Статьи

Православная неделя с 30 июля по 5 августа 2018 года: Илия-пророк, преподобный Серафим, Мария Магдалина и Почаевская икона Божией Матери

Сайт kerpc.ru знакомит читателей с предстоящими праздниками Православной Церкви. 30 июля — 5 августа в 2018 году — девятая седмица (неделя) по Пятидесятнице.

1 августа (19 июля по ст.ст.). Обретение мощей преподобного Серафима Саровского (1903)

Святой Серафим — один из наиболее почитаемых Божиих угодников Русской земли. Еще при земной жизни он пользовался невероятным почетом у верующих. В подвижнике окружающие, в первую очередь, видели носителя благодатного дара прозрения, которым он пользовался для пробуждения в людях раскаяния во грехах и становления на путь нравственного исправления.

Мощи святого были обретены в Саровской пустыни в 149-ю годовщину со дня его рождения (кстати, в том же 1903 году Святейший Синод и постановил прославить старца Серафима в лике преподобных). Честные останки подвижника в присутствии российского императора Николая II и его семьи и при огромном стечении верующих (до 300 тысяч паломников) поместили в приготовленную раку.

После закрытия Саровской обители в 1920-х годах мощи святого были изъяты, их след затерялся. В январе 1991 года они были обнаружены в Казанском соборе Ленинграда (Санкт-Петербурга), откуда торжественно были переданы в Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь.

2 августа (20 июля по ст.ст.). День памяти пророка Илии (IX век до Р.Х.)

Из десятков имен древнеизраильских пророков, царей и военачальников одно выбивается из общего ряда: пророка Илию на Руси исторически почитали всем народом, словно, скажем, Георгия Победоносца или Николая Чудотворца.

Если большинство святых прославились скорее мирной проповедью, подвижничеством и усердием в молитве, то пророк Илия — больше решимостью и непоколебимостью в защите веры. Он жил в трудные времена: в Израильском царстве правил слабовольный царь Ахав, чья жена-финикийка была одержима идеей навязать израильтянам языческие культы своих соплеменников. Илия в ответ творил чудеса, обличал царя-отступника и его жену, не боялся напрямую противостоять языческим жрецам. В итоге Всевышний оказал пророку особую милость: забрал его живым на небо.

Образ воинственного пророка обрел новую жизнь со становлением христианства. Бывшим язычникам — будь то греки, ближневосточные народы или славяне — гораздо проще и понятнее был именно такой бесхитростный и отважный святой, к тому же, повелевающий молниями на своей огненной колеснице (что позволяло непроизвольно передавать ему атрибуты отвергнутых, но не забытых языческих божеств).

Оттого и неслучайно, что в православной традиции святого пророка Илию принято вспоминать в начале августа по новому стилю — некогда в эти же дни наши далекие предки почитали «громовержца» Перуна. Так же закономерно, и что самого «пламенного» из святых избрали своим небесным покровителем Воздушно-десантные войска России.

Из числа храмов Красноярской епархии в этот день престольный праздник отмечает Илиинский храм в деревне Ильинка (Назаровский район).

4 августа (22 июля по ст.ст.). День памяти мироносицы равноапостаольной Марии Магдалины (I)

Святая Мария Магдалина — одна из наиболее важных фигур в новозаветном повествовании. Неслучайно, что о ней упоминают все четыре апостола-евангелиста.

Мария была свидетельницей крестных страданий Спасителя и присутствовала при Его погребении. На рассвете первого дня по прошествии субботы она с другими благочестивыми женами пошла ко гробу Иисуса Христа, чтобы помазать Его тело благовониями. Поэтому Церковь называет их женами-мироносицами. Им первым ангел возвестил о Воскресении Господа. За великую преданность и жертвенную любовь к своему Учителю она сподобилась первой увидеть воскресшего Спасителя.

В западной традиции ошибочно принято считать, что Мария Магдалина до знакомства со Спасителем была блудницей. По-видимому, корни этого заблуждения лежат в ряде распространенных в Средневековье околохристианских легенд, где равноапостольную Марию отождествляли с преподобной Марией Египетской или женщиной, помазавшей миром ноги Иисуса в доме фарисея Симона.

5 августа (23 июля по ст.ст.). Празднование Почаевской иконе Божией Матери (1675)

Святыня известна всему славянскому миру: ее чтут в России, Украине Боснии, Сербии, Болгарии и многих других странах.

В Почаевской Лавре (территория Тернопольской области Украины) чудотворная икона пребывает около 400 лет. За это время засвидетельствованы многие чудеса по молитвам перед святыней: об избавлении от неизлечимых недугов, освобождении от плена и вразумлении грешников.

Праздник в честь Почаевской иконы Божией Матери установили в честь избавления обители от турецкой осады в июле 1675 года. Тогда перед лицом смертельной угрозы игумен Почаевского монастыря Иосиф (Добромирский) убедил братию и мирян обратиться к небесным заступникам: Пресвятой Богородице и преподобному Иову Почаевскому.

С первыми словами молитвы над храмом внезапно явилась Сама Пречистая Богородица вместе с небесным воинством. Враги тут же бежали, не помышляя о сопротивлении. Защитники монастыря устремились в погоню и захватили многих в плен. Некоторые пленные впоследствии приняли христианскую веру и остались в обители навсегда.