Статьи

Православная неделя с 16 по 22 мая 2022 года: дни памяти Феодосия Печерского, Иоанна Богослова и Николая Чудотворца и празднование иконе Божией Матери «Неупиваемая чаша»

Сайт kerpc.ru знакомит читателей с предстоящими праздниками Православной Церкви. 16–22 мая в 2022 году — четвёртая седмица по Пасхе.

16 мая (3 мая по ст. ст.). День памяти преподобного Феодосия Печерского

Основатель Киево-Печерской Лавры святой Антоний родился в начале XI века в городе Любече (вблизи Чернигова) и в Крещении был назван Антипой. С юных лет он почувствовал влечение к высшей духовной жизни и по внушению свыше решился идти на Афон. В одной из Афонских обителей он принял постриг и начал уединённую жизнь в пещере близ этого монастыря. Когда он приобрёл в своих подвигах духовную опытность, игумен дал ему послушание, чтобы он шёл на Русь и насадил иночество в этой новопросвещённой христианской стране. Антоний повиновался. Когда преподобный Антоний пришёл в Киев, здесь было уже несколько монастырей, основанных по желанию князей греками. Но святой Антоний не избрал ни одного из них, поселился в двухсаженной пещере, выкопанной пресвитером Иларионом. Это было в 1051 г. Здесь святой Антоний продолжал подвиги строгой иноческой жизни, которыми славился на Афоне: пищей его были чёрный хлеб через день и вода в крайне умеренном количестве. Вскоре слава о нём разнеслась не только по Киеву, но и по другим русским городам. Многие приходили к нему за духовным советом и благословением. Некоторые стали проситься к нему на жительство. Первым был принят некто Никон, саном иерей, вторым преподобный Феодосий.

Преподобный Феодосий провёл свою молодость в Курске, где жили его родители. С ранних лет он обнаружил благочестивое настроение духа: каждый день он бывал в храме, прилежно читал слово Божие, отличался скромностью, смирением и другими добрыми качествами. Узнав, что в храме иногда не служат Литургию из-за недостатка просфор, он решил сам заняться этим делом: покупал пшеницу, своими руками молол и испечённые просфоры приносил в церковь.

За эти подвиги он терпел много неприятностей от матери, которая горячо его любила, но не сочувствовала его стремлениям. Услышав однажды в церкви слова Господни: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, недостоин Меня» (Мф. 10:37), он решился оставить и мать (отец уже умер), и родной город и явился в Киев к преподобному Антонию. «Видишь ли, чадо, — спросил его Антоний, — что пещера моя скромна и тесна?» — «Сам Бог привёл меня к тебе, — ответил Феодосий, — буду исполнять то, что ты мне повелишь».

Когда число сподвижников преподобного Антония возросло до 12, он удалился на соседнюю гору, вырыл себе здесь пещеру и стал подвизаться в затворе. Феодосий остался на прежнем месте; скоро он был избран братией во игумена и начал стараться об учреждении правильного общежития по уставу цареградского Студийского монастыря. Главные черты учреждённого им общежития были следующие: всё имущество у братии должно быть общее; время проводилось в непрестанных трудах; труды разделялись по силе каждого игуменом; каждое дело начиналось молитвой и благословением старшего; помыслы открывались игумену, который был истинным руководителем всех ко спасению. Преподобный Феодосий часто обходил келии и наблюдал, нет ли у кого чего лишнего, и чем занимается братия. Часто и ночью он приходил к двери келий и, если слышал разговор двух или трёх иноков, сошедшихся вместе, то ударял жезлом в дверь, а утром обличал виновных. Сам преподобный был во всём примером для братии: носил воду, рубил дрова, работал в пекарне, носил самую простую одежду, прежде всех приходил в церковь и на монастырские работы. Кроме аскетических подвигов, преподобный Феодосий отличался великим милосердием к бедным и любовью к духовному просвещению и старался расположить к ним и свою братию. В обители он устроил особый дом для жительства нищих, слепых, хромых, расслабленных и на содержание их уделял десятую долю монастырских доходов. Кроме того, каждую субботу отсылал целый воз хлеба заключённым в темницах.

Из сочинений преподобного Феодосия известны два поучения к народу, десять поучений к инокам, два послания к великому князю Изяславу и две молитвы.

Основанная преподобным Антонием и устроенная преподобным Феодосием Киево-Печерская обитель сделалась образцом для других монастырей и имела великое значение для развития Русской церкви. Из её стен выходили знаменитые архипастыри, ревностные проповедники веры и замечательные писатели. Из святителей, пострижеников Киево-Печерской обители, особенно известны святые Леонтий и Исаия (епископы Ростовские), Нифонт (епископ Новгородский), преподобный Кукша (просветитель вятичей), писатели преподобный Нестор Летописец и Симон.

18 мая (5 мая по ст. ст.). День празднования иконе Богородицы «Неупиваемая чаша»

Икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша» по иконографии относится к типу «Оранта» — Богоматерь изображена с воздетыми вверх руками, перед Ней — Богомладенец, стоящий в чаше. Это Чаша Причащения — неистощимый источник духовной радости и утешения. Пресвятая Богородица молится за всех грешных и возвещает, что каждому страждущему уготована Неупиваемая Чаша небесной помощи и милосердия.

Появлению этой иконы предшествовало необычное происшествие, произошедшее в 1878 году в Тульской губернии. Некий отставной солдат был одержим страстью к пьянству. Он пропивал всё, что у него было, и вскоре стал нищенствовать. От злоупотребления алкоголем у него отнялись ноги, но это не остановило его и он продолжал пить. Как-то во сне бывший солдат, а ныне крестьянин, увидел старца, который приказал ему идти в город Серпухов, в монастырь Владычицы Богородицы, где находилась икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша», и совершить перед ней молебен. Не имея ни гроша, с отнявшимися ногами, крестьянин не мог отправиться в путь. Но святой старец во второй и третий раз явился ему и грозно повелел исполнить сказанное. На четвереньках отправился отставной солдат в Серпухов. В одном из селений, которые лежали на пути, он остановился для отдыха. Чтобы облегчить боль и страдания путнику, старушка-хозяйка растёрла ему ноги и уложила на печь. На следующий день солдату полегчало, но хозяйка оставила его еще на одну ночь, снова растерев ему больные ноги. Опираясь на две, а потом и на одну палку, крестьянин потихоньку дошёл до Серпухова.

Во Владычнем монастыре он рассказал о своих дивных сновидениях и попросил совершить молебен перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Но его просьба привела в замешательство насельниц монастыря: никто в обители не знал такой иконы. Лишь через некоторое время они нашли иконку, висевшую в проходе из храма в ризницу. На оборотной стороне ее была надпись «Неупиваемая Чаша». В лике же ученика святителя Алексия — преподобного Варлаама — крестьянин сразу же узнал явившегося ему во сне святого старца. Домой из Серпухова отставной солдат возвратился уже свободным от своей пагубной страсти.

Весть о чудотворной иконе быстро распространилась по всей России. Люди, страдавшие от пьянства, их родные и близкие спешили вознести молитвы к Пресвятой Богородице об исцелении от недуга, многие приходили уже после, чтобы возблагодарить Владычицу за Её великую милость.

Чудотворная икона «Неупиваемая Чаша» находилась во Владычнем монастыре до 1919 года, а после его закрытия — в соборе Николы Белого на Калужской улице. Дальнейшая судьба иконы неизвестна.

В 1993 году в серпуховском Высоцком мужском монастыре, а в 1995 — в возрождённом Владычнем монастыре были сделаны списки чудотворной иконы, при этом были сохранены все пропорции и академический стиль, характерный для подлинника. Всё это послужило началом возрождения почитания чудотворной иконы после долгих лет богоборчества.

Поклониться иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша» едут со всех уголков России и других стран. Славится чудотворная икона скорым исцелением страждущих от недугов наркомании, алкоголизма и курения. Замечено, что икона не только исцеляет, но и помогает изменить образ жизни человека, приводит его к осознанию своих грехов, покаянию, возвращает к благочестивой жизни.

К сожалению, точно не известен тот день, в который икона была явлена. В XIX веке празднование в честь иконы «Неупиваемая Чаша» совершалось 27 ноября — в один день с иконой Божией Матери «Знамение», так как обе эти иконы схожи по иконографии.

21 мая (8 мая по ст. ст.). День памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова

Апостол Иоанн прожил долгую жизнь и отошёл ко Господу в возрасте ста с лишним лет — он был одним из трёх учеников, которых Господь особенно приблизил к Себе. После своего призвания апостол не расставался с Господом и был свидетелем многих чудес, совершаемых Спасителем. Во время Тайной Вечери он возлежал рядом с Господом, и по знаку апостола Петра, приникнув к груди Спасителя, спросил об имени предателя. Апостол Иоанн следовал за Господом, когда Его, связанного, вели из Гефсиманского сада на суд беззаконных первосвященников Анны и Каиафы, он же находился во дворе архиерейском при допросах своего Божественного Учителя и неотступно следовал за Ним по Крестному пути, скорбя всем сердцем. У подножия Креста он плакал вместе с Божией Матерью и услышал обращённые к Ней с высоты Креста слова Распятого Господа: «Жено, се сын Твой» и к нему: «Се Мати твоя» (Ин. 19:26–27). С этого времени апостол Иоанн, как любящий сын, заботился о Пресвятой Деве Марии и служил Ей до Её Успения, никуда не отлучаясь из Иерусалима.

После Успения Божией Матери апостол Иоанн направился в Ефес и другие малоазийские города, чтобы проповедовать среди язычников Евангелие, взяв с собой своего ученика Прохора. Его проповедь сопровождалась многочисленными и великими чудесами, — количество уверовавших увеличивалось день от дня. В те времена начались великие гонения на христиан. Император Нерон жестоко расправлялся с ними, подвергая пыткам. Апостола Иоанна отвели на суд в Рим и приговорили к смерти за исповедание веры в Господа Иисуса Христа. Но Господь хранил Своего ученика. Когда Иоанну дали выпить чашу с ядом, он выпил и остался жив; когда бросили в котёл с кипящим маслом, он тоже остался невредим. Уничтожить апостола император не смог и сослал в заточение на остров Патмос. По пути в заточение и на Патмосе Иоанн совершил множество чудес, проповедуя Святое Евангелие, изгоняя бесов из идольских капищ и исцеляя людей. Волхвы бесовскими наваждениями пытались извести апостола, но он разрушал их волшбу силой благодати Божией.

Однажды Иоанн и Прохор отправились на пустынную гору, где апостол в течение трёх дней постился и истово молился. Гора начала колебаться во время молитвы, загремел гром. Испуганный Прохор приник к земле, но апостол поднял его и сказал записывать то, что он будет говорить. «Аз есмь Альфа и Омега, начаток и конец, глаголет Господь, Сый и Иже бе и Грядый, Вседержитель» (Откр. 1:8), — возвещал Дух Божий через святого апостола. Так около 67 года была написана Книга Откровения (Апокалипсис) святого апостола Иоанна Богослова. В этой книге раскрыты тайны судеб Церкви и конца мира. Спустя долгие годы апостол вернулся в Ефес.

Когда настало время отойти Иоанну к Богу, он удалился за пределы Ефеса с семью своими учениками и повелел приготовить для себя в земле крестообразную могилу, в которую лёг, сказав ученикам, чтобы они засыпали его землёй. Ученики с плачем целовали своего любимого наставника, но, не решаясь ослушаться, исполнили его повеление. Они закрыли лицо святого платом и закопали могилу. Узнав об этом, остальные ученики апостола пришли к месту его погребения и раскопали могилу, но ничего в ней не нашли.

Каждый год из могилы святого апостола Иоанна 8 мая выступал тонкий прах, который верующие собирали и исцелялись от болезней. Поэтому Церковь празднует память святого апостола Иоанна Богослова ещё и 8 мая.

22 мая (9 мая по ст. ст.). Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар 

Надо ли объяснять православному, кто такой Николай Чудотворец? Святой, живший в III веке, кажется близким и родным, а о чудесах из личного опыта по молитвам ему могут рассказать многие верующие.

При жизни Николай Чудотворец был архиепископом в городе Миры, это современный турецкий городок Демре. Его очень любили прихожане: святитель был добрым, кротким, справедливым, отзывчивым — ни одна просьба к нему не оставалась без ответа. При всём этом Николай запомнился современникам как непримиримый борец с язычеством, разрушавший идолов и капища, и защитник христианства, обличавший еретиков.

В XI веке Византийская империя переживала тяжёлые времена, турки опустошали её владения в Малой Азии, угрожая в том числе и городу Миры. Ещё несколько столетий назад мощи святителя лишь чудо оберегло от осквернения захватчиками, и когда над ними вновь нависла угроза, в 1087 году решили действовать христиане-купцы из итальянских городов — Венеции и Бара.

Барийцы оказались на месте раньше. Дальнейшие события можно интерпретировать по-разному. С одной стороны, итальянцы беспрепятственно забрали мощи, обнаружив их в наполненном миром саркофаге, предварительно совершив литию и предложив местным монахам выкуп (от которого те отказались). Кроме того, монахи рассказали о явлении святителя Николая одному старцу накануне, в котором он попросил тщательнее охранять его мощи, барийцам, и те посчитали это благословением святителя на перенос мощей. С другой стороны, они пришли в практически неохраняемый храм вооружёнными, повредили несколько саркофагов в поисках мощей святителя, и забрали их без согласия (несмотря на предложенный выкуп).

Перенесение мощей святителя Николая Чудотворца в Бар завершилось с возвращением купцов 9 мая (тогда ещё по единому Юлианскому календарю). Их торжественно перенесли в церковь святого Стефана, среди участников торжества происходили чудесные исцеления, а через год был построен и освящён храм во имя святителя. В западной Церкви (напомним, на тот момент с раскола между православием и католичеством прошло всего 33 года) празднование перенесения мощей святителя Николая установилось почти сразу; в Византии же праздник долгое время не признавали, ведь в утрате мощей виделось похищение и утрата. В русской Церкви почитание этого праздника, в духе глубокого, уже упрочившегося к тому времени почитания Николая Чудотворца в русском народе, установилось почти сразу.