Статьи

Православная неделя с 21 февраля по 27 февраля: празновадние в честь Иверской иконы Божией Матери, дни памяти святителя Алексия и равноапостольного Кирилла

Сайт kerpc.ru продолжает рассказывать о праздниках Православной Церкви. 21–27 февраля — 2-я приуготовительная седмица к Великому посту.

22 февраля (9 февраля по ст. ст.). Обретение мощей святителя Иннокентия, епископа Иркутского (+1731)

Этот святой — особый для всех православных сибиряков. Владыка Иннокентий стал первым епископом Церкви в Восточной Сибири: в 1727 году Святейший Синод определил ему быть епископом Иркутским и Нерчинским.

В Сибири этот епископ, выходец из дворянского рода Кульчицких, оказался в некотором роде случайно. Изначально его определили с духовной миссией в Китай, однако власти этой страны отказались пускать владыку Иннокентия на свою территорию. На протяжении трёх лет иерарх терпеливо ждал пропуска на границе, пока не получил новое назначение.

Став преосвященным в новообразованной епархии на ещё неосвоенной окраине России, святитель Иннокентий приложил огромные усилия, чтобы Православие жило и укреплялось в суровых сибирских землях. Архипастырь доставал книги, подбирал учителей, обеспечивал одеждой и питанием учащихся двух школ при иркутском Вознесенском монастыре — русской и туземной. Владыка Иннокентий много трудился над устройством епархии, укреплением её духовной жизни, о чём свидетельствуют его многочисленные проповеди, послания и предписания.

Народное почитание памяти епископа началось уже спустя считанные годы после его кончины. В начале XIX века православные иркутяне обнаружили его честные мощи нетленными. А вскоре (в 1804 году)  владыку Иннокентия в лике святых прославил Святейший Синод.

25 февраля (12 февраля по ст. ст.). Празднование в честь иконы Пресвятой Богородицы «Иверская»

Этот день — один из четырёх праздников Русской Церкви, связанных с почитанием Иверского образа. В это торжество верующие молитвенно вспоминают события 1656 года: перенесение списка иконы в новоустроенный Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь на Валдае.

Иверская икона Небесной Владычицы — совершенно особая святыня в истории русского Православия. Её смело можно назвать нитью, связывающей нашу страну и Церковь с остальной православной вселенной. По преданию, ещё в IX веке, в годы засилья иконоборческой ереси в Византии, одна благочестивая вдова решила предать морским водам хранившийся у неё дома старинный образ Богоматери — лишь бы не отдавать его на поругание еретикам. Спустя же многие годы эту икону чудесным образом обретут монахи грузинской обители на Святой Горе Афон, в честь которой святыня и получит свое название («Иверией» греки называют Грузию).

А ещё через многие годы на Афоне, по просьбе русского царя, сделают список (копию) Иверской иконы с оригинала. Рассказывают, писавшие его иноки держали настолько суровый пост, что вкушали пищу только по субботам и воскресеньям. В итоге список и исходное изображение отличить друг от друга было почти что невозможно. В Москву святыню торжественно перенесли в 1648 году, а спустя восемь лет её передадут новоустроенной обители на Валдае.

В этот же день. Память святителя Алексия, митрополита Московского и всея России чудотворца (+1378)

Личность святителя Алексия неотделима от истории объединения русских княжеств и борьбы с татаро-монгольским игом.

При жизни этот архипастырь, впрочем, носил титул митрополита Киевского и всея Руси, именно так величали правящего архиерея в русских землях вплоть до 1461 года. Однако заслуги владыки Алексия были неотделимы от нового центра возрождающегося государства, и Церковь впоследствии не сможет не подчеркнуть их на таком символическом уровне.

Житие этого святого в чем-то разрушает шаблоны о том, каким должен быть «классический» святитель. Конечно, владыка Алексий учреждал новые монашеские обители, много и ярко проповедовал, оставил обширное литературное наследие, но, в первую очередь, митрополит внёс свой вклад в возрождение Руси своим незаурядным дипломатическим талантом.

Ордынских ханов владыка Алексий убеждал отказываться от вооружённых экспедиций в русские земли, враждующих князей-соотечественников — примириться и сплотиться вокруг московского князя, Патриарший двор в Константинополе — не доверять литовскому князю-язычнику Ольгерду, требовавшему «своего» архиерея для православных подданных. Авторитет, благочестие и высочайшее ораторское мастерство митрополита помогали ему решать эти и многие другие задачи, — пусть и с переменным успехом, и не всегда с первого раза.

Потому сейчас абсолютно справедливо называть святителя Алексия архитектором грядущего объединения русских земель вокруг Москвы.

27 февраля (14 февраля по ст. ст.) День памяти равноапостольного Кирилла, учителя Словенского (+869)

В чём состоит главная заслуга этого святого наверняка знает каждый образованный человек — благодаря трудам равноапостольного Кирилла и его брата Мефодия у славянских народов появилась своя письменность.

Вопреки бытующему порой заблуждению, Кирилл и Мефодий не проповедовали христианство среди восточных славян. Тем не менее, равноапостольный Кирилл бывал на территории современной России. Около 860 года он присутствовал с дипломатической миссией при дворе хана Хазарии — существовавшего на юге России в VII–X веках государства тюркоязычных кочевников. Известно также, что ранее Кирилл с аналогичными задачами бывал при дворе багдадского халифа, — уже сами по себе эти факты говорят о его остром уме, эрудированности и дипломатическом таланте.

Прославила же святого Кирилла миссия в Великой Моравии — раннефеодальном государстве западных славян, которое условно можно считать предшественником современных Словакии и Чехии. Великоморавский князь Ростислав тяготился экспансией со стороны германского императора и потому не доверял посылаемым им немецким священникам, которые вели богослужение на латыни и презирали всё славянское. Правитель обратился с просьбой о помощи к византийскому императору, и тот направил в моравские земли равноапостольных Мефодия и Кирилла вместе с их учениками.

В середине 860-х святые составили славянскую азбуку и перевели на славянский язык Евангелие, Апостол, Псалтирь и многие богослужебные книги, также именно они ввели богослужение на славянском языке. Склонный от природы к болезням, святой Кирилл от многих трудов вскоре заболел и, приняв схиму, скончался в 869 году. Перед смертью он завещал своему брату продолжить христианское просвещение славян. Впоследствии их труды пригодятся жителям Киевской Руси, когда и наши предки обратятся ко Христу.