Статьи

Православная неделя с 7 февраля по 13 февраля: Сретение Господне, дни памяти равноапостольного Николая Японского и священномученика Василия (Надеждина)

Сайт kerpc.ru знакомит читателей с праздниками Православной Церкви. 7–13 февраля в 2022 году — 1-я приуготовительная седмица к Великому посту, сплошная.

15 февраля (2 февраля по ст. ст.). Сретение Господа Нашего Иисуса Христа

Сретение Господне — один из двунадесятых праздников Церкви. Само это слово со старославянского означает «встреча». Чью же встречу с Господом мы вспоминаем в этот день?

Согласно Евангелию (Лк. 2, 22–40), в тот день совсем ещё маленького Иисуса Христа, которого родители первый раз решили привести в иерусалимский Храм, увидели праведные Симеон Богоприимец и пророчица Анна. В Богомладенце они оба сразу же признали Сына Божиего. Почему?

Праведный Симеон был учёным мужем, знавшим несколько языков. По преданию, почти три века назад он переводил для египетского царя Ветхий Завет с древнееврейского на древнегреческий. Когда святой переводил книгу пророка Исайи и прочитал слова «Се Дева во чреве приимет и родит Сына» (Ис. 7:14), он посчитал эти слова ошибкой и вместо «Дева» хотел было написать «Жена». Но ангел Господень тогда остановил руку Симеона, заверив: учёный муж не умрёт, пока не убедится в истинности пророчества Исайи.

Увидев же, наконец, Младенца Иисуса, Симеон взял Его на руки и, славя Бога, сказал:

— Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицом всех народов (Лк. 2:29–31).

Анна Пророчица, в свою очередь, была благочестивой вдовой, много лет жившей при Храме. После того как Симеон Богоприимец произнёс благословения, Анна также «славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме» (Лк. 2:38).

Но Сретение Господне — это не только встреча Господа с двумя благочестивыми людьми. Через них Он словно встретился со всем миром, объявив о Своём приходе к людям и грядущем Спасении человечества.

16 февраля (3 февраля по ст. ст.). День памяти равноапостольного Николая Японского (+1912)

Этот епископ (в миру — Иван Дмитриевич Касаткин; 1836–1912) происходил из бедной семьи сельского диакона со Смоленщины. В юных годах он едва ли мог помышлять и о епископском сане, и о том, что большую часть жизни будет нести служение в далёкой экзотической стране.

В 1860 году, будучи студентом Санкт-Петербургской духовной академии, Иван узнал о вакансии на должность настоятеля церкви при недавно открытом русском консульстве в японском городе Хакодатэ. Япония в те годы только-только начинала отходить от многовековой самоизоляции и «открываться» для других государств. Заявку Ивана Касаткина одобрили; его вскоре постригли в монахи и рукоположили во пресвитера.

Первые годы в Японии были непростыми. Около восьми лет иеромонах Николай изучал язык, историю, культуру, литературу и обычаи своей новой паствы. После нескольких веков самоизоляции японцы настороженно относились к другим религиям; запрет на проповедь и исповедание христианства под страхом смерти окончательно отменят только в 1873 году. Многие жители Страны Восходящего Солнца искренне считали, что с помощью христианства иностранцы хотят захватить их государство. А отца Николая пытались даже убить, вот только ему удалось убедить несостоявшегося злодея отказаться от недобрых намерений. Впоследствии же тот японец — Такума Савабэ — не только примет Крещение, но и станет первым японским православным священником.

За все полвека жизни в Японии епископ (с 1880 года) Николай лишь дважды ненадолго отлучался в Россию. Он перевёл на японский язык Священное Писание и богослужебные книги, создал духовную семинарию, начальные школы для детей, библиотеку, приют и печатное издание. К моменту архиерейской хиротонии владыки Николая в Японии было уже 5,5 тысяч православных, а к его кончине — уже больше 30 тысяч.

Непростым испытанием для епископа Николая стала Русско-японская война в 1904–1905 гг. Он не уехал в Россию, а остался вместе со своей паствой. Будущий святой не запрещал православным японцам служить в своей армии или молиться о её победе, отказавшись, однако, делать это сам. Вместе с тем, владыка организовал помощь для тысяч русских пленных, оказавшихся в Стране Восходящего Солнца во время войны.

19 февраля (6 февраля по ст. ст.). День памяти священномученика Василия (Надеждина; +1930)

Святой стал одним из первых, кто принял смерть за веру в нашей стране в мрачные для Церкви 1930-е годы.

Священником Василий Надеждин стал в непростой 1921 год, когда по всей стране церкви предавались поруганию, а священнослужители и верующие — преследованиям. Во пресвитеры будущего мученика рукоположил лично Святейший Патриарх Московский и всея Руси Тихон.

Все свои девять лет в священном сане отец Василий нёс служение в одном храме — московской церкви святителя Николая Чудотворца у Соломенной сторожки. Паства уважала и любила своего священника — истового в вере, хорошего организатора приходской жизни и талантливого проповедника. Особенно его проповеди ценила молодежь; при храме сложилось что-то вроде неформального молодежного кружка, что было недопустимым в глазах богоборческих властей.

В 1929 году отца Василия арестовали сотрудники ОГПУ. Ему присудили три года ссылки на Соловецких островах. Однако до места наказания священнику не было суждено добраться: в пути он тяжело заболел и преставился ко Господу в феврале 1930 года.

В лике святых иерея Василия Надеждина прославят на Архиерейском соборе в 2000 году.