Новости, Служение

1


Сегодня, в день двунадесятого праздника Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня Управляющий Красноярской епархией, Высокопреосвященнейший Архиепископ Антоний возглавил Божественную Литургию в Свято-Покровском кафедральном соборе. Его Высокопреосвященству сослужили секретарь Епархиального управления, благочинный церквей Красноярского округа, настоятель Собора протоиерей Вячеслав Бачин, первый помощник секретаря Епархиального управления, председатель Епархиального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами протоиерей Иоанн Боев и духовенство собора. Владыка Антоний преподал пастве благословение и архипастырское слово. Сегодняшний великий праздник – престольный для нескольких храмов Епархии: для Св.-Крестовоздвиженского собора г. Лесосибирска, Св.-Крестовоздвиженских храмов п. Новоселово Красноярского благочиния и п.Раздолинск Мотыгинского района в Енисейском благочинническом округе. В праздник Воздвижения Креста Господня полагается однодневный пост.

Происхождение праздника связано с торжеством христианства и обретением подлинного Креста Господня при Константине Великом (IV в.): Святой Константин, одержавший в трех войнах победу над врагами, видел на небе знамение — крест с надписью «Еoc vince»(«Сим победишь»). Горячо желая отыскать Крест, на котором был распят Господь, равноапостольный Константин направил в Иерусалим свою мать, святую царицу Елену. После долгих поисков она узнала, что Крест зарыт там, где стоит капище Венеры. Капище разрушили и стали копать землю. Вскоре был обнаружен Гроб Господень и три креста. Чтобы узнать, на котором из трех крестов был распят Спаситель, патриарх Макарий поочередно возлагал кресты на умершего, которого в это время проносили мимо Голгофы. Когда был возложен Крест Господень, мертвец ожил. Таким образом все убедились, что найден Животворящий Крест и с благоговением целовали великую святыню. Многие из-за большого стечения народа не имели возможности подойти к Кресту и просили патриарха поднять Крест над толпой, чтобы издали поклониться ему. Тогда патриарх Макарий стал медленно поднимать (воздвизать) Святой Крест, а народ со словами «Господи, помилуй» благоговейно поклонялся Честному Древу. Это событие произошло в 326 г.

В наши дни в этот праздник в соборных храмах совершается чин Воздвижения Креста: священник, стоя посреди храма, медленно воздвизает Крест, творит им крестное знамение и медленно опускает его. Такое «воздвижение» совершается на все четыре стороны храма. Во время «воздвижения» Крест поливают святой водою. Хор при каждом «воздвижении» поет 100 раз «Господи, помилуй». Это пение называется «сотницей». Таких сотниц — 4, так как на четыре стороны «воздвизают» Крест. Это пение начинается с низких звуков и, по мере подъема Креста, все возвышается, а затем опять спадает. Омовение Креста одновременно символизирует многое. С одной стороны, оно означает, что Крестом даруется омовение грехов, и это символизировано было еще при самой крестной жертве Спасителя, когда истекли кровь и вода. Мы, конечно, не можем поливать кровью, но та вода, которой мы поливаем, она сразу символизирует воду и кровь, которые пролились на крест, и через это именно, как говорится в богослужении сегодняшнего праздника, произошло очищение грехов всего мира. Также мы можем вспомнить, что и сама вода таким образом освящается, потому что во многих чинах освящения вод, которые мы совершаем в разные дни церковного года, воды освящаются именно тем, что в них погружается крест. Еще можно вспомнить и другое, что этот чин восходит к тому единственному чину Воздвижения Креста, который совершался в Иерусалиме тогда, когда там находилась основная часть подлинного Честного и Животворящего Древа Креста Господня. И после того, как оно там находилось уже несколько столетий, после его обретения царицей Еленой в IV веке, в начале VII века персы, которые были язычниками-зароастрийцами, захватили Иерусалим, и самую главную святыню христиан, о которой они прекрасно знали, увезли в свою столицу — Ктесифон. Когда римская армия все-таки разбила персов, то крест был возвращен в Иерусалим, и, в омовение нечистых прикосновений этих персов, тоже был совершен такой чин.