Иван Марлин
История храмового строительства на территории современной Красноярской епархии неразрывно связана с освоением Сибири. С запада на восток переселенцы несли с собой Веру Христову. Приучали они к православной вере как своих детей, будущих коренных сибиряков, так и обращали в неё живших на берегах больших рек диких кочевников. Неслучайно, что рассказ о старейших храмах епархии начинается именно с Петропавловского храма в Ужуре, ведь он в числе первых был возведен в хакасской глуши для того, чтобы помочь и гостям, и хозяевам сибирской земли найти дорогу к Богу.
Храм во имя святых апостолов Петра и Павла в городе Ужуре
Уже к концу XVIII столетия на территории современной Хакасии насчитывалось более полутора тысяч обращенных в православие кочевников, которые нуждались в собственном храме. Именно поэтому в небольшом хакасском улусе, будущем городе Ужур, 28 января 1775 года была открыта деревянная церковь, освящённая во имя апостолов Петра и Павла.
Петропавловский храм был довольно прогрессивным для своего времени, как в плане архитектуры, так и в плане организации духовной жизни своих прихожан. Для того чтобы сделать веру более понятной для коренных жителей, церковь было решено сделать в виде юрты, а священников обязали выучить хакасский язык, дабы лингвистические различия не влияли на постижение веры Христовой. В XIX веке церковь стала приобретать свой нынешний облик. В начале 1820-х годов ее решили перестроить заново, теперь уже из камня, а в 1826-м причудливые формы храма-юрты разбавил выполненный в традиционном русском стиле Богоявленский придел.
Приход храма рос с каждым годом. К 1910 году он насчитывал уже около 6 тысяч человек, и для того чтобы управляться со всеми делами, причту пришлось открыть второй штат. Но революция и последовавшая за ней гражданская война «избавили» священников от хлопот. Храм несколько раз открывался и закрывался, пока в 1932 не был окончательно закрыт и приспособлен под сельский клуб.
Примечательно, что Великая Отечественная война, смягчившая ненадолго отношение советской власти к верующим, не обошла стороной и Петропавловский храм, но верующим тогда его ещё не вернули. С началом боевых действий в его здании размещались призывники, ожидавшие отправки на фронт, а чуть позже он стал убежищем для эвакуированных жителей западных областей.
После войны в жизни храма настала светлая полоса. В сентябре 1945-го в нём возобновились богослужения, а через год, 23 января 1946 года, его двери снова открылись для верующих. Однако внутреннее и внешнее убранство храма заметно пострадало за годы службы в качестве клуба и общежития, в связи с чем прихожане собственными силами стали приводить его в порядок. К празднованию 1000-летия Крещения Руси провели масштабные реставрационные работы: заменили старый деревянный пол, провели водоснабжение, частично обновили роспись в приделе Богоявления Господня и главном храме. С 1980 года церковь апостолов Петра и Павла является памятником архитектуры регионального значения.
Собор Казанской иконы Божией Матери в городе Ачинске
Ачинск, как один из первых больших сибирских городов, к началу XIX века уже имел на своей территории большую каменную церковь — Троицкий собор. Но в 1822 году на народном сходе жителей Ачинска и близлежащей деревни Мазульской было принято решение о строительстве на левом берегу реки Тептятки еще одного каменного храма. Место было выбрано не случайно: в летнее время набережная превращалась в оживлен¬ное общественное пространство. Там собирались иногородние купцы и крестьяне-торговцы с окрестных деревень. Однако на прошение о строительстве в Красноярском духовном правлении ответили отказом: мол, есть уже в городе большая церковь, за¬чем ещё одна? Ситуацию тогда спас архиепископ Тобольский и Сибирский Амвросий. После того, как жители отправили прошение с описанием своих духовных нужд владыке лично, разрешение на строительство тотчас было получено.
По преданию, на месте, где собирались строить будущий храм, была найдена икона Казанской Божией Матери. В честь неё в 1830 году освятили новую церковь. Выстроенная в строгих монументальных формах стиля ампир, она надолго стала архитектурным элементом, определяющим выразительность и силуэт заречной части Ачинска. В довольно крупный Богородице-Казанский приход, выделенный из прихода Троицкого собора, вошли прилегающая к нему часть города, а также деревни Мазуль и Карловка. Особо почиталась верующими Казанская икона, найденная на месте будущего строительства.
После революции, в отличие от большинства храмов того времени, Казанский собор не был закрыт. Он действовал вплоть до 1940 года, пока власти не решили превратить его в зернохранилище. Уже после войны верующие, собрав подписи, обратились в администрацию Ачинска с просьбой вновь открыть храм. Как ни странно, разрешение было получено, и первая Литургия прошла в день памяти святителя Николая Чудотворца, 19 декабря 1946года.
Сегодня Казанский собор — единственный сохранившийся с XIX века православный храм города Ачинска. Богослужения в нём совершаются ежедневно, а в приходе действуют православная гимназия и воскресная школа.
Кафедральный собор Покрова Божией матери в городе Красноярске
Изначально деревянная Покровская церковь располагалась на Стрелке в черте старого острога. Её жители Красноярска возвели ещё в XVIII веке. Однако разрушительный пожар 1773 года уничтожил его вместе с большей частью городских построек, и новый каменный храм было решено возвести ближе к центру города в соответствии с новым генпланом. Для выполнения строительных работ были приглашены известные енисейские мастера, а расходы на постройку взялись возмещать сами горожане.
Возведение храма длилось 10 лет. Выполненный с применением фигурного и тёсаного кирпича, в лучших традициях сибирской ветви русского барокко храм в честь Покрова Божией Матери освятили 30 июня 1795 года. Восстав из пепла, он приобрел каменный облик, чтобы через сто лет, в пожаре 1882 года, устоять перед огненной стихией. Тогда огонь смог уничтожить только фресковую живопись на наружных стенах храма. Во славу этого чудесного спасения верующие ежегодно проводили крестный ход.
Но как не смогли языки пламени уничтожить Покровский храм, так и богоборческая политика советской власти лишь ненадолго смогла остановить богослужебную жизнь в нём. После закрытия в 1930-х годах службы в храме возобновились с окончанием войны, однако уже в 1960-х годах вновь прекратились, а здание его было приспособлено под скульптурную мастерскую и выставочный зал.
Покровская церковь на сегодняшний день является старейшей из сохранившихся в Красноярске каменных построек. Именно поэтому, ещё в 70-е годы прошлого века был разработан проект её реконструкции как памятника культурного наследия. Тогда территорию храма частично привели в порядок, а исторический, темно-охристый фасад был перекрашен в кирпично-красный, с зелёной кровлей и куполами. К моменту возрождения Красноярской епархии в 1990 году, храм Покрова Божией Матери был одним из трёх открытых для верующих православных храмов в городе. В том же году в нём была совершена первая Божественная литургия архиерейским чином, а храму присвоен статус кафедрального собора.
Осенью 2006 года начался капитальный ремонт храма — ему был возвращен исторический белый цвет, а купола и кровля обрели небесно-голубой цвет (с 2012 г. — зеленый). Также во время реконструкции внутренней части храма была найдена чудом уцелевшая фреска, по оценкам специалистов написанная еще в конце XVIII — нач. XIX вв.
Храм Святой Троицы в поселке Емельяново
Возникновение Арейского прихода прежде всего связано с объединением в один приход во второй половине XVIII века деревень, расположенных к западу от Красноярска — Емельяновой, Заледеевой и Установой. Несмотря на то, что в Арейском деревянная церковь имелась еще с екатерининских времен, было принято решение о возведении новой, из камня. Как и большинство храмов Енисейской губернии того времени, строили его именитые енисейские мастера, по образцу тобольского Захарие-Елизаветинского храма.
Открытие храма Святой Троицы состоялось в 1804 году. Особо чтимой была у прихожан чудотворная икона Святой Троицы. Многие проезжающие по Московско-Сибирскому тракту путники останавливались, дабы прикоснуться к святыне. Среди них был и великий русский писатель А.П. Чехов, и будущий император цесаревич Николай Александрович. После революции здание храма было переоборудовано
под типографию, а главная его святыня — чудотворная икона — утеряна. В 1930-х годах внешний вид храма значительно изменился: кровлю сделали плоской, а верхнюю часть четверика и колокольню разрушили.
Но время шло, и с падением советской власти Свято-Троицкую церковь вернули верующим. В начале 2000-х в храм вернулась и его главная святыня. Как выяснилось, после закрытия церкви жительница села Мария Тропинина хранила её у себя, несмотря на гонения на веру.