Статьи

Православная неделя с 5 по 11 апреля: Благовещение Пресвятой Богородицы, дни памяти Матроны Солунской и Иоанна Лествичника

Сайт kerpc.ru знакомит читателей с наступающими праздниками Православной Церкви. 5–11 апреля — четвёртая седмица Великого поста, Крестопоклонная.

7 апреля (24 марта по ст. ст). Благовещение Пресвятой Богородицы

Суть Благовещения объясняется самим названием праздника.

С ранних лет Мария воспитывалась при храме и вела тихую, молитвенную жизнь. Но вот пришло время, когда по иудейскому закону она должна была покинуть храм. Так как Она дала Богу обет девства, Её обручили с благочестивым старцем Иосифом, и в доме Своего мужа Пресвятая стала жить, как и при храме, скромно и уединённо. Однажды перед Ней явился Архангел Гавриил и возвестил, что Она станет Матерью Сына Божия. Мария удивилась и спросила, как может это быть, если Она хранит девство. Архангел же объяснил, что у Творца нет невозможного и силой Всевышнего произойдёт чудо. Богородица же с непоколебимым доверием Богу приняла Его волю. С этого момента началась новая, евангельская история.

С греческого языка «Евангелие» переводится как «Благая весть», то есть радостная весть о том, что Господь каждому человеку дарует возможность спастись. А в тропаре праздника поется: «днесь спасения нашего главизна», то есть, Благовещение — начало нашего Спасения.

Благовещение и Христово Воскресение произошли в один и тот же день года. Но главный христианский праздник Пасха имеет переходящую дату, а Благовещение всегда отмечается в один и тот же день.

Празднование Благовещения было установлено в церковном календаре 25 марта (7 апреля по новому стилю) примерно в IV веке, когда христиане стали отмечать Рождество Христово 25 декабря (7 января по новому стилю). Два события — известие Богоматери о предстоящем рождении Младенца и Его рождение — разделяют ровно 9 месяцев. Но и до установления конкретной даты первые христиане помнили и почитали Благовещение Пресвятой Богородицы как важнейшее событие церковной истории. Подтверждением тому служат росписи катакомб, в которых встречается изображение посещения Девы Марии Архангелом.

Считается, что распространение праздник Благовещения стал получать ещё и потому, что в начале IV века святая равноапостольная Елена начала раскрывать на Святой Земле места, связанные с земной жизнью Христа, в том числе и в Назарете, где и произошла встреча Пречистой с посланником Божиим.

В древности у праздника Благовещения были разные названия — «день приветствия», «Зачатие Христа», «начало искупления», «праздник Воплощения». Ориентировочно в VII веке, когда праздник получил широкое распространение, он получил и известное нам название, которое полностью звучит как Благовещение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

9 апреля (27 марта по ст. ст.). День памяти мученицы Матроны Солунской (III–IV)

Святая Матрона — одна из многих первых христиан, своей жизнью засвидетельствовавших верность Христу. От многих других мучеников её отличает одна деталь: она приняла смерть не от языческого римского государства, не на плахе или кресте и не от рук толпы разгневанных мужчин. Земную жизнь Матроны оборвала другая женщина.

Согласно преданию, святая при жизни работала служанкой у супруги некого римского военачальника по имени Павтила. Та женщина была иудейкой, и склоняла к обращению в эту веру и саму Матрону, не стесняясь в средствах.

Однажды Павтила без пощады избила святую Матрону, а затем, связав, заперла её в тёмной каморке. Долгое время мученица пребывала без воды и пищи, а когда жестокая хозяйка открыла дверь, то вновь увидела святую свободной от уз и молящейся. Тогда Павтила в страшной ярости снова избила несчастную и опять закрыла её в том же помещении, где Матрона и отдала дух свой Богу.

Тело святой мученицы по распоряжению Павтилы было сброшено с городской стены. Христиане подняли многострадальное тело святой мученицы Матроны и с честью предали погребению. По молитвам у её мощей впоследствии будут совершены многие чудеса.

11 апреля (29 марта по ст. ст.). День памяти преподобного Иоанна Лествичника, игумена Синайского

Каждое воспоминание Православной Церкви, совершаемое в великопостные воскресные дни, имеет свой особый смысл. Воцерковлённым и даже воцерковляющимся верующим нет особой нужды объяснять, почему, например, в этот важнейший период принято прославлять Торжество Православия или чтить память преподобной Марии Египетской.

Но почему в календаре Великого поста нашлось место такому святому, как преподобный Иоанн Лествичник?

О его житии сохранились крайне скудные сведения: доподлинно известно лишь что подвижник родился в конце VI века, происходил из знатной константинопольской семьи и получил классическое образование. Ещё в юности Иоанн решил стать монахом и перебрался на Синай (территория нынешнего Египта), в колыбель христианского иночества, где и провёл, по сути, всю свою жизнь. Преподобный отошёл ко Господу в 649 году; точное место его кончины неизвестно, а мощи его не обретены и по сей день.

Житие Иоанна Лествичника, в некотором роде, поражает своей «нормальностью». В его жизнеописании — в отличие от большинства раннехристианских святых — очень трудно найти что-то сверхъестественное и непостижимое; всё больше, на первый взгляд, простого и понятного: усердия в физическом и умственном труде, любовь и забота о братьях-иноках.

Все агиографы подчёркивают: этот святой, будучи строгим и последовательным в следовании общецерковным и монашеским уставам, никогда не «гонялся за святостью» и не пытался взвалить на себя ношу сверх сил. Например, обет молчания преподобный Иоанн взялся понести только когда недруги обвинили его во многословии и любви поучать других. В итоге незадачливым клеветникам самим пришлось умолять подвижника отказаться от обета, так как жизнь в обители без советов Лествичника стала приходить в запустение.

Как раз-таки по просьбе молодых иноков уже престарелый Иоанн и написал незадолго до кончины «Лествицу» («Лестницу») — один из величайших аскетических трудов в истории Церкви и один из немногих небиблейских текстов, чтение которого предусмотрено за богослужениями.

Этот труд даже по прошествии многих веков не потерял актуальности для верующих, являясь не литературным памятником, но прямым руководством к действию. Путь к Спасению святой уподобил подъёму по лестнице, каждой ступенькой у которой служит определенная добродетель. Но конца у лестницы нет: итог восхождения — любовь, и «мы никогда не престанем преуспевать в ней, ни в настоящем, ни в будущем веке».

Очень многие поучения старца Иоанна важно помнить и в ХХI веке. Потому неслучайно, что верующие молитвенно вспоминают его в великопстные дни многие века: как образец здоровой умеренности, последовательности и неотступности на пути к вечной жизни.