Статьи

«Это уже далеко не первая „печать антихриста“»: как Церковь относится к QR-кодам

«И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его», — сообщает нам глава 13 Откровения Иоанна Богослова.

Кто бы мог подумать, что зло прячется в технологиях, которые, упрощая жизнь, развращают?

Не так давно нашу страну миновала очередная «угроза» апокалиптического масштаба — всеобщее введение QR-кодов (а точнее, сертификатов вакцинации от коронавируса или справки о перенесённом заболевании) на уровне федерального закона. Не успели парламентарии принять закон, как публичное пространство наводнили опасения того, что QR-код — и есть та самая «печать», с обеих сторон развернулись агитационные кампании, а пандемия пошла на спад, и закон вдруг оказался не нужен.

Но это уже далеко не первая «печать антихриста», которую в нашей стране пытались принять (или принимали) на законодательном уровне. Во истину, диавол кроется в деталях: в штрих-кодах, ИНН и СНИЛСах, вот и в QR-кодах её увидели. Но не спешите посыпать голову пеплом. Супротив зла есть средства — здравый смысл, например. Недавняя общественная дискуссия — хороший повод вспомнить обо всех этих «печатях», и почему не стоит так о них переживать и слушать паникёров.

QR-год

2021 год… эпоха тотального локдауна, всеобщей (почти) вакцинации и тех самых QR-кодов, время нервное, как тут не найти дурные предзнаменования? И некоторые граждане, вместо чтения и спорта, занялись этими умственными упражнениями. К счастью, к этому удару мракобесия уже были готовы.

— Было бы совершенно немыслимо, чтобы для входа в храм от прихожанина требовалось предъявление QR-кода или какого-либо иного гражданского разрешительного документа… При этом должен сказать, что неуместными и греховными являются рассуждения о вакцинации или о присвоении в связи с ней QR-кода как о будто бы «печати антихриста». Такие рассуждения уводят людей от понимания того, что порабощение антихристу состоит в отказе от верности Господу в своих делах, словах, в отказе от пребывания в Церкви, — а пресловутая «печать» является лишь внешним знаком, видимым выражением совершившейся апостасии, — так на панику отреагировал Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл.

В след за Святейшим Патриархом просвещение развернулось во всех епархиях. О том, как относиться к QR-кодам и вакцинации, в видеообращении рассказал игумен Иннокентий (Нилов), секретарь Красноярской епархии, благочинный церквей Левобережного городского округа Красноярска, наместник красноярского Успенского мужского монастыря.

Отец Иннокентий предостерёг верующих от распространённого заблуждения, будто QR-код — это печать антихриста.

«Это не та библейская печать антихриста, о которой нас предупреждал святой апостол и евангелист Иоанн Богослов. Он говорил о начертании зверя на челе и правой руке».

Полная версия обращения отца Иннокентия доступна на сайте kerpc.ru.

Сатана спрятался в ИНН?

Теперь из компании маргинальных пользователей интернета нашего времени перенесёмся в Европу двумя десятилетиями ранее. Личные электронные коды появились в Европейском союзе в результате принятия Шенгенских соглашений. И началось. В Греции в 1997–1998 годах прошли акции массового протеста. Не шибко образованные «молодые европейцы» выступали против занесения в компьютер данных о каждом человеке, «замены» его имени кодом. Ещё больше люди боялись «печати антихриста». Некоторые усмотрели в штрих-кодах ИНН, которыми предполагалось «пометить» каждого налогоплательщика, пресловутое «число зверя». «Зоркие» глаза увидели сатанинский символ в разделительных линиях: эти двойные полоски действительно обозначали электронную запись числа 6, и они повторялись трижды. Так миф стал достоянием народа и превратился в общественную силу. Дальше тлетворное влияние Запада докатилось и до России.

Дело дошло до того, что Священному Синоду Русской Православной Церкви пришлось сделать специальное заявление. В первой его части содержится призыв «хранить христианское трезвомыслие», а во второй — «уважать чувства верующих», не отвечать негативно заблуждающимся, но объяснять, что никакие знаки не могут повредить душе человека, если не сопровождаются сознательной изменой Христу.

И тем не менее, в вопросе с документами мракобесие лишь усиливалось. Слишком много было людей, не желавших разбираться и слушать. Власти пришлось пойти на компромисс — так российский ИНН остался просто десятизначным номером, без штрих-кода и присущих ему «шестёрок», необходимых для ориентирования считывающего устройства.

Как убивают штрих-коды?

В принципе, никак. Единственный вред от них — нервное напряжение. Если искать информацию, откуда взялась теория, что штрихкод — печать антихриста, окажется, что этому вопросу уже не меньше полувека, а первыми усомнились в безопасности этой маркировки адвентисты седьмого дня. А может быть и того раньше — этому вопросу можно было бы посвятить отдельное научное исследование, документируя все вспышки конфликта и аргументы сторон, в том числе и Православной Церкви. Для упрощения остановимся на одном из самых недавних конфликтов.

Самое ужасное, что заблуждениями пользуются ушлые шарлатаны-экстрасенсы и бизнесмены. В 2014 году очередную вспышку мракобесия спровоцировала организация «Рузское молоко». Молокозавод зачеркнул штрих-коды на своих упаковках. Из опубликованного 23 мая на сайте компании заявления следовало, что «штрихкод на товарах — это начертание или печать Антихриста, в нём невидимо всегда присутствует три шестерки (666) или же имя Антихриста, которое сокрыто в Священном Писании». Завод пояснил телеканалу РБК, что объявление на сайте — это ответ на вопросы покупателей. Они, якобы, активно спрашивали, в чём дело. Сейчас это объявление, кстати, недоступно. А вот штрих-коды до сих пор зачёркивают. И это при том, что рядом с заблокированной печатью сатаны спокойно красуется QR-код. Видимо, начальству «Рузского молока» видней.

Кстати, о нём. Директором и идейным вождём молокозавода является некто Василий Бойко-Великий. Этот воистину великий человек называет себя православным предпринимателем. Человек этот богат и духовно, и материально, хоть и не без греха. В 2007 году, по информации журнала Forbes, предприниматель был взят под стражу по обвинению в мошенничестве в особо крупном размере и легализации имущества при покупке у ЗАО «Доватор» земель на территории Рузского района. Вскоре после ареста Бойко-Великий продиктовал адвокатам письмо, впоследствии опубликованное в газете «Рузский курьер». В нём он назвал инициатором уголовного преследования «врага рода человеческого и его слуг из сатанинских сект, одна из которых уже давно действует на территории ЗАО „Доватор“». Бизнесмен настаивал, что на купленных землях собирался не только реализовать курортный проект «Рузская Швейцария», но и построить храм. Он также оплачивал преподавание основ православия в Подмосковье. В октябре 2008 года Верховный суд принял решение выпустить его под залог в 50 млн рублей.

После освобождения из заключения Бойко добавил к своей фамилии слово «Великий». И пошли от него псевдоправославные во все стороны инициативы, зачёркивание штрих-кода в том числе. Никто доподлинно не знает, снизошло ли на бизнесмена озарение в камере или у него просто появилось время придумать новую рекламную стратегию. Тем не менее, скандал свершился, о зачёркнутых штрих-кода шумели все газеты и телеканалы, а потом, как и вся гнусь после бури, спокойно погрузился на информационное дно. И сейчас ни одному из последователей Бойко-Великого поднять такую же шумиху не удалось.

Во многом изгнание мракобесов случилось заботами священников и православных порталов. Так, на ресурсе «Правмир» даже вышел комментарий технического специалиста (автор статьи Владимир Берхин), работающего с программным обеспечением к сканерам штрих-кодов. Если очень коротко, штрих-код кодирует информацию двоичным кодом — там есть только нули и единицы, т. е. «биты», выражаясь соответствующим языком. Если участок фиксированной ширины белый — это ноль, если чёрный — это единица. В штрих-коде цифры кодируются семью «битами». Злополучные штрихи по краям и по центру вообще не являются цифрами — боковые состоят из трёх «бит», центральный — из пяти. И если к боковым ещё можно воображаемо «дорисовать» недостающие четыре «бита» нулей, чтобы получить «шестёрку», то вот к средним штрихам этого никак нельзя сделать. Да и вообще, замечает автор статьи, если такие умозрительные дорисовывания считать аргументом, то признаком «шестёрки» можно считать и букву «о», и букву «С», ведь дорисовать из них шестёрку можно в одно движение.

В чём реально кроется антихрист

Что же всё-таки происходит вокруг последние 20 лет? Кажется, что перед нами далеко не единственный пример «миграции сюжета», распространяющегося тем же образом, что и городская легенда. Россия и шире СНГ переживает сейчас то, от чего Запад страдал 1970-х. Конспирология, как чума, распространяется по городам и весям. И, пока мы все, или самые уязвимые из нас, не «переболеют», ничего не кончится.

Но почему? Почему же люди так просто вовлекаются в странные идеи? Мне представляется, что объясняет это концепция «эмоциональных сообществ», предложенная историком Барбарой Розенвейн.

Её идея, отталкивающаяся от теории «текстуальных сообществ» Брайана Стока, подразумевает, что человеком в обществе бесконечной информации руководят не «реальные эмоции», якобы переживаемые той или иной группой, а эмоции «ожидаемые», обладающие высокой социальной ценностью для данного сообщества. Эмоциональные сообщества, — пишет Розенвейн, — это в целом то же самое, что и социальные сообщества. Иными словами, люди не хотят думать и тратить силы. Они хотят чувствовать. Это просто и отвлекает от опостылевшей суеты. Раньше этого было мало только потому, что информации было мало. Так что, сразу скажу, лекарство не в возвращении к старым временам, а в образовании. К счастью, и Церковь, и светские силы дают к этому все возможности.

И это неспроста, ибо воинственные заблуждения и паника мешают нормальной жизни. Комментируя ситуацию с теми же QR-кодами в интервью ТАСС, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В. Р. Легойда отметил:

— В докладе на ежегодном Епархиальном собрании Предстоятель предельно ясно выразил позицию Церкви: «Должен сказать, что неуместными и греховными являются рассуждения о вакцинации или о присвоении в связи с ней QR-кода как о будто бы „печати антихриста“». Это, впрочем, не означает, что угрозы человеческой свободе, которые несёт в себе цифровой контроль, безразличны Церкви. Но какими бы они актуальными ни были — они не должны вносить смуту и разделение в церковное единство.

То есть Церковь против разделения среди верующих, особенно когда его природа зиждется на заблуждении. Заблуждение строятся на страхе и эмоциональном отрицании фактов. Это опасно, потому что человек в состоянии аффекта — всегда самый опасный. Поэтому нужно лечить, лечить и успокаивать. Мы уже сравнивали волну мракобесия с эпидемией, уже говорили, что со временем болезнь ослабнет. Однако, доводя аналогию до конца, зачем отказываться от одного средства в пользу других? Мы заболеваем, излечиваемся, приобретаем иммунитет, но не отказываемся от лекарств при этом. Потому что так легче и быстрее можно пройти болезнь. С заблуждениями то же самое. Никто не заставит вас перепроверять информацию, советоваться со священником, искать официальную позицию Церкви. Это право каждого, как пить или не пить лекарства, индивидуальная ответственность. Но при этом, никогда не стоит забывать, что мы — община, и, отказываясь просвещаться, мы подаём пример другим. Именно здесь, в страхе и беспечности, кроется зло. И именно ему противостоит просвещение, забота о ближних, то есть добро.

Дмитрий ЗАДНЕПРЯНОВ