Статьи

Церковный «дезертир»: отслужил и выбросил?

— «Ты слышала? А попа-то ведь убили!…»

— Как это уби­ли?! На дворе 21-й век, быть такого не может!

— Да это было не сейчас, Тань. Это я фильм смотрела не­давно, вот и вспомни­лось. Поп этот жил не у нас, а под Канском. Это уже сто лет назад как было. Тогда Граж­данская шла. «Красные» его, полуголого, по снегу тащили, а он все от Христа не от­рекался.

— Это даА сей­час какие пошли… Чи­тала в Интернете, в подмосковье вон один матушку свою убилКошмар! Не дай-то Бог такого в нашей глубин­ке.

— Ну, у нас и сво­их хватает. Я чего вспоминала-то, про попа канского. Наш- то, местный, в Степ­ном, слышала, может? Ни свет ни заря, уехал. Петухи еще не просну­лись, а его и след простыл. Вещи все свои забрал, и был таков. С семьей уехал, да. А подрясник — страш­но сказать, — в мусор­ное ведро выбросил. Вот он тебе, 21-й век.

— Галь, а чего он уехал-то?! И как с рясой-то он такОт­служил да выбросил?…

— А Бог его знает

…А перед этим «дезер­тир» оставил весточку. И не где-нибудь, а на сайте «Ахилла». Для несведущих (а среди православной па­ствы вряд ли должны най­тись читатели и почитатели этого сайта) — это антикле­рикальная площадка, где Церковь высмеивают с ее «режимной иерархией, потоком правил, приказов и традиций».

Весточка называется «О причинах моего ухо­да из клира Красноярской епархии и сложении священного сана». Написана она умно, стилистически выверена, видно, что перо принадлежит человеку об­разованному. Кстати, факт своей образованности отец Олег неоднократно вы­пячивает («За годы тебе становится ясным, что нужны не образованные священники, а услужливые и исполнительные»). Или: «У меня и моей супруги есть светское образование, мы не пропадем» (это — уже в следующей публика­ции на том же сайте, под названием «Епископская власть связывает всех кру­говой порукой»).

К каждому из «тезисов» приведены объяснения, по­яснения. Автор как будто бы оправдывается — то ли перед собой, то ли перед публикой.

А чем же матерь-Цер­ковь так отца Олега оби­дела? В Интернете он говорит, что ощутил «нравственную невозможность для себя участвовать в системе лжи, лицемерия, бесправия, страха и расправ», «осознавая полную ответственность за мою малую Церковь — семью и будучи поставлен перед не­обходимостью ее защиты от архиерейского произ­вола, заботами о будущем своих детей», «сослужа с теми священниками, кото­рые в свое время сделали подобный выбор в пользу архиерея и разрушили свои семьи (и каждый раз вина всецело возлагалась на гор­дую и несмиренную матуш­ку, которая с малолетними детьми не захотела ехать в какую-нибудь глушь, где нет ни школ, ни больниц)».

— А что, Тань, семья-то у него боль­шая? Может, и дети­шек негде было при­строить?

— Ну как же. У нас на селе два детсадика, школа. Спортивный центр, бассейн есть. Человек без малого две тысячи живет, дети­шек много. А на сель­совет весь и пять тыщ человек наберется

— И воскреска, на­верное, у вас открыта

— Да нет. Батюш­ка говорил, мол, детей никто не хочет во­дить, зачем ее откры­вать.

— Понятно. А у свя­щенника, может, денег не хватало ни на что? Приход-то крохотный, не городской, как семью-то прокормишь?

 Проблемы окормления сельских поселений дей­ствительно есть, и по мере возможности они на местах решаются. На Межсоборном присутствии (кстати, той комиссией, в состав которой входит Митропо­лит Пантелеимон) недавно рассматривался документ «Пастырское попечение о малолюдных поселениях».

— Дай Бог, чтобы от­ветственность не была для нас наказанием. Вообще, это безумие — говорить, что свя­щенник наказан «ссылкой» в деревню, — подчеркивал митрополит на церковно­общественном семинаре на эту тему в 2016 году. 

Отец Роман Нещерет, благочинный того самого Назаровского округа церк­вей, где нес служение отец Олег Курзаков, заверяет: священнослужителям, не­сущим послушания на при­писных приходах и в малых селах, создаются все необ­ходимые условия:

— Священник обеспечи­вается квартирой, приход помогает с затратами на коммунальные платежи. Содействие оказывают и меценаты, конечно. Выпла­чиваются детские пособия, по необходимости и с про­дуктами помощь есть. Ну, и, конечно, с транспортом. Территории-то нема­ленькие, ездить приходится много. Ко всему этому мож­но добавить пожертвова­ния от совершения треб.  

Для отца Олега требы, кстати, стали «одной из саднящих душу ран за годы священства». Так, «Кре­щения и всевозможные ос­вящения становятся чаще всего потаканием обыкно­венному язычеству» (?!).

— А ты сама-то откуда узнала, что он написал?

— Да ведь весь Facebook уже трындит давно. Мне вот знако­мая одна уже писала, чуть не плакала. Она при церкви работает. Так вот, говорит, по­читала — и уходить аж захотелось, если это все правда.

Больше всего отец Олег сетует на «полное бес­правие духовенства, его крепостное состояние и вытекающий из этого архи­ерейский произвол, целью которого чаще всего стано­вится укрепление собствен­ной власти, запугивание священников, расправа с непокорными и неугодны­ми». Особо он тут упоминает как «яркий пример», ко­торый для него «во многом, в конечном счете, повлиял на выбор» — «ситуацию с о. Виктором Пасечнюком». О нем наши читатели узна­ют из другой публикации, и встанет немой вопрос: а действительно ли этот пример — хорош?.. Немало внимания в публикации отец Олег уделил и теме «выкачивания денег с при­ходов епархией». Эта же тема поднималась раньше в Интернете и В. Пасечнюком. Разъяснение об этом наши читатели так же могут найти на страницах газеты.

— Конфликтов со свя­щенником никогда не было ни у штатных священнос­лужителей, ни у прихожанНа вопросы: «Все ли в поряд­ке?», «Есть ли в чем нуж­да?» — он всегда отвечал отрицательно. Всегда был чрезмерно молчалив, можно сказать, что был закрытым человеком, — вспоминает отец Роман Нещерет. Даже о своем желании «уйти по-английски» клирик со­общил ему не лично, а по телефону. После этого была и беседа с глазу на глаз, но она ни к чему не привела. 

А в Интернете мы ви­дим обиду, горечь, «ощущение твоей ненужности, лишности» («Я, как песчинка, совершенно беззащитен перед крушащим молотом церковной систе­мы») и некоторую даже воинственность: «Я знаю, почему для священнона­чальствующих это было бы идеалом: „Приказы испол­няются, а не обсуждаются“. И я не хочу жить в казар­ме и все время безмолвно маршировать в ногу». При этом отец Олег говорит, что сравнение Церкви и армии ему претит, но сам себя на­зывает солдатом «кураев­ского призыва».

И снова — обида и упрек. Уже спустя вре­мя после публикации, в Fасеbооk’е появляется его запись: «Отряд не заметил бойца. Что был, что не был. Все же шесть лет в Красно­ярской епархии это не два дня».

— А что сейчас-то с этим батюшкой? Где он?

— Говорят, что где-то на Урале. А на том сайте ему деньги собираютВроде бы, «на новую жизнь». Поживем-увидим.

Юлия Швейцер