Новости, Служение

1


В день великого двунадесятого праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня Владыка Антоний преподал пришедшим в Кафедральный собор свое архипастырское слово: «Сегодняшний праздник напоминает то, что произошло при великом равноапостольном царе Константине и царице Елене, когда благочестие народов — в первую очередь израильского, и далее греческого и других народов — уже достигло своей полнейшей победы над язычеством. С этим благочестием, а вернее благодатью, которую Бог посылал людям – а в самую первую очередь апостолам, Церковь действительно стала великой, значимой и особо спасительной.

И когда Господь посылал апостолов проповедовать, Он говорил: «…идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк.16:15). Начало этой проповеди положило и установление Словом Божиим, которое имело место еще перед Его Крестными страданиями, Церкви Святой и Таинства Божественной Евхаристии, когда, указав на хлеб и вино, в словах «сие есть Тело Мое» и «…сие есть Кровь Моя…» (Мк.14:22,24) Господь утвердил для нас спасительную Божественную Литургию. И люди восприняли, и люди глубоко вникли в Священное Писание — они глубоко понимали, что аще кто Крещение не примет – не наследует Царства Небесного, и аще кто не принимает Кровь и Плоть Христовы, т.е. не причащается и не подготавливается к Таинству, не исповедается, также не наследует Вечной Жизни.

Мы воспоминаем сегодня то великое событие, когда в Иерусалим собралось колоссальное количество народа, когда от земли, в которой лежал Крест Господень, исходили чудеса. Это явление славы Христа было за ради нашего спасения, потому что Крест и поругаем был, и был зарыт во земле и, казалось бы, навсегда уже был утрачен, но благодатью Божией и именно через Веру людей, которая уже окрепла, Крест был возвращен народу – был возвращен миру тогда уже, когда он знал Православие, когда он стоял в истинной вере. И Господь даровал людям эту радость, этот символ спасения вечного – символ, через который открывается Царство Вечной Жизни – Царство Небесное. И народ собравшийся настолько был велик, настолько было тесно, что не могли многие видеть Крест, потому что это было далеко для них. И тогда патриарх распорядился, чтобы Крест воздвизали – поднимали на четыре стороны света: на восток, откуда пришел Господь и спасение, на запад, потому что проповедь Божия распространилась уже и на запад, далее на юг – ведь везде, повсюду в дальнейшем созидалась Церковь , и на северную часть, что коснулось и нас с Вами, русских людей.

И когда Он был на Кресте, уже были первые христиане. А празднуемое сегодня великое событие –воспоминается нами для того, чтобы мы следовали тем, кто тогда был верен Христу. Кто был верен уже Церкви Божией, создаваемой апостолами, когда они своим благочестием проповедовали это спасительное явление Господа Иисуса Христа, и важность Креста, как символа спасения. Мы сегодня следуем тем, кто из всех национальностей и всех народов собрался тогда в Иерусалим, для того, чтобы приветствовать это величайшее событие — явление Воздвижения Креста Господня. И действительно, и Восток, и Запад, и Север, и Юг сегодня знают имя Христово и проповедуется оно во всем мире. Были сложные времена, когда диавол старался уничтожить всячески Церковь Божию, созданную Христом, но всегда она побеждала. Побеждала Крестом, побеждала этой силой крестного знамения, которое мы возлагаем на себя, возлагаем на чело, перси и плечи — и тем приближаем к себе ту благодатную силу, которая была в святых апостолах, и которая продолжалась во всех верующих людях, которые следовали за Христом своей жизнью.

Жизнь краткая, она очень быстро протекает, и мы удивляемся иногда: а какой во всем этом смысл, если со временем человек дряхлеет, стареет и уже телесно становится немощен? И задумываешься: ведь так много ему дано, ведь такой творческий процесс в человеке, столько в нем прекрасного, столько доброго? Но при этом, когда мы задумываемся и о зле, о ненависти, о противлении Богу, то тогда говорим: «Господи, все правильно». Эта жизнь на земле – несовершенна, и поэтому Господь и дал нам ее невечной. И ныне мы времена не лучшие видим: мы видим ныне противостояние, которое везде, повсюду нагнетается, и через телевидение, через программы, бессмысленные в плане духовного понимания жизни человека. Вот почему жизнь наша краткая. Но жизнь наша и радостна, потому что мы, вступая в единоборство с силами тьмы века сего, побеждаем Крестом Господним. Будем это помнить и радоваться сегодняшнему дню, и будем подобны тем, кто, явившись первыми чадами Святой Церкви Христовой и верными Господу и Спасителю, наследовали Вечную жизнь в Царствии Небесном, о котором неложно сказано в Святом Евангелии. Так же как и они, ныне, в эти особые дни праздника, искренне и сердцем чистым поклонимся Кресту. Принесем исповедь и причастимся Святых Христовых Таин. За ради этого великого праздника задумаемся мы о себе. Всегда ли мы чисто, по совести живем, всегда ли мы отвечаем тому идеалу добра и красоты, которые принесены на землю Христом Спасителем. Другими словами, и не мы ли иногда распинаем Христа своими грехами? Но Он не приемлет этого: Он приемлет другое — исповедь нашу, Он приемлет наше покаяние и через Крест, через муки Свои на Кресте за грехи наши возвращает нам то должное, присущее нам состояние первозданных Адама и Евы, которые прегрешили, но вернулись в первозданное блаженство, к которому во истину призван каждый человек. Да благословит нас всех Господь радостью этого праздника. Но опечалимся сегодня о грехах своих — по этому поводу, несмотря на эту радость, сегодня постный день. И нечего удивляться — ничего в этом нет бесполезного. Нам полезно и нужно не только радоваться о Христе, Воскресшем после Креста Своего, но нужно и одновременно задуматься о том, чтобы мы с Ним были, чтобы мы, через понимание высоты крестного страдания за нас, сами шли к Воскресению, которое было после Креста Спасителю, и которого да сподобит нас всех Господь для Жизни вечной душой нашей бессмертной, которая дана нам за ради наследования нами вечных благ».