Секция «Церковь и история Приенисейской Сибири» одноименного направления XIX Красноярских краевых Рождественских образовательных чтений «Молодежь: свобода и ответственность» прошла 15 января в красноярской общеобразовательной школы № 154.
Руководителем направления и секции выступил председатель регионального отделения Всероссийской ассоциации учителей истории и обществознания, заместитель директора средней общеобразовательной школы № 2 им. Ю.А. Гагарина г. Дивногорска Игорь Федоров.
Обращаясь к участникам с вступительным словом, Игорь Геннадьевич отметил и широкий спектр тем, поднятых в представленных докладах, и общий качественный рост как исторической секции, так и красноярских Рождественских чтений в общем:
— Мне посчастливилось принимать участие еще в самых первых Чтениях на красноярской земле. Тогда это была площадка, на которой главным образом собирались лишь священнослужители. Сейчас же главные участники форума — это миряне; кандидаты наук, краеведы, вузовские преподаватели, школьные учителя.
Работу секции предварила презентация проекта «„Сибирский крест“: новомученики и подвижники благочестия Ачинской земли» — победителя Международного открытого грантового проекта «Православная инициатива». О результатах начинания аудитории рассказал руководитель епархиального Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, главный хранитель Музейно-просветительского центра духовной культуры Красноярского края «Касьяновский дом» Геннадий Малашин.
Затем состоялись выступления докладчиков. Ключевым вопросом, так или иначе затронутым большинством участников исторической секции, стала проблема духовного кризиса российского общества на рубеже XIX–XX веков, воплотившаяся в революционной смуте и Гражданской войне вековой давности. Ей, в частности, посвятили свои доклады главный редактор издательства «Енисейский благовест» Валентина Майстренко («Противостояние. Кумир студенческой молодежи М.В. Буташевич-Петрашевский в Енисейской губернии и сибирские старцы»), кандидат исторических наук, доцент, старший научный сотрудник Хакасского научно-исследовательского института языка, литературы и истории Галина Корнеева («Политизация духовенства Восточной Сибири в условиях первой русской революции (1905–1907 гг.)») и кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка и речевой коммуникации Института филологии и языковой коммуникации Сибирского федерального университета Игорь Белых («Переосмысление понятия „нравственное воспитание“ в 20-е гг. XX века в советской школе Приенисейской Сибири»).
Церковную жизнь осложнял целый ряд проблем, а нравственное состояние общества столкнулось со многими вызовами. В силу обстоятельств Россией был избран революционный путь развития, но прививаемое новыми властями материалистическое мировоззрение оказалось нежизнеспособным; общество было вынуждено вернуться к системе духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, хоть и с идеологическими поправками.
На секции прозвучали и не менее интересные доклады, раскрывающие отдельные страницы из церковной истории Сибири. Вехами истории Градо-Минусинской Вознесенской церкви с участниками Чтений поделился кандидат исторических наук, доцент, почетный работник высшего образования Александр Погребняк, а моральное состояние и ценности сибиряков-горожан в годы Гражданской войны на примере венчания браков раскрыл кандидат исторических наук, доцент кафедры Отечественной и всеобщей истории Института истории, гуманитарного и социального образования, ученый секретарь Ученого совета Новосибирского государственного педагогического университета Владимир Баяндин.
О существовавшем в 1923–1937 годах Минусинском викариатстве в одноименном докладе рассказала кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России Гуманитарного института Сибирского федерального университета Анна Дворецкая.
Анна Павловна подчеркнула, что создание данной церковно-административной единицы было вынужденным: столкнувшись с богоборческой политикой революционной власти и обновленческим расколом, Священноначалие благословляло «дробление» епархий, дабы обеспечить прямой контакт паствы с архиереем. Пример южных территорий Енисейской губернии (впоследствии — Красноярского края) показателен: подвижническое служение архиепископа Димитрия (Вологодского) позволило остановить захват храмов обновленцами и сохранить православное присутствие на Минусинской земле.
Секция «Церковь и история Приенисейской Сибири» прошла в живом, дискуссионном ключе. Каждое выступление вызывало широкое обсуждение и многочисленные вопросы участников.
Посетивший встречу руководитель Духовно-просветительского центра при Свято-Троицком кафедральном соборе города Канска (Канская епархия) протоиерей Сергий Смутин в интервью корреспонденту сайта kerpc.ru отметил:
— Историческая секция была и остается одной из самых интересных на красноярских Рождественских чтениях. Почему? Хотя бы потому, что это возможность вживую услышать крупнейших историков-краеведов, узнать больше о прошлом нашей малой родины, следовательно, осознать для себя контуры ее развития в будущем. Здесь всегда есть о чем послушать и о чем подискутировать.
Добавим, что среди слушателей присутствовала консультант Управления общественных связей Губернатора Красноярского края Елена Нельзина.