На торжественном открытии XIX Красноярских краевых Рождественских образовательных чтений с приветственным словом выступил председатель оргкомитета Чтений — Глава Красноярской митрополии Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон:
— Дорогие братья и сестры! Благородная общественность, которая уместилась в этом уютном зале в одной из лучших, передовых — и по архитектуре, и по внутреннему наполнению — школ в Красноярске!
Рождественские чтения не являются для нас некой генеральной «работой», в которую мы все погружены: это радостная встреча наших сердец и умов, наших планов и пожеланий в том направлении, которое мы избрали, услышав нашего Господа и Иисуса Христа: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа!» (Мф. 28:19) А для нас с вами задача стоит еще и в том, чтобы научить свою интернациональную паству, свой народ, который за двадцатое столетие насильственно был оторван от тех спасительных духовно-нравственных идей, законов, которые формировали нацию как благородное сообщество народов и религий: в мире, в уважении, в любви и, конечно, же — в труде.
Пришло время, и с конца последней четверти прошлого столетия начался путь восстановления, поиска и создания доктринальных направлений в отношении спасения рода человеческого и народов, тогда — в СССР, сейчас — в Российской Федерации. Конкретно мы с вами — работаем на просторах, потрясающих по своей красоте: в Сибири. Красноярский край не имеет видимых границ: как по величине земли, так и по широте требований к просвещению.
Благодать Духа Святаго преподается через наше духовенство, через благословение Святейших Патриархов и ныне — Святейшего Патриарха Кирилла, и мы движемся семимильными шагами. В чем-то мы успеваем, а что-то — еще не преодолели, и на горизонте вырисовываются еще целые горы дел, которые только предстоит еще нам осилить, взойти на этот духовный Эверест, со святой Церковью, с тружениками — такими как вы, здесь присутствующие представители городов и селений края. Само ваше присутствие здесь свидетельствует о том, что неравнодушна душа ваша, а сердце ваше не может спокойно биться в груди: оно требует действий. И вот, каждый год предлагаются темы для размышления над новейшими вызовами современности. И, слава Богу, мы не боимся этих вызовов.
Нам с вами необходимо осмыслить все, что происходит с нашей нацией и, конечно же, с нашей молодежью. В заявленном тематическом направлении — «Молодежь, свобода, ответственность» — скрываются самостоятельные направления, которые необходимо изучать, исследовать и вооружаться к практическим действиям.
О свободе — как нигде сказано в Священном Писании. В чем заключается свобода и где ее источник? Чем отличается свобода от рабства? Молодежь — это семя, которое превратилось в плод, а что даст этот плод будущему, Церкви? Как мы с вами должны активно, позитивно и продуктивно отвечать на вызовы свободы в среде молодежи? Какой свободой пользуются наши юность и детство в отношении к родной земле, старшему поколению и, конечно же, своей драгоценной души, ради которой Распят был Господь? Думают ли они о свободе своей души?
Правду мы должны принимать такой, какая она есть. И правда такова, что школа светская не имеет права (а она и не должна быть направлена на это) на изучение Закона Божьего: это свобода воли каждого человека. Но со школой мы сотрудничаем в культурологическом аспекте, и получают свое развитие такие предметы, как «Основы православной культуры», со скрипом и кровью, с великим трудом тех педагогов и воспитателей, которые берутся за это прекрасно дело — открывать детям красоту родного Православия и нации, патриотизм, красоту труда, все земное, которое приводит к небесному.
Главный вопрос: где та золотая середина, которая бы позволила, как ключиком, открывать сердца наших детей, нашей молодежи? В чем заключается успех панк-культуры, рэп-культуры и прочего? Что скрывается в простой кока-коле и в Макдональдсе? Ведь там наша молодежь. Огромные супермаркеты — и там наша молодежь. Что они там почерпнут?
Вместе с тем, мы не жалуемся, что у нас в храмах нет молодежи: это не так. Трудами Церкви, совокупно, во главе с пастырями, сколько приходов бы мы не открывали, в любом микрорайоне — не только старые, опытные верующие наполняют храм, но и новые лица, молодые, с маленькими детьми. Даже в будние дни причащаются уже не по 15-20, а по 30-50 человек, а в праздничные дни — совершается порой по две Литургии. 30–40 % подростков и молодежи в числе тех, кто находится за богослужением.
Конечно же, не стоит закрывать глаза и на духовное просвещение на селе. Интерес у сельского человека к храму сейчас открывается. «Владыко! Благословите часовенку!» — «А сколько у вас человек живет?» — «Сто пятьдесят». Но хотят! Другие говорят: «Нас 400 человек, но и школа есть, и клуб. Церковь была, и сейчас нужна». Работы — непочатый край, и работа эта есть и для нас, и она должна быть так же свободной и направленной на открытие интереса в сердцах молодых соотечественников к нравственному спасению своей нации.
Вызовы времени, которые касаются всего земного шара — глобальны и смертоносны, и многое пожирает души и сердца людей. Самое страшное, что в центре — не Бог стоит, а все тот же золотой телец, как когда-то на Синае. Но Россия, Руси православная всегда следовала не за тельцом, а за Священным Писанием. Спасение — не в злате, а в вечной жизни.
…Каждый год подобные форумы — Рождественские образовательные чтения — проходят в каждой из епархий, и слава Богу! Благодаря им мы раскрываем себя миру, который еще не хочет нас принимать, потому что есть рабство духа и тела и полная безответственность. Мы должны все время, как набат, пробуждать сердца людей к размышлению о своем месте под солнцем, о своей личной свободе и о принадлежности к цивилизации, роду своему.
Мы должны говорить утром и вечером после молитвенного правила, что благодарим Господа за свободу, которая дана людям: молиться в Матери-Церкви и, как говорил приснопоминаемый Патриарх Алексий II, храмов строить — сколько хотим. Только дай, Господи, нам силы нести всю красоту Твоего слова и всю любовь Твою отеческую, которую Ты дал познать нам.
Да благословит Господь и Пресвятая Дева Мария нас во всех наших делах. И Небесная Церковь да не ослабит Своего участия в наших деяниях в сфере образования и творчества, соработничества со всеми добрыми силами человеческими, на благо человека и во имя торжества жизни вечной. Аминь.
В добрый путь нашим Красноярским краевым Рождественским чтениям! И паруса — пусть будут алые, пасхальные, и красота любви Божией пусть вдохновляет нас на те подвиги, о которых мы не должны думать, но за которые — должны быть ответственны. Да будет со всеми благодать Духа Святаго, укрепляющая, благословляющая и милующая. С Богом!