богатство города. Неслучайно владыка Пантелеимон назвал Енисейск Сибирским Иерусалимом. Но в Енисейске программа реставрации была рассчитана на 10 лет, она больше по объему, чем в Минусинске. К тому же там было федеральное финансирование и краевое.

Сейчас другие условия. Но енисейский опыт важен тем, что позволяет учесть какие-то недочеты. Надеюсь, все получится, и Минусинск вновь засияет той красотой и мощью, которая была заложена здесь нашими предками. Хочется, чтобы их наследие радовало глаз, и не нужно было стыдливо отводить взгляд от руин. Опыт Енисейска важен не только для Минусинска, потом будет 400-летие Красноярска, и край нарабатывает практику восстановления, реставрации причем, своими силами! Например, уникальный иконостас Спасского монастыря был восстановлен практическим из кучи дров. Я, когда пришел, увидел штабеля старых досок. Потребовалось много сил, чтобы привести его в то великолепное состояние, в котором он сейчас находится. Мы работали с четырьмя губернаторами! Начинали с Хлопониным, продолжили с Кузнецом и Толоконским, а заканчивали реставрацию с Александром Уссом. И сейчас восстановленный иконостас – великолепный пример старинного сибирского искусства, таких в Сибири всего два: в Иркутске и теперь в Енисейске. Надеюсь, и Минусинск к юбилею города изменится так же сильно.

Фото: Александр ХЛАМОВ

— Спасский собор — сердце Минусинска, он действующий и в довольно неплохом состоянии. Что там, по-вашему, нужно сделать?

— Он закрывался на непродолжительное время и, действительно, сохранился неплохо. Есть фотографии, по которым мы можем сравнить, каким он был и как выглядит сейчас. Мы следим за его состоянием, но нужны ремонт крыши, фасада, другие косметические работы. Кстати, здесь когда-то были золотые купола и золотые кресты, кованая ограда. Сейчас идет подготовка к разработке научно проектной документации надеемся, что все наши пожелания будут учтены.

Енисейск всегда славился колоколами, были в этом городе и уникальные. Удалось ли во время реставрации вернуть городу голос и будет ли он у Минусинска?

— Колокола были заказаны в лучших мастерских России, причем, для всех соборов Енисейска, и практически идентичны тем, которые были раньше. У Енисейска появился свой голос, прекрасный! На всех храмах есть колокола. Надеюсь, в Минусинске это тоже будет. Объем реставрационных работ пока определяется.

Вас, с таким опытом участия в реставрационных работах, после Енисейска и Минусинска снова отправят куда-нибудь готовиться к юбилею?

— Я монах, давал обеты послушания, благословением Священного Синода и Святейшего Патриарха мне определено возглавить Минусинскую епархию и здесь очень много нужно сделать для возрождения Православия. Пока Господь дает силы, я буду трудиться на Минусинской земле.

— В последних числах прошлого года, 28 декабря, произошло очень значимое событие для верующих юга Красноярского края: восстановлена Минусинская епархия. Получается, вы — первый епископ Минусинской епархии?

— Не совсем так. Перед революцией 1917 года были попытки создать Минусинскую епархию. В «Енисейских епархиальных ведомостях» можно найти упоминание о том, что уже подбирали здание для архиерея. После революции епископом Минусинским и Усинским был владыка Димитрий Вологодский, мученик, исповедник, которого чтят минусинцы, приходят на его могилу. Архиепископ Димитрий очень многое сделал для Церкви и ее сохранения в 20-30-е годы прошлого столетия. Несколько раз был арестован, прошел ссылку и тюрьмы, а в 1937 году был замучен, убит. Знаю, что собирались документы для его канонизации. Как только выясним, где они и в каком состоянии — обязательно продолжим работу по прославлению святителя Димитрия. Я после него стал вторым епископом, почти через сто лет.

— Как вам Минусинск? Понравился город?

— Это для меня родная земля, я 10 лет был настоятелем храма Святой Евдокии в деревне Сизая. Священников знаю, территорию тоже, знаком со многими прихожанами.

— После назначения вы успели побывать во всех храмах?

— Практически во всех. Встречаюсь с прихожанами, вместе определяем, что нужно сделать. Объем работы, конечно, большой, многое предстоит восстановить и создать не только в Минусинске. Во многих районах епархии нужны и новые храмы, и священники, нужно развивать общины, чтобы они были активные, живые, чтобы люди видели возрождение православия. Православие – это не только прийти в храм и поставить свечку, это проповедь Христа. По всей территории епархии нужна большая миссионерская работа, чтобы человек приходил в храм и находил ответы на все свои вопросы.

Когда мое поколение пришло в Церковь, мы нашли свободу. Это было что-то нереальное, это был другой мир. Я был тогда молодым человеком, и для меня это был глоток воздуха, чистой воды, и потом уже не хотелось с этим расставаться. И сейчас хочется, чтобы люди приходили в храм и обретали веру, укреплялись духовно. И чтобы здесь они спасались от суеты, проблем, чувствовали Божью благодать, наполняли свою душу добром и любовью, которые нам дарит Господь.

Православная неделя с 11 по 17 ноября: cвященномученик Иоанн (Кочуров), бессребреники Косма и Дамиан и Шуйская икона Божией Матери

Сайт kerpc.ru знакомит читателей с праздниками Православной Церкви. 11–17 ноября в 2019 году — седмица 22-я по Пятидесятнице.

13 ноября (31 октября по ст.ст.). День памяти священномученика протоиерея Иоанна Царскосельского, Петроградского (1917).

Протоиерей Иоанн Кочуров стал первым священнослужителем Русской Церкви, принявшим мученическую смерть от безбожников в годы братоубийственной смуты.

В те дни в окрестностях Петрограда шли бои между сторонниками и противниками революции. Царское Село, где нес служение отец Иоанн, захватили красногвардейцы. Безбожники бездоказательно обвинили священника в том, что он помогал контрреволюционерам, предали издевательским пыткам и расстреляли на глазах у родных.

46-летний протоиерей Иоанн Кочуров, по воспоминаниям очевидцев, был незаурядной личностью: блестяще эрудированный, истовый проповедник, яркий миссионер. Он долгое время нес служение в США, где благодаря его усилиям несколько десятков инославных приняли Православие и построили первый православный храм в городе Чикаго. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Тихон, лично знавший убиенного, писал его вдове: «Храним в сердце твердое упование, что украшенный венцем мученичества, почивший пастырь предстоит ныне Престолу Божию в лике избранников верного стада Христова». Спустя 77 лет слова святителя претворит в жизнь Архиерейский собор Русской Православной Церкви.

14 ноября (1 ноября по ст.ст.). День памяти бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Азийских и матери их преподобной Феодотии (III).

Эти святые почитаются не только православными, но и христианами других конфессий, как небесные покровители врачей. Братья Косма и Дамиан жили в III веке в Малой Азии, принадлежавшей тогда Римской империи. Родители-христиане воспитали детей в благочестии и отдали их в обучение одному известному лекарю. Ученики превзошли учителя: слава об их искусстве и необычайных исцелениях разошлась по многим городам и селениям. Тем не менее, сами Косьма и Дамиан не считали себя великими, отказываясь даже брать плату с исцеленных.

Известно только, что лишь однажды святой Дамиан принял три яйца от одной спасенной им христианки: «Во Имя Святой Живоначальной Троицы — Отца, Сына и Святого Духа». Услышав имя Троицы, бессребреник не посмел отказаться.

Интересно, что предание Церкви знает еще две пары братьев-святых с такими же именами, живших примерно в то же время: Косму и Дамиана Римских и Аравийских.

15 ноября (2 ноября по ст.ст.). Празднование иконе Божией Матери «Одигитрия» Шуйская

Эту икону также называют Шуйско-Смоленской. Образ был написан в середине XVII века, когда в Русском царстве свирепствовала эпидемия чумы («моровой язвы»).

В течение нескольких дней с момента принесения иконы в шуйский Воскресенский храм люди стали целыми семьями посещать каждое богослужение. По преданию, горожане истово молились перед Шуйско-Смоленской иконой Небесной Царицы и только после этого чума стала отступать, сначала среди прихожан Воскресенского храма, а затем полностью покинула город.

Грамота со свидетельством о более чем ста исцелениях была отправлена в Москву — царю и Святейшему Патриарху. Шуйский образ Пресвятой Богородицы стал почитаться в западнорусских землях как чудотворный, спасающий от болезней, моров и оберегающий на войнах.

Владыка Пантелеимон: Зло искореняется только Законом Божиим

10 ноября, по окончании Литургии в красноярском храме святого Феодора Тирона, митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон обратился к верующим с архипастырским словом:

— Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Дорогие мои братья и сестры. Нам, верующим православным, приходится жить в очень непростых условиях. И так было всегда.

В сегодняшнем Евангелии мы читали как Господь показывает нам, что делают люди для того, чтобы погубить себя, свои души и своих детей. Рассказ очень непростой: Господь проходит мимо селения, которое занималось свиноводством. Этих животных пасли пастухи, с чего и жили.

А рядом были погребальные пещеры, где оставляли тела покойных. И в тех пещерах жил человек, одержимый бесами. Его ловили, заковывали в цепи, но он всякий раз разрывал их и возвращался в пещеры. И люди боялись ходить мимо этого места.

Узнав о том, Иисус Христос направился к бесноватому. И увидев Спасителя, демоны в этом человеке закричали: «Что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? Заклинаю Тебя Богом, не мучь меня! И Иисус сказал: выйди, дух нечистый, из сего человека. И спросил его: как тебе имя? И он сказал в ответ: легион имя мне, потому что нас много. И много просили Его, чтобы не высылал их вон из страны той. Паслось же там при горе большое стадо свиней. И просили Его все бесы, говоря: пошли нас в свиней, чтобы нам войти в них. Иисус тотчас позволил им. И нечистые духи, выйдя, вошли в свиней; и устремилось стадо с крутизны в море, а их было около двух тысяч; и потонули в море» (Мк. 5:8–13).

Жители селения, увидев это, вышли и попросили Господа уйти, потому что они жили торговлей свининой, а Иисус уничтожил их труды. Бесноватый же был здоров.

Чему же нам, людям XXI века, поучиться в этой притчи? Бесы — это реальная духовная сила. Целыми тысячелетиями она стремилась к тому, чтобы люди потеряли веру в себя и в Бога. Они убивают людские разум и волю, и только сила Духа Святого способна защитить от них. И Господь в этой притче показывает свою власть над демонами.

Сегодня мы освящали эти прекрасные иконы, зная, что они будут помогать врачеваться человеку от темных сил. Ведь они есть и в наше время. Но миллионы людей не признают этого, одурманенные алчным азартом лжи, как и те владельцы свиней из притчи. Свиньями, идущими к погибели, теперь являются люди, которые добровольно впускают в себя законы диавола, убивающие их и их детей.

Вина в этом лежит на тех, кто сеет этот обман. И если в те времена, когда Господь Иисус Христос проходил мимо того селения, была цель — показать силу Божию, его присутствие среди людей на Земле — то в XXI веке цель показать это «свиное» житие. Сегодня людям сложно воспринять имя Божие. Стараясь бороться за правду, за истину, никак не поймут, что зло искореняется только Законом Божиим, благодатью Духа Святаго. А для этого должна быть вера.

Опасаясь темной силы, мы должны опасаться и грешной жизни, которая открывает дорогу к погибели и к горькой чаше. А вера приводит нас к ангелам, спасению и вечной жизни.

И пусть поможет нам Господь Иисус Христос всегда иметь силу против греха и ада, а благодать Духа Святаго благословит и сохранит наши жизни и наши души, и приведет нас к спасению на Земле и в вечности.

Аминь.

Архипастырь возглавил Литургию в красноярском храме великомученика Феодора Тирона

10 ноября, в Неделю 21-ю по Пятидесятнице, день памяти Параскевы, нареченной Пятница (III), митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон возглавил Божественную литургию в храме великомученика Феодора Тирона красноярского Никольского храмового комплекса.

Его Высокопреосвященству сослужили: руководитель Административного секретариата Красноярской епархии, настоятель Покровского кафедрального собора города Красноярска митрофорный протоиерей Владимир Дорош; исполняющий обязанности секретаря Красноярской епархии, благочинный церквей Левобережного городского округа Красноярска, наместник красноярского Успенского мужского монастыря игумен Иннокентий (Нилов); благочинный больничных храмов Красноярска, настоятель красноярских храмов великомученика Димитрия Солунского и апостола Андрея Первозванного иерей Виталий Вальтер; председатель Епархиального отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами, настоятель красноярских Феодоровского храма и Никольского храма-памятника жертвам политических репрессий протоиерей Иоанн Боев; штатные священнослужители красноярских Покровского кафедрального собора и Феодоровского храма.

За Литургией пел хор храма великомученика Феодора Тирона.

По окончании богослужения владыка Пантелеимон обратился к верующим со словом проповеди.

Правящий архиерей: Стремитесь быть хорошими людьми

9 ноября, по окончании Литургии в красноярском домовом Александро-Невском храме, митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон обратился к верующим с архипастырским словом:

— Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Милые дети и их уважаемые наставники. Сегодня мы совершили церковную службу, которая дает человеку право на вечную жизнь, на спасение. Но от чего мы должны спасаться? От смерти, но не от смерти тела, а от смерти духа, от греха, губящего нас. А человек бессмертен, есть только жизнь. И жизнь может быть радостной: когда светит солнце, когда получаешь хорошие оценки, когда любишь родителей, когда появляется первая любовь. Но бывает и по-другому. Не у всех есть родители, не у всех есть возможность учиться в таких прекрасных школах.

Когда мы ложимся спать, мы думаем, что завтра будет новое утро. И мы ждем от него новой радости, обретения новых знаний. А у кого-то утро наступает со слезами и горестями, или не наступает вовсе, в том числе — и у детей. Почему так происходит и как на самом деле должна протекать жизнь у детей, подростков, взрослых? От чего бывают слезы, беды, предательство? От чего нападает лень? Кем мы станем в будущем? Это очень важные вопросы для каждого человека.

Что же сделать для того, чтобы наше будущее было светлым? Выполнять Заповеди Божии. Чему они учат? Делать добро, видеть в каждом человеке особое предназначение, искать в людях хорошее, уметь прощать. Тогда души ваши будут спокойны.

Исполняя заповедь о труде, человек достигает величия. Не важно, какой труд, главное, чтобы он был честным. Ради этого мы живем.

Завтра будет день памяти вашей покровительницы, святой Параскевы Пятницы. Она была из богатой семьи, ей не нужно было работать, чтобы прокормить себя. Но она сознательно выбрала труд, для того чтобы оставить после себя нечто доброе и хорошее.

Не стремитесь к величию, стремитесь быть просто хорошими людьми. Получайте знания, но учитесь отличать плохое от хорошего. Сохраняйте и преумножайте в себе добро, стремитесь к нему — и вы будете защищены от всякого зла. Вы будете следовать по пути к спасению и жизни вечной.

Аминь.

Митрополит Пантелеимон возглавил Литургию в домовом храме при красноярском кадетском корпусе

9 ноября, в седмицу 21-ю по Пятидесятнице, день памяти преподобного Нестора Летописца (1114), митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон совершил Литургию в домовом храме благоверного великого князя Александра Невского при Красноярском кадетском корпусе и женской Мариинской гимназии.

Его Высокопреосвященству сослужили: исполняющий обязанности секретаря Красноярской епархии, благочинный церквей Левобережного городского округа Красноярска, наместник красноярского Успенского мужского монастыря игумен Иннокентий (Нилов); благочинный больничных храмов Красноярска, настоятель красноярских храмов великомученика Димитрия Солунского и апостола Андрея Первозванного иерей Виталий Вальтер; настоятель Александро-Невского храма при Красноярском кадетском корпусе имени А.И. Лебедя митрофорный протоиерей Сергий Шачин; штатные священнослужители красноярских Покровского кафедрального собора и Александро-Невского храма.

За Литургией пел Архиерейский хор Покровского собора.

По окончании богослужения владыка Пантелеимон обратился к верующим со словом проповеди.

В свою очередь, одна из учениц Мариинской гимназии преподнесла правящему архиерею памятный подарок, сделанный вручную — макет часовни Параскевы Пятницы.

Правящий архиерей встретился с представителями патриотической общественности Красноярья

8 ноября в Архиерейском доме города Красноярска состоялось совместное заседание Красноярского краевого отделения Императорского Палестинского Православного Общества и краевого отделения общероссийской общественной организации «Офицеры России».

Встреча прошла под председательством главы Красноярской митрополии митрополита Красноярского и Ачинского Пантелеимона и председателя Красноярского краевого отделения ИППО, предводителя красноярского Дворянского собрания, председателя президиума краевого отделения «Офицеров России» полковника запаса Сергея Гонюхова.

Ключевой темой встречи стала роль общественности в духовно-нравственной и патриотической воспитательной деятельности в образовательных учреждениях Красноярья, в особенности — в кадетских корпусах.

Каждому юноше, который учится в кадетском корпусе, должно быть привито чувство жертвенной любви к Отчизне. Церковь молилась и молится, чтобы на земле не было никаких войн. Однако, если вдруг по диавольскому наущению недруг пойдет на нашу страну войной, то именно молодому поколению предстоит защищать Россию с оружием в руках. А чтобы юноши были готовы это сделать, их необходимо воспитывать в духе истинных ценностей, — сказал, в частности, Его Высокопреосвященство.

Отметим, что, в числе прочих, участникам встречи стали: член Общественной палаты Красноярского края Алексей Меньшиков, председатель Совета Общественной палаты Емельяновского района Нина Черняева и настоятель Михаило-Архангельского храма ЗАТО город Железногорск митрофорный протоиерей Анатолий Кизюн.

Архипастырь: Святого Димитрия Солунского своим небесным покровителем российская полиция избрала неслучайно

8 ноября, по окончании Божественной литургии в Димитриевском храме-часовне, митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон обратился к верующим с архипастырским словом:

— Братья и сестры!

Поздравляю вас с престольным праздником вашего прихода, днем памяти великомученика Димитрия Солунского. Он был совсем молодым человеком, юношей, который много лет назад принял страшные пытки и казнь, чтобы ценой своей жизни засвидетельствовать истинность веры во Христа.

Святой Димитрий жил в греческом городе Салоники во времена римского владычества — на рубеже III и IV веков. Он не был простолюдином: отец Димитрия был проконсулом тех земель. При этом семья их была христианской, и сына своего супруги тоже крестили. А после смерти своего отца Димитрий был назначен императором на освободившееся место.

Заняв эту ответственную должность, Димитрий не отрекся от Христа. Он спасал, как мог, единоверцев от гонений, сам проповедовал христианство среди горожан. Император Максимиан пришел в ярость, когда услышал об этом. Святого Димитрия арестовали, подвергли многим пыткам и затем казнили.

Но вера во Христа, в вечную жизнь и бессмертие оказалась у святого сильнее страха перед страданиями. Их он встретил как воин — Димитрий и был воин Христов. На месте его погребения в Салониках сейчас стоит прекрасный храм, а частицы мощей святого хранятся во множестве церквей по всему христианскому миру.

При жизни великомученик занимал важный должностной пост, следил за правопорядком в своем городе. Поэтому уже в наше время в России, когда стала возрождаться церковная жизнь, святого Димитрия избрали своим покровителем правоохранительные органы. Он так же, как и наша полиция, когда-то защищал своих сограждан от всякого рода смутьянов и разбойников.

И в этот день мы, верующие, молимся, чтобы Господь хранил наших полицейских, их родных и близких. И особую молитву мы возносим за тех стражей правопорядка, которые отдали свои жизни в этой вечной борьбе со злом.

Будем уповать на милость Божию и сохранение мира на земле, будем уповать на жизнь вечную в Царстве Небесном. Будем верить в то, что на планете нашей и в нашей стране будет меньше зла.

Аминь.

Владыка Пантелеимон совершил Литургию и крестный ход в день памяти великомученика Димитрия Солунского

8 ноября, в день памяти великомученика Димитрия Солунского (+306), митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон возглавил Божественную литургию в день престольного праздника в Димитриевском храме-часовне при МУ МВД России «Красноярское».

Его Высокопреосвященству сослужили: руководитель Административного секретариата Красноярской епархии, настоятель Покровского кафедрального собора города Красноярска митрофорный протоиерей Владимир Дорош; исполняющий обязанности секретаря Красноярской епархии, благочинный церквей Левобережного округа Красноярска, наместник красноярского Успенского мужского монастыря игумен Иннокентий (Нилов); благочинный больничных храмов Красноярска, настоятель красноярских храмов апостола Андрея Первозванного и великомученика Димитрия Солунского иерей Виталий Вальтер; штатные священнослужители красноярских Покровского кафедрального собора и Димитриевского храма-часовни.

За Литургией пел малый состав Архиерейского хора Покровского кафедрального собора.

В числе верующих в храме молились сотрудники МУ МВД России «Красноярское».

За ектенией были вознесены молитвенные прошения об упокоении сотрудников полиции, павших при исполнении служебного долга.

По окончании Божественной литургии митрополит Пантелеимон возглавил крестный ход вокруг храма и обратился к верующим с архипастырским словом.

Во внимание к трудам на благо Димитриевского храма архипастырь вручил благодарственное письмо прихожанину Вячеславу Качанкину.