15 января, после церемонии торжественного открытия XIX Красноярских краевых Рождественских образовательных чтений «Молодежь: свобода и ответственность» прошло пленарное заседание.
Вниманию гостей и участников Чтений были представлены три выступления. Первой слово взяла специальный гость Чтений Евгения Жуковская (г. Москва) — кандидат социологических наук, специалист контрольно-аналитической службы Управления делами Московской Патриархии, главный редактор портала «Приходы».
Доклад Евгения Евгеньевна посвятила теме «Современна ли Церковь молодежи». Поприветствовав гостей Чтений «в сердце Сибири — Красноярске», докладчик констатировала, что сегодня людей с церковным и нецерковным видением часто объединяет тенденция воспринимать Церковь критически: «Посетовать об отсутствии „истинной духовности“ не любит только ленивый. Мол-де наступают последние времена: мельчают старцы, нет духовности, Церковь обмирщвляется и похожа, скорее, на социальную организацию, чем на Богочеловеческий организм».
По мнению выступающей, критика эта обусловлена тем, что большинство современных церковных людей «воспитывалось на патериках», и в их мироощущении часто «отсекались помыслы о счастливой мирской жизни», случались перекосы в семейной политике и в духовном воспитании, излишнее увлечение монашескими практиками, даже среди белого духовенства, а просветительская работа среди населения фактически не велась.
— Этот период [20-30 лет назад] в жизни Русской Православной Церкви мы можем сравнить с младенчеством, — пояснила докладчик. — После тяжелой эпохи атеистических гонений, в год 1000-летия Крещения Руси, Церковь, как вылупившийся на волю птенец, была неопытна и не приспособлена к жизни в мире большого количества людей.
— В те годы Церковь не могла поступать иначе. Для катехизации масс нужна была масса просветительского материала. Но его не было. Была лишь возможность взять опыт прежних веков, — акцентировала Е. Жуковская.
Однако «постепенно стало выкристализовываться понимание, что христианство — это не религия монахов-отшельников, что православным людям важно уметь жить в современном мире, что свобода и ответственность не противоречат воцерковленности и ориентации на Божий Промысл», подчеркнула Евгения Евгеньевна, добавив, что сегодня Церковь не живет прошлым, «не ориентируется на сегодня, а думает о будущем», поэтому она как нельзя современна молодежи: «Будущее — это всегда молодежь. Церковь ориентируется на будущее, значит, она ориентируется на молодежь».
Сотрудник Управления делами Московской Патриархии также упомянула о том, что еще десять лет назад различные молодежные инициативы были в Церкви делом исключительным, не было речи о системной работе молодых волонтеров, в то время как сегодня в России — почти 2000 православных молодежных объединений. Выступающая добавила, что Церковь «не просто смотрит в будущее с позиции наблюдателя, а ищет новые пути к человеку», и роль в этом играет, помимо прочего, трудоустройство в церковных структурах мирян и активизация приходских общин за счет внебогослужебной деятельности.
— На протяжении всей своей истории Церковь проповедовала те же самые постулаты, что и современная молодежь. <…> Мы прошли с вами период младенчества, чтобы не терять сегодня возможности соответствовать чаяниям и надеждам молодежи. Ведь Церковь жива, пока она настраивает в обществе гармоничный лад, — подытожила Евгения Жуковская.
Далее слово было предоставлено Василию Герасимову (г. Новосибирск), кандидату физико-математических наук, старшему научному сотруднику Института ядерной физики Сибирского отделения Российской академии наук. Его выступление было посвящено теме «Нравственный образ молодого ученого».
Докладчик в своем выступлении акцентировал, что развитие современной науки в России «нельзя рассматривать без оглядки на вопросы нравственности».
— Опыт мировой науки показывает, что именно от степени нравственности ученых зависит то, какие последствия имеют все научные открытия, ведь они часто приводят к появлению новых, трудно разрешимых проблем. Это касается, к примеру, захоронения ядерных отходов, применения ядерного оружия. Без нравственных ориентиров наука действительно может принести большой урон обществу и даже погубить саму себя, — констатировал В. Герасимов.
Также Василий Валерьевич упомянул о том, что в современных развитых странах к ученому сообществу существует большая степень доверия, что «налагает на ученых большую ответственность не только за свои открытия, но и за публичные высказывания своей позиции и образ жизни».
Выступающий отметил, что вопросы нравственности в науке нельзя рассматривать в отрыве от вопросов нравственности в обществе в целом, и в этой связи коснулся проблемы, связанной с «прогрессирующим стереотипом „общества потребления“ с идеями эгоизма и гедонизма: так, уровень коммуникационных технологий сегодня крайне высок, но, в то же время — не жизненно необходим, а направлен на развлечение и достижение комфорта».
Среди институтов, определяющих уровень нравственности ученого, Василий Герасимов назвал школу и высшие учебные заведения, посетовав на тенденцию к получению учеными обучения в зарубежных вузах с дальнейшим переездом за рубеж, что «в большинстве случаев свидетельствует об утере нравственного чувства, патриотизма и национального самосознания».
— В России, с учетом ее культурного и исторического опыта, решение проблемы состоит в обращении к традиционным духовно-нравственным ценностям, основанным на христианском, православном мировоззрении, — подытожил молодой ученый.
Завершилось пленарное заседание докладом «Будущее сакрального пространства Красноярска: возрождение собора Рождества Богородицы». Его вниманию публики представил Константин Шумов, руководитель службы по контролю в области градостроительной деятельности Красноярского края.
Константин Юрьевич в своем выступлении подчеркнул, что «расположенные в градостроительно значимых местах здания церквей на протяжении всей истории играли исключительно важную роль в формировании городского ландшафта и сакрального пространства», и длительный период времени именно они «являлись главными общественными, культурными и духовными центрами».
«Кафедральный собор Рождества Богородицы служил главным украшением городского ландшафта Красноярска <…> и играл главенствующую роль в иерархии городских храмов», акцентировал выступающий, рассказав подробнее о вехах строительства собора и его трагической гибели в 1936 году в период пятилетки безбожия.
— Разрушение собора не только существенно обеднило богатый в прошлом силуэт застройки центра Красноярска, но и привело к утрате важнейшего православного духовного центра Приенисейского края, — добавил он.
Далее Константин Шумов подробнее рассказал о проектных работах по воссозданию собора. Так, был осуществлен обширный поиск документальных источников, в ходе которого удалось обнаружить ранее не известные историкам красноярской архитектуры подлинные чертежи. На основе выявленных материалов в мастерской красноярского архитектора А.В. Банникова был выполнен эскизный проект.
— Здание будет воссоздано в максимально приближенном к оригиналу виде, — заверил докладчик.
Говоря о важности возрождения Богородице-Рождественского собора, архитектор вновь упомянул о «восполнении утраченных смыслов и значений, важных для национальной культуры в целом».
— В наше время ярким примером реализации общественной потребности в нравственной реабилитации стало восстановление одного из величайших символов национальной духовной культуры — Храма Христа Спасителя в Москве. Именно так, а не иначе следует воспринимать и предпринимаемую сегодня в крае реализацию идеи воссоздания кафедрального собора Рождества Богородицы, — подытожил Константин Шумов.
Добавим, что выступление сопровождалось показом презентационных слайдов. На экране все смогли увидеть 3D-макет Собора на Стрелке. Кроме того, гостям Чтений представили брошюру «Возрождая Собор — возрождаем Россию», выпущенную издательским домом «Восточная Сибирь».