Сайт kerpc.ru продолжает рассказывать о праздниках Православной Церкви. 10–16 февраля — седмица сплошная, о мытаре и фарисее.
12 февраля (30 января по ст.ст.) — Собор Вселенских учителей и святителей Василия Великого (+379), Григория Богослова (+389) и Иоанна Златоуста (+407)
Этот праздник учредили в Константинополе в середине IX века. Духовенство и миряне тогда ожесточённо спорили: а кто из этих трех епископов, живших почти полтысячелетия назад, «более велик»? Тогда, по преданию, возмущённые пустыми раздорами иерархи явились во сне митрополиту Иоанну Евхаитскому, повелев установить общий праздник в их честь, дабы успокоить всех спорщиков.
Почему же и спустя многие столетия верующие так по-особенному относятся к памяти этих трех епископов? Потому что без них бы и не было Православия в известном нам виде. Святые Василий, Григорий и Иоанн жили в т.н. «Эпоху Вселенских соборов», когда только вышедшей из катакомб Церкви предстояло создать единое и обязательное для всех своих членов вероучение. Было необходимо разъяснить тысячам новых христиан — вчерашним язычникам разных национальностей — догматы веры, ниспровергнуть самые разные ереси, порой господствовавшие среди людей.
Эта бескровная борьба, которую три епископа вели многие годы, не всегда была простой: все трое познали и гонения, и наветы недругов, а Иоанна Златоуста, по преданию, даже едва не казнили по ложному обвинению. Тем не менее, Второй Вселенский собор в 381 году засвидетельствовал правоту трёх святителей: принятый на нем Никео-Царьградский Символ Веры не меняется в течение многих столетий. Это и есть то самое «Верую…», которое ежедневно раздаётся в православных храмах за Божественной литургией.
Единство Трёх Святителей несет в себе и важный символический смысл: Иоанн Златоуст остался в памяти паствы как выдающийся проповедник, Василий Великий — как непревзойдённый пастырь-организатор, а Григорий Богослов — как подлинный монах-молитвенник. Все эти три ипостаси и заключают в себе сущность архипастырского служения.
15 февраля (2 февраля по ст.ст.) — Сретение Господа Нашего Иисуса Христа
Сретение Господне — один из двунадесятых праздников Церкви. Само это слово со старославянского означает «встреча». Чью же встречу с Господом мы вспоминаем в этот день?
Согласно Евангелию (Лк. 2, 22–40), в тот день совсем ещё маленького Иисуса Христа, которого родители первый раз решили привести в иерусалимский Храм, увидели праведные Симеон Богоприимец и пророчица Анна. В Богомладенце они оба сразу же признали Сына Божиего. Почему?
Праведный Симеон был учёным мужем, знавшим несколько языков. По преданию, почти три века назад он переводил для египетского царя Ветхий Завет с древнееврейского на древнегреческий. Когда святой переводил книгу пророка Исайи и прочитал слова «Се Дева во чреве приимет и родит Сына» (Ис. 7:14), он посчитал эти слова ошибкой и вместо «Дева» хотел было написать «Жена». Но ангел Господень тогда остановил руку Симеона, заверив: учёный муж не умрет, пока не убедится в истинности пророчества Исайи.
Увидев же, наконец, Младенца Иисуса, Симеон взял Его на руки и, славя Бога, сказал:
— Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицом всех народов (Лк. 2:29—31).
Анна Пророчица, в свою очередь, была благочестивой вдовой, много лет жившей при Храме. После того как Симеон Богоприимец произнёс благословения, Анна также «славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме» (Лк. 2:38).
Но Сретение Господне — это не только встреча Господа с двумя благочестивыми людьми. Через них Он словно встретился со всем миром, объявив о Своем приходе к людям и грядущем Спасении человечества.
16 февраля (3 февраля по ст.ст.) — день памяти равноапостольного Николая Японского (+1912)
Этот епископ (в миру — Иван Дмитриевич Касаткин; 1836–1912) происходил из бедной семьи сельского диакона со Смоленщины. В юных годах он едва ли мог помышлять и о епископском сане, и о том, что большую часть жизни будет нести служение в далекой экзотической стране.
В 1860 году, будучи студентом Санкт-Петербургской духовной академии, Иван узнал о вакансии на должность настоятеля церкви при недавно открытом русском консульстве в японском городе Хакодатэ. Япония в те годы только-только начинала отходить от многовековой самоизоляции и «открываться» для других государств. Заявку Ивана Касаткина одобрили; его вскоре постригли в монахи и рукоположили во пресвитера.
Первые годы в Японии были непростыми. Около восьми лет иеромонах Николай изучал язык, историю, культуру, литературу и обычаи своей новой паствы. После нескольких веков самоизоляции японцы настороженно относились к другим религиям; запрет на проповедь и исповедание христианства под страхом смерти окончательно отменят только в 1873 году. Многие жители Страны Восходящего Солнца искренне считали, что с помощью христианства иностранцы хотят захватить их государство. А отца Николая пытались даже убить, вот только ему удалось убедить несостоявшегося злодея отказаться от недобрых намерений. Впоследствии же тот японец — Такума Савабэ — не только примет Крещение, но и станет первым японским православным священником.
За все полвека жизни в Японии епископ (с 1880 года) Николай лишь дважды ненадолго отлучался в Россию. Он перевел на японский язык Священное Писание и богослужебные книги, создал духовную семинарию, начальные школы для детей, библиотеку, приют и печатное издание. К моменту архиерейской хиротонии владыки Николая в Японии было уже 5,5 тысяч православных, а к его кончине — уже больше 30 тысяч.
Непростым испытанием для епископа Николая стала Русско-японская война в 1904–1905 гг. Он не уехал в Россию, а остался вместе со своей паствой. Будущий святой не запрещал православным японцам служить в своей армии или молиться о ее победе, отказавшись, однако, делать это сам. Вместе с тем, владыка организовал помощь для тысяч русских пленных, оказавшихся в Стране Восходящего Солнца во время войны.